Сегодня: 19.12.18 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Американские санкции могут больно ударить по якутской авиации

11.04.2018

твс-2 дтс фото Око планеты

Усиление санкционной политики США может поставить под угрозу производство нового регионального самолета ТВС-2 ДТС. А значит и возрождение местного авиасообщения в Якутии. 

Как мы уже сообщали, в начале апреля 2018 года якутская авиакомпания «Полярные авиалинии» и Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию Ростех) подписали долгосрочный контракт на поставку самолетов малой авиации ТВС-2ДТС. Контракт был заключен в рамках соглашения об организации местных воздушных линий, которое на Российском инвестиционном форуме в Сочи подписали холдинг «Вертолеты России», Минпромторг РФ, Минтранс РФ, а также республики Бурятия и Якутия.

Данным соглашением предусматривается создание к 2019 году на территории У-УАЗа производства самолетов и поставку для нужд региональной авиации в период с 2021 по 2025 годы завоз не менее 200 машин.

Разработанный в Новосибирском СибНИА им. С.А. Чаплыгина новейший цельнокомпозитный самолет ТВС-2 ДТС представляет из себя, по сути, конструктор, собранный полностью из импортных комплектующих.

Планер, крылья и оперение полностью произведены из итальянских препрегов на основе эпоксидных систем ER450, REM и волокна Т700 и Т800 (производство компании CIT, Италия). Соответственно, также полностью импортное и оборудование для производства.

Самолёт оснащён американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлётной мощностью 1100 л.с., пятилопастным реверсивным винтом производства американской компании «Hartzell Propeller Inc.», а также комплектом современного пилотажно-навигационного оборудования американской компании «Garmin».

твс-2 дтс фото рбк

Согласитесь, это трудно назвать российской машиной.

Холдинг «Вертолеты России» входит в состав госкорпорации Ростех и оба этих предприятия уже находятся под санкциями США. На главу Ростеха Сергея Чемезова введены персональные санкции.

Сейчас США проводит политику ужесточения санкционного режима для российских предприятий и бизнесменов, где вводятся новые ограничения. В частности, по «правилу 50%» американские санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%. Активы всех таких фирм подлежат заморозке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США запрещено совершать с ними какие-либо сделки.

Соответственно, если в отношении «Вертолетов России», Ростеха или Сергея Чемезова будут введены новые ограничения, то под санкции подпадает и Улан-Удэнский авиационный завод. А это значит, что американские производители двигателей и навигационного оборудования прекратят поставки своей продукции в адрес завода. Автоматом прекратится поставка запчастей и обслуживание поставленной техники. Напомню, это двигатель, винт, и почти вся авионика ТВС-2 ДТС.

Дружба Сергея Чемезова (Ростех) с Анатолием Чубайсом (Роснано) пока спасло главу Ростеха от ужесточения режима санкций, но сколько это может продлиться сейчас, не может сказать никто. А режим персональных (а уже тем более корпоративных) санкций может сказаться очень и очень причудливо. Вот как описал РБК эти «возможности» в 2014 году Геннадий Тимченко, одним из первых попавший в список:

«Санкции проявляются самым причудливым образом. Скажем, [американская] компания Gulfstream перестала выполнять договорные обязательства, прекратив полеты моего самолета, купленного у нее же за немалые деньги».

Поэтому сейчас, под угрозой санкций, делать многомиллиардные инвестиции и разворачивать производство в расчете только на импортные комплектующие, на мой взгляд, очень рискованно. Если не сказать хуже.

Из имеющихся запасов, можно произвести некоторое количество самолетов, но масштаб производства будет крайне органичен – считанные единицы. А с эксплуатацией построенных, в случае введения санкций, возникнут огромные трудности.

Конечно, можно попробовать заменить импорт. Но чем? Широко обещанной тем же СибНИА им. Чеплыгина локализации к 2016 году американского двигателя TPE331-12UAN нет. И даже разговоры об этом давно затихли.

С ответственными препрегами другая проблема. По словам руководителя СибНИА Владимира Барсука,

«Препреги* отечественного производства, к сожалению, по большинству характеристик хуже, чем зарубежные. Для более высокой отдачи мы взяли материал, который будет лучше. Можно взять и отечественные препреги, но самолет будет тяжелее и топливная экономия будет хуже».

Впрочем, учитывая, что препрегами в России занималось Роснано, нужно внимательно посмотреть насколько эти плохие отечественные препреги являются по-настоящему российскими.

Про современные винты и авионику можно даже не упоминать – их просто нет.

Конечно, можно попытаться использовать российские препреги, авионику и винто-моторную группу от хорошо знакомого «Полярным авиалиниям» АН-3 (турбовинтовый двигатель ТВД-20 с трёхлопастным реверсивным винтом АВ-17). Но это уже будет совсем другой самолет с совсем другой экономикой производства и эксплуатации.

Ан-3 фото сайт Avsim.su

А с экономикой у ТВС-2 ДТС и без того не совсем хорошо – самолет стоит довольно дорого, обслуживание импортного оборудования и второй пилот делают дорогой эксплуатацию.

Если же, после перехода на отечественную продукцию, технические характеристики или заводская цена воздушного судна еще больше ухудшатся, то самолет станет просто никому не нужным.

Владимир Нифонтов.

Справка:

* Препреги (англ. pre-preg, сокр. от pre-impregnated — предварительно пропитанный) — это композиционные материалы-полуфабрикаты.
Представляют собой листы тканых или нетканых волокнистых материалов, пропитанных неотвержденными полимерными связующими. Традиционные волокнистые материалы – это углеволокно, стекловолокно, кевлар. В качестве связующих используют термореактивные или химически отверждаемые смолы. Препреги изготавливают путём пропитки армирующей волокнистой основы равномерно распределенными полимерными связующими.
Препреги применяются при изготовлении корпусов самолетов и вертолетов, крыльев, обтекателей, винтов. Использование подобных материалов позволяет снизить вес и, как следствие, расход топлива воздушных судов, увеличить прочностные характеристики и срок службы.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question