Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Недоумение Путина: экономика, ЖКХ, новый технологический уклад

17.06.2017

Недоумение – именно такое чувство возникло при просмотре последней «Прямой линии Владимира Путина». Или он живет в какой-то своей России или просто не владеет терминологией и ситуацией. Версию о сознательном обмане мы рассматривать не будем. 

Из рецессии в стагнацию. И дальше в Депрессию?

Первое неприятное чувство возникло сразу после его слов:

«Мы должны основываться, делая выборы подобного рода, на объективных данных. А они говорят, что рецессия в российской экономике преодолена и мы перешла к периоду роста.

Первое и очень важное – три квартала подряд наблюдается рост экономики, рост ВВП. Скромный, тем не менее из квартала в квартал».

По его словам, за четыре месяца 2017 года экономический рост составил 0,7%. Рост инвестиций в основной капитал — 2,3%. Рост неэнергетического экспорта — на 19%.

Согласно классическому определению, рецессия – это относительно умеренный, некритический спад производства, который характеризуется нулевым или отрицательным ростом валового национального продукта на протяжении более полугода.

Если отбросить многочисленные претензии к нашей статистике, и принять данные Росстата на веру, то рецессия в экономике России действительно пройдена. Но можно ли назвать дальнейшие события переходом к росту?

Нет. Потому что Россия вошла в стагнацию. По классическому определению, стагнация – состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжение длительного периода. Показателем стагнации обычно служит прирост ВВП в районе от 0% до 1% по сравнению с предыдущим годом. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

Все классические признаки стагнации Путин перечислил сам – это «скромные темпы роста», снижение реальной зарплаты и уровня жизни, рост безработицы и так далее. Все это было им сказано. Но почему-то он не поставил всему этому правильный диагноз.

А это именно стагнация.

Путин говорит, что за 4 месяца 2017 года рост промпроизводства составил 0,7%. Но в прошлом году за тот же период, согласно исправленной статистике рост был 1,1 %. Налицо снижение темпов. Про то, что основная доля в этом росте приходится на простую добычу сырья и говорить не приходится. И без того всем понятно.

Говорите рост инвестиций в основной капитал 2,3%? Хорошо. Но согласно данным официального документа Росстата «Социально-экономическое положение России за январь-апрель 2017 год», из общей суммы инвестиций 30,9 % приходится на добычу сырья, и еще 16,5% – на транспортировку и хранение.

На всю могучую Российскую обрабатывающую промышленность приходится всего 17,7 % от всего объема инвестиций в основной капитал. Кстати, в эти 17,7 % входят и НПЗ. Без них цифра инвестиций в наш «будущий экономический рост» будет еще ниже.

Если исходить из структуры инвестиций, то, как видите, будущее Путинской России – качать нефть и копать сырье.

Это что, повод для гордости?

Путин с радостью заявил о росте экспорта неэнергетического сектора на 19 %, но скромно умолчал, что за этот же период экспорт углеводородного сырья вырос на 48,2%. И если в 1 квартале 2016 года доля углеводородов в структуре экспорта России занимала 58,7%, то в 1 квартале 2017 год она возросла до 64,1 %.

кризис рис gazeta.spb.ruВесь так называемый рост неэнергетического экспорта пришелся на металлы, древесину-кругляк и продовольствие (в основном зерно), и то по большей части в связи с ростом цены на эти товары. В физобъемах рост экспорта в разы меньше. Например, как сообщает журнал «Эксперт» ссылаясь на данные ФТС, стоимостный объем экспорта металлов и изделий из них вырос по сравнению с январем-мартом 2016 года на 44,4%, а физический – всего на 2,1%.

Увеличение доли углеводородов в структуре экспорта привело к тому, что доля машин и оборудования сократилась с 6,2% до 5,2%, химпрома – с 8,3% до 6,4%. До смешного доходит – Путин с гордостью и вполне заслуженно говорит о росте экспорта зерна, но его доля в структуре экспорта в 1 кв. 2017 г. упала. По сравнению с темпами роста экспорта газа, нефти все остальные показатели просто меркнут и блекнут. Лукавый, по моему мнению, этот «рост» неэнергетического сектора. Жонглирование статистикой.

Путин так и не дал точного диагноза состояния дел в экономике страны. Побоялся? Или действительно уверен, что начался рост? Поверил обещаниям Орешкина, Набиуллиной или Кудрина?

Ответов на эти вопросы я не знаю. Но я знаю одно – все описанные Путиным признаки указывают на то, что страна, выбравшись из рецессии, вошла в стагнацию. А стагнация сроком более года, называется депрессией. И не дай Бог, чтобы она стала Великой, по американскому образцу 30-х годов прошлого века.

Торговлю тоже ликвидируем?

Второй раз я испытал недоумение, когда президент начал рассуждать об управляющих компаниях в ЖКХ. Тщательно описав проблемы этих организаций, он предложил «лечение»:

Одна из главных проблем сегодня в этих управляющих компаниях заключается в чём? Они являются посредниками при движении денег от государства тем, кто предоставляет ещё дополнительные услуги. Их надо лишить этого права быть посредником в денежных потоках.

Это как это? Сейчас у меня договор с управляющей компанией, которая оказывает весь спектр ЖКУ. Я плачу ей в кассу, с нее спрашиваю и больше не заморачиваюсь. Все финансовые вопросы она решает самостоятельно.

А что предлагает Путин? По его версии, УК должна заключать договор с поставщиками, а платить по этим договорам будут потребители услуг? Или каждый жилец должен будет заключить отдельный договор с каждым отдельным поставщиком и оплачивать ему? Отдельный договор с энергетиками, отдельный с Водоканалом, отдельный на уборку территории, отдельный с дворниками, отдельный с электриками и так далее. И потом бегать платить им всем по отдельности?

А если свести все платежи в ЕРКЦ, то это опять же будет тот же самый посредник. И жители Якутска могут рассказать Путину массу интересного, как в этом посреднике воруют жкхашные деньги. У горожан очень хороший опыт по этой части.

Кроме того, у меня есть отрицательный пример, когда оплата за коммунальные услуги идут напрямую поставщикам, минуя УК – если начинается недопоставка тепла или нет воды, то найти виновных очень трудно. Нет воды. В «Водоканале» говорят у них все нормально, обращайтесь в УК, в УК говорят это «Водоканал» давление снизил. Крайних нет. Холодно. Звоним к энергетикам, они клянутся, что у них все по нормативам, обращайтесь в УК, в УК отфутболивают к энергетикам.

жкх авария фото ysia.ruПри этом поставщики тепла и воды не хотят на себя брать весь комплекс услуг по техобслуживанию сетей, ограничиваясь только поставками ресурсов. Без УК никак не обойтись, а им по «барабесу» – они деньги за техобслуживание получают, по трубам стучат/утепляют, а есть в этих трубах вода/тепло или нет им до лампочки.

И теперь, по сути, Путин предлагает распространить этот бардак на все услуги ЖКХ – от техобслуживания лифтов до вывоза мусора. Это что, такой новый способ окончательно добить жилищно-коммунальную отрасль?

Да, управляющие компании действительно посредники между поставщиками и потребителями ЖКУ. Также как и магазины – посредники между производителем и потребителем товаров. Но никто же не предлагает в магазине производить оплату за купленный товар напрямую поставщику, миную кассу магазина. Всем понятно, какой хаос это вызовет.

Это нужные посредники облегчающие людям жизнь.

Заплутал в трех соснах?

И уж совсем теряешь понимание, когда из уст президента слышишь:

Но что касается цифровой экономики, без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу. А без перехода к новому технологическому укладу у российской экономики, а значит, у страны нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить. Главное, что у нас есть для этого все предпосылки. У нас очень хорошая до сих пор, слава богу, сохранилась математическая школа, у нас программирование развивается очень активно, надо только обеспечить рынок для наших программистов. И много технологических заделов хороших. Мы сможем это сделать.

Это вообще о чем? Согласно классическому определению, технологический уклад – это совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смену доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет не только ход научно-технического прогресса, но и инерция мышления общества: новые технологии появляются значительно раньше их массового освоения.

Подробнее смотрите на инфографике (рисунок кликабельный – нажмите для увеличения).

инфографика с официального сайта Международного форума технологического развития Технопром-2013

Посмотрели? А теперь подскажите, о чем ведет речь Владимир Путин? Как утверждает генеральный директор Института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ) академик РАН Евгений Каблов:

Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему.

Цифровая экономика – это пятый уклад, то есть сегодняшний день для развитых стран. И когда, согласно желанию Путина, Россия догонит их «сегодня», они уже буду в «завтра». Это крысиные бега, так мы их никогда не догоним. Нужно правильно ставить задачу.

Как говорил Дмитрий Рогозин, Россия пропустила так называемый «пятый технологический уклад» и теперь должна создать условия для перехода с четвертого технологического уклада сразу на шестой. Пятый технологический уклад «мы профукали», выразился он. По мнению Рогозина, технологическое отставание в ряде отраслей Россия может использовать как преимущество и без сверхмобилизации. России нужно не догонять, а «срезать угол».

Технологический барьер, в который уперлись США, для нас еще впереди, он позволяет нашей стране ликвидировать накопившееся за постсоветские годы отставание без сверхмобилизации, без лишних мер. Нужно лишь правильно выбрать ключевые направления, распределить ресурсы, рассчитать «дыхалку» свою и использовать так называемое преимущество отсталости.

Стране нужно делать такой же технологический рывок, как в годы первых пятилеток, когда за несколько лет аграрная Россия стала индустриальной державой. И сейчас, если Путин хочет догнать Запад, то ему нужно идти в подобном направлении – ставить сверхзадачи, проявлять сверхсобранность и сверхусилия.

И не нужно говорить, что такое возможно только при плановой экономике в СССР. Нет. Когда США потребовалось догнать СССР в космической гонке, они так и поступили – поставили сверхзадачу высадить первыми человека на Луну и все усилия подчинили решению этой сверхзадачи. И достигли цели без всяких эксцессов.

Это возможно. Но только при правильной постановке задачи и предельной собранности и организованности. А о чем ведет речь Путин? Какие программисты и математики? Какая «цифровая экономика»? Мы это уже проспали.

А у нас нанотехнологиями, то есть тем самым «шестым технологическим укладом», будущим России рулит Чубайс, который, на мой взгляд, умеет только ломать, врать и воровать. А Путин о каких-то укладах мячтает…

Владимир Нифонтов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question