Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Взгляд из Якутии – кто заработает на дальнобойщиках?

15.12.2015

YKTIMES.RU – Взимание платы за проезд большегрузов массой свыше 12 тонн по федеральным трассам стало причиной массовых акций протеста по всей стране. Как нововведение приживается в Якутии и кто зарабатывает на «Платоне» деньги и политические «очки» – в материале News.Ykt.Ru.

Третий транспортный налог

Ровно месяц назад, 15 ноября, в России заработала система “Платон”. До 1 марта 2016 года водители многотонных грузовиков, которых в России около 2 миллионов, должны платить 1,53 рубля за каждый километр пути по федеральной трассе. С 1 марта 2016 года тариф планируют повысить вдвое, до 3,06 рубля. При этом разницы между нагруженным и порожним грузовиком «Платон» не делает. Собранные деньги будут направляться в федеральный дорожный фонд и направляться на ремонт дорог.

Для фиксации километража используются специальные бортовые устройства, а в качестве альтернативы можно оформить для проезда маршрутную карту. Выдача бортовых устройств производится бесплатно по запросу перевозчика.

Цель реформы благая: по оценке Федерального дорожного агентства, единичный проезд фуры массой свыше 12 тонн по нагрузке на трассу равен 40 тысячам проездов одной легковой автомашины. Само название «Платон» – сокращенное от «плата за тонны». Между тем, по данным Госкомстата, в стране 2 миллиона грузовиков и 50 774 км федеральных автодорог. В России установлен самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу – $0,025.

Прошедший месяц был отмечен массовыми акциями протеста дальнобойщиков по всей стране. Перевозчики сейчас переживают и без того непростые времена: цены на бензин и запчасти растут, конкуренция большая, а окупаемость маленькая. Многие пострадали из-за санкций и контрсанкций: стало заметно меньше перевозок по мясу и рыбе, а также у автовозов — в связи с кризисом россияне перестали покупать машины. И дополнительные поборы в такой ситуации никого не радуют.

Сборы от «Платона» уже называют третьим транспортным налогом. Сейчас водители большегрузов платят транспортный налог (с каждой л.с. двигателя) и налог в дорожный фонд в виде акциза за горюче-смазочные материалы. Кстати, последний вводился… как сбор на ремонт дорог.

Дойдут ли деньги до дорог?

Как это водится у нас в стране, в первые дни работы «Платона» начался хаос – никто ничего толком не знал. Не работал личный кабинет на сайте оператора, за получением бортовых устройств образовались очереди, массу времени занимало оформление маршрутных листов, а многие водители предпочли вообще не выходить на линию, опасаясь штрафов.

На фоне технических неполадок волну возмущения вызвал и размер санкций за проезд «зайцем», анонсированный ведомством. В случае неоплаченного проезда по федеральной трассе компании-перевозчику грозил штраф в 450 тысяч рублей, а при повторном нарушении – 1 млн рублей. Однако вскоре власти пошли на попятную: 4 декабря депутаты Госдумы снизили штрафы для грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам в обход системы «Платон» до пяти тысяч рублей. При повторном правонарушении сумма будет удвоена – до десяти тысяч рублей, и это максимум. При этом размер штрафа одинаков как для водителей, так и для собственников машин. Законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях.

Кроме того, Росавтодор дал перевозчикам полугодовую отсрочку по штрафам, чтобы завершить процедуру регистрации, открыть расчетные счета и получить бесплатные бортовые устройства. В настоящее время штрафы будут выписываться только в Московской области, где на 18 трассах установлены считывающие рамки системы «Платон».

Разработчики системы не учли и тот факт, что система предоплаты в данном случае — не самый лучший вариант: водитель может изменить маршрут, и поехать не по федеральной трассе или, наоборот, сделать крюк, и тогда расстояние будет больше заявленного ранее, а то и вовсе застрять где-нибудь на несколько дней из-за поломки или по другим причинам. Этот вопрос был поднят 10 декабря на совещании с представителями торговых сетей и производителей продуктов питания, по итогам которого вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что с 15 апреля 2016 года система «Платон» начнет работать и в режиме постоплаты.

По данным на 2 декабря поступления от «Платона» в федеральный дорожный фонд составили 795 миллионов рублей. Однако большинство россиян не верит, что ситуация в отрасли изменится, и считает, что эти деньги до дорог просто не дойдут.

Как пишет Газета.ру, оператором «Платона» является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которая заключила концессионное соглашение с Росавтодором. Один из ее владельцев – 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, сын известного миллиардера Аркадия Ротенберга, одного из ближайших друзей Путина. Компания обеспечивает проектирование, создание и ввод в эксплуатацию системы «Платон», устанавливает систему стационарного контроля (рамки) над полотном федеральных трасс, которые определяют, оплачена поездка фуры или нет. Всего должна быть построена 481 такая рамка. Также оператор будет управлять парком из 100 спецавтомобилей с системой мобильного контроля, которые будут фиксировать нарушителей на трассах. Для информподдержки пользователей оператор должен обеспечить работу 103 региональных центров. Общий срок реализации проекта составляет 13 лет с даты подписания концессионного соглашения — 29 сентября 2014 года. Сама система «Платон» – собственность России.

