Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

По рельсам Штырова

17.10.2018

Штыров фото nakanune.ru

Словосочетание «Схема-2020» давно ушло из лексикона якутских властей. Однако все, что сегодня делается в экономике республики, так или иначе отражено в некогда знаменитой «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». 

Будь то мост через Лену, достройка железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, новые ЛЭП, развитие нефтянки и т.д. и т.п. Даже не слишком удачная попытка Егора Борисова реформировать сельское хозяйство Якутии с учетом рыночных реалий – и та прописана в штыровской Схеме.

Не является исключением и нынешняя власть. По данным ЯСИА выбытие объемов инвестиций в связи с окончанием строительства «Силы Сибири» и обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения правительство республики планирует компенсировать за счет других проектов.

Таких, как входящие в ТОР «Южная Якутия» Денисовский и Инаглинский угольные комплексы. И Эльга.

Все эти проекты тоже предусмотрены Схемой-2020. Что на самом деле хорошо. Потому что демонстрирует реальную, а не показную преемственность власти Якутии. А еще является подтверждением верности курса, выбранного в свое время Вячеславом Штыровым.

Пока единственное, что настораживает – это отсутствие публично озвученных идей и практических планов по дальнейшему развитию оказавшейся столь полезной Схемы-2020.

Напомним, что Схема-2020 писалась во времена, когда «Сила Сибири» и освоение Чаянды были, скорее, эфемерной, почти неосязаемой мечтой. Мечтой, в которую далеко не все верили.

Но время идет и мечты постепенно становятся реальностью. Уже давно успешно работает нефтепровод ВСТО. А месяц назад Алексей Миллер поклялся, что газ по магистрали «Сила Сибири» пойдет не позднее 20 декабря 2019 года.

Все эти моменты очень четко уловили наиболее продвинутые регионы Дальнего Востока. Сегодня на территории ДВФО уже реализуются или готовятся к реализации крупнейшие нефтегазохимические проекты.

Такие как Амурский ГПЗ, Амурский ГХК, завод по производству метанола в Сковородино, Находкинский завод минеральных удобрений и ряд других.

Изрядