Сегодня: 09.08.20 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Айсен Николаев может разорить Якутию

31.01.2020

ВИС и Николаев

«Сотрудничество» главы Якутии Айсена Николаева с руководителем группы ВИС Игорем Снегуровым может привести республику на грань финансовой катастрофы. 

У новых якутских властей есть один забавный прием – если они не хотят публично озвучивать нежелательную информацию, то говорят – вопрос очень важный, цифры/сроки/данные не помню, я их уточню и обязательно позже дам письменный ответ. Следующий вопрос.

Получается, что и на вопрос вроде как ответил и нежелательную информацию не разгласил. Разумеется, позже от чиновников ничего не поступает. Причем пользуются эти приемом все – что глава республики, что «чудо-мэр» Якутска.

Глава Якутии Айсен Николаев на встрече с редакторами СМИ пообещал прислать нашему сайту данные о сумме прямых японских инвестиций в экономику республики. Ничего не прислал. Нам пришлось самим считать и разбираться. И выяснили, что все прямые инвестиции японских партнеров в широко разрекламированные, типа, «совместные» якутские проекты, составили 5 млн. рублей. И все.

На фоне многомиллиардных затрат якутской стороны и эти 5 млн. руб. – на мой взгляд, просто как пшик. По всей видимости, Айсен Сергеевич постеснялся озвучивать эту цифру и «замылил» ответ.

Также поступила и мэр Якутска Сардана Авксентева, которая пообещала прислать в наш адрес отчет о деятельности вновь созданного в городе мерзлотного надзора. Точно также ничего не пришло. После нескольких напоминаний мэрия хранит глубокое молчание. А проблемы остались. 19 корпус на 202 кв. продолжает крениться, специалисты мерзлотники на конференциях в открытую говорят об опасности высотного строительства на не устоявшихся намывных грунтах 203 кв., а глава республики уверяет население в полной безопасности новостроек. Достоверных данных от городского мерзлотного надзора нет.

Но у этого приема есть один существенный недостаток: со временем такой чиновник начинает восприниматься обычным балаболом, а его ответы – тупыми отмазками.

Вот и на последней встрече с редакторами СМИ Айсен Николаев вновь прибег к любимому приемчику. Мы спросили у главы республики во сколько обойдется бюджету Якутии строительство моста через Лену с учетом всех предусмотренных концессией платежей. А также попросили назвать, сколько всего республике придется ежегодно, с 2025 года, платить группе ВИС за все ее проекты ГЧП в Якутии.

Напомним, ВИС на условиях государственно-частного партнерства уже построил ряд социальных объектов, за которые, в основном, бюджет столицы республики платит свыше 700 млн. руб. ежегодно. А в ближайшем будущем это строительная компания возведет в Якутии еще ряд объектов – поликлинику в Якутске за 3 млрд.руб., Арктический центр за 18 млрд. руб. и мост через Лену за 83,4 млрд. рублей.

Вот мы и хотели узнать, во сколько обойдется якутянам все это великолепие. Но, увы, узнать ничего не удалось.

Айсен Николаев ответил: «По платежам я поручение дам и правительство вам ответит. О тонкостях я сейчас говорить не буду. А сколько будет стоить мост сейчас, без готовой проектно-сметной документации, прошедшей Госэкспертзу, я сказать не смогу. Может стоить 65 млрд.руб. или 75 млрд.руб. или 55 млрд.руб. – проектанты когда сделают проект, тогда и можно сказать стоимость. Предварительно стоимость моста оценивается в 63,5 млрд.руб. без НДС. Из них 47 млрд.руб средства капгранта федерального правительства и порядка 6 млрд – республики. Оставшиеся 13 млрд.руб. будет вкладывать инвестор. Дальнейшие платежи будут идти за счет субсидий от федерального бюджета. Мы вообще ставим вопрос о передаче моста в федеральную собственность после окончания строительства. Еще раз говорю, что по вашим вопросам дам поручение и вы получите ответ».

Разумеется, и в этот раз, несмотря на неоднократные обращения в пресс-службу главы и правительства Якутии, нам никто ничего не прислал. К балабольству высоких чинов нашему сайту не привыкать и, прождав положенные по закону 30 дней, мы опять начали искать ответы самостоятельно.

И в своих поисках мы ориентировались не на пустые слова чиновников или газетные публикации и громкие заявления, а исключительно на документы. Которые, в случае чего, выстоят в арбитражном суде и по которым придется платить реальные деньги из бюджета Якутии.

Сейчас конец января 2020 года, торги по концессионному соглашению прошли, и определился победитель – группа ВИС в лице ООО «Восьмая концессионная компания».

Проект концессионного соглашения по мосту, со всеми приложениями и предложениями от группы ВИС, опубликован на государственном портале torgi.gov.ru. Это довольно объемные документы – само соглашение на 107 листах, плюс 16 приложений в два раза большим объемом, написанные мелким шрифтом сложным юридическим языком с многочисленными перекрестными ссылками.

Как мы и предполагали ранее, в соглашении всего две стороны: Республика Саха (Якутия) – Концедент и Концессионер, на роль которого определена «Восьмая концессионная компания» группы ВИС. Других нет. Соответственно, источниками финансирования проекта строительства моста являются госбюджет Якутии и заемные средства инвестора. Это все.

Преамбула ВИС

В документе оговорена возможность получения федеральных субсидий, но обязательным этот пункт не является. Только возможность. Фактически это простая оговорка на случай чего.

Согласно проекту соглашения, госбюджет Якутии должен выплатить капитальный грант на строительство в размере 54,296 млрд. руб. без НДС. В дальнейшем все суммы будут приводиться без НДС – как указано в документах по концессионному соглашению.

Бюджет грант ВИС

График платежей расписан на 6 лет, и первый платеж в размере 1,7 млрд.руб. нужно будет сделать в течение 15 дней с даты официального начала строительства. По графику строительства это 3 кв.2021 г.

За просрочку платежа капгранта или не полную выплату очередного транша (хоть на 1 рубль), Якутии придется платить неустойку в размере 200 тыс. руб. в день, плюс проценты за недоплаченную сумму.

Со своей стороны компания группы ВИС обязуется привлечь на строительство заемные средства в размере 28,9 млрд.руб. и предлагает немного изменить график платежей капгранта – платить не с первого года строительства моста, а со второго. И не двумя траншами по 1,7 млрд.руб., а единым на сумму 3,4 млрд.руб.

ВИС финансирование

Но, как известно, бесплатный сыр есть только в мышеловке. И за эти заемные средства «Восьмой концессионной компании» платить в итоге придется республике. После ввода моста в эксплуатацию бюджету Якутии, согласно концессионному соглашению, придется платить базовый инвестиционный платеж, погашая долги концессионера, и базовый эксплуатационный платеж за работу моста. Как сказано в концессионном соглашении:

«Инвестиционный платеж означает сумму Инвестиций (привлеченных «Восьмой концессионной компанией» – прим. Ред.), а также расходов на обслуживание Инвестиций на этапах Создания и Эксплуатации, которые подлежат компенсации Концедентом с Даты начала выплаты возмещения».

«Эксплуатационный платеж означает сумму операционных и иных расходов Концессионера, включая расходы на подготовку к Эксплуатации, не входящих в состав Инвестиционного платежа, которые подлежат компенсации Концедентом на этапе Эксплуатации».

То есть эксплуатационный платеж включает в себя все расходы концессионера по эксплуатации объекта. И если на уплату капитального гранта деньги обещает дать федеральное правительство, то уплачивать инвестиционный и эксплуатационный платежи республике придется самостоятельно за счет своего бюджета.

График возмещения расходов концессионера рассчитан на 20 лет и прописан в приложении 12 к соглашению.

Согласно документам, общая сумма возмещения по базовому инвестиционному платежу составит 40,938 млрд. руб., по базовому эксплуатационному – 25,261 млрд.руб. Итого: 66,199 млрд.руб. Сумма платежей ежегодно индексируются на индекс-дефлятор.

Платежи ВИСа

А теперь считаем все суммы, которые согласно концессионному соглашению предстоит выплатить концеденту – Республике Саха (Якутия): 54,3 млрд.руб. капитального гранта, плюс 40,9 млрд.руб. инвестиционного платежа, и плюс 25,3 млрд.руб. эксплуатационного платежа. Все суммы без учета НДС (20%).

Финансирование гранта ВИС

Итого, исходя из опубликованных документов, за строительство и эксплуатацию моста за время действия концессионного соглашения, бюджету Якутии придется заплатить 120,5 млрд.руб. (без НДС). Из которых 95,2 млрд.руб. за само строительство, плюс 25,3 млрд.руб. – за эксплуатацию.

В случае, если федеральный бюджет предоставит субсидию в размере 47 млрд.руб., то сумма платежей Якутского бюджета снизится до 73,5 млрд.руб.(без НДС).

Таким образом, для бюджета Якутии полная стоимость строительства и эксплуатации моста составит 120,5 млрд.руб. (без НДС) без федеральной субсидии и 73,5 млрд.руб.(без НДС) – с учетом денег Москвы. Именно эти суммы и не стал озвучивать глава Якутии Айсен Николаев, когда его прямо спросили о полной стоимости моста с учетом всех платежей. Эти деньги, через свои налоги, заплатит каждый якутянин.

Еще раз обращаю ваше внимание, что это минимальные озвученные суммы. Согласно соглашению, ежегодные платежи подлежат ежегодной индексации на индекс-дефлятор. Соответственно, в дальнейшем расходы якутской стороны будут только расти и во сколько мост обойдется в конечном итоге, сейчас сказать невозможно.

Кроме того, очень хотелось бы верить, что в процессе строительства смета сильно не подорожает. Как известно, в России удорожание строительных объектов – национальная забава. Достаточно вспомнить Крымский мост или космодром «Восточный», где первоначальные сметы росли как дрожжах.

Для сравнения, согласно официальному отчету Минфина РС (Я), кассовое исполнение всей расходной части бюджета республики за 2018 год со всеми ее бюджетниками, инвестрасходами, пароходами и прочими затратами составило 208,9 млрд.руб. То есть полные затраты на мост, в худшем случае, могут превысить половину, а в лучшем – составить треть расходной части годового бюджета Якутии.

мост через лену

Еще раз обращаю внимание читателей, что все суммы даны без учета НДС, который сейчас составляет 20%.

Напомним, ранее проекты строительства моста через Лену не предусматривали столь масштабного софинансирования со стороны Якутии. Например, конкурс по концессионному соглашению в 2013 году на строительства моста проводило федеральное правительство и предусматривало полностью федеральное финансирование.

На момент написания материала торги по концессионному соглашению прошли, победитель определен и пора подписывать документы. Но никакого официального распоряжения или постановления федерального правительства о выделении федеральной субсидии до сих пор нет. А ведь после такого решения его нужно будет провести через Госдуму и внести корректировки в бюджет России. Сама по себе эта процедура займет довольно продолжительное время, а, напомню, концессионное соглашение уже нужно подписывать.

А как его подписывать, если нет твердых гарантий выделения федеральных средств в виде, как минимум, распоряжения правительства России? Пока глава кабмина Мишустин подпишет распоряжение о выделении денег, пока корректировка через Госдуму пройдет, пока деньги с бюджета Силуанов выделит – это все время. Своих денег на выплату капитального гранта у Якутии нет. А в договоре, как мы помним, за каждый день просрочки с Якутии по 200 тыс.руб. ВИС драть будет. И эти штрафы ну никак в федеральную субсидию не войдут, и платить их из бюджета республики придется. Кабала, да и только.

Владимир Нифонтов.

Продолжение следует.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


11 коммент. к “Айсен Николаев может разорить Якутию”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question