Водителям фур дали отсрочку

На фоне общероссийских протестов ситуация в Якутии выглядит достаточно спокойно. Единственная протестная акция в столице республики прошла 5 декабря — на митинг перед Домом Правительства №1 дальнобойщиков вывели коммунисты.

В 40-градусный мороз пикетчики вышли на площадь Ленина с плакатами «Дальнобойщики Якутии против системы «Платон», «Автодор — это автоВОР», «Платон» – кормушка олигархов», «Ротенберг и «Платон» — грабители на дорогах России» и т.д. Протестующие призывали профсоюзы республики «перестать прятаться за спину власти и поддержать требования дальнобойщиков».

В завершение пикета коммунисты и дальнобойщики направили в правительство республики текст заявления «Долой антинародный налог!». Что интересно, в числе требований фигурировала «отмена штрафов за неоплату проезда, которые установлены на уровне 450 тысяч рублей за первое нарушение и 1 млн рублей – за повторное нарушение для юридических лиц». Интересно потому, что размеры этих самых штрафов Госдума отменила еще накануне, 4 декабря, и организаторы митинга-коммунисты, чья фракция в парламенте страны активно поддерживала эти поправки, должны были об этом знать.

В Якутии три федеральные трассы: “Вилюй” (от Якутска до Мирного), “Лена” (от Нерюнгринского района до Нижнего Бестяха) и “Колыма” (от Нижнего Бестяха до Сусумана). В основном, грузы везут из Томмота и Беркакита — а это порядка 800 км до Якутска. По словам начальника отдела автомобильного транспорта Минтранса РС(Я) Владимира Романова, на сегодняшний день в республике зарегистрировано около 4 тысяч большегрузных машин, принадлежащих транспортным организациям, индивидуальным предпринимателям и частным лицам. Все они могут получить бесплатные бортовые устройства системы «Платон»  в столице республики по адресу: ул. Каландаришвили, 7. Вопросы об установке считывающих рамок системы «Платон» на федеральных трассах на территории Якутии будут решаться в 2016 году. До 1 мая будущего года штрафовать за неуплату сбора дальнобойщиков не будут.

«Заплатит дальнобойщик — подорожает всё»

На переправе Хатассы-Павловск, куда мы отправились за информацией, что называется, из первых рук, нам удалось пообщаться с водителями большегрузов.

Станислав, сотрудник компании «АЯМТранссервис», стаж работы — более 20 лет:

– На нас реформа пока никак не отразилась. Бортового устройства в машине нет, как работали, так и работаем. Вот  приехали из Томмота, привезли 27 тонн груза. Это еще мало, обычно возим по 35 и более тонн. Как отношусь к реформе? Конечно, отрицательно — это же бред! Все дорожает: топливо, запчасти, продукты, а расценки за грузоперевозки не повышали, как помню, с 2009 года. Как стоил рейс до Беркакита с 30-ю тоннами груза 115 тысяч рублей лет 6 назад — так и стоит до сих пор, ничего не поменялось. Все потому, что конкуренция в сфере перевозок большая, цены поднимать невыгодно, да и железка часть работы у нас отобрала. А коммерсанты чуть что — сразу цены поднимают. Так и в этот раз будет.

Денис, водитель компании «ИжСпецСтройГаз», приехал из Удмуртии с грузом для строящейся Якутской ГРЭС-2:

– Что такое «Платон» мы знаем – еще в ноябре половину машин компании, в том числе и мою, оснастили бортовыми устройствами. Их выдают бесплатно, они запломбированы, вскрывать нельзя – штраф. Я уже 12 дней в рейсе, проехал 7,5 тысяч км, почти весь путь проделал по федералке. Последний раз в Якутии был три года назад, за это время дорога, безусловно, стала лучше: заасфальтированных участков стало больше, да и сама трасса в целом ровнее. Но все равно ездят сюда неохотно: Якутск называют городом-паразитом — обратно идешь пустой, а зимой, на скользкой дороге, это не очень хорошо. Считаю неправильным, что сбор платы отдали в частные руки. Мы, водители транспортных контор, ничего не теряем — зарплата как была, так и осталась, а компания закладывает удорожание за счет «Платона» в цену перевозки для заказчика. Скажется реформа на предпринимателях-частниках: машину нужно заправить, на запчасти оставить, «Платону» заплатить — ему-то что останется?

С экономической точки зрения не так страшен «Платон», как его малюют. Удорожание перевозки, скажем, продуктов, за счет оплаты проезда 8 тысяч километров по федералке составит 12 тысяч рублей. Учитывая, что одна фура обычно перевозит 25-30 тонн, удорожание в пересчете на килограмм груза составит около 40 копеек.

Вопрос в другом. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, планируется, что годовые сборы от «Платона» составят 40 млрд рублей. Из этих денег 29 миллиардов будут направляться на содержание дорог, а оставшиеся 11 миллиардов уйдут концессионеру –  компании Ротенберга. В свете того, что в 2015 году на ремонт дорог, по данным «Ведомостей», потратят 622 миллиарда рублей, полученные от «Платона» 29 млрд (4,6% от этой суммы) погоды точно не сделают. Зато эта реформа может серьезно ударить по малому бизнесу (значительная часть дальнобойщиков — индивидуальные предприниматели), повысить затраты торговых компаний и, в конечном итоге, цен на товары для всех нас, потребителей.

Нинель Гусева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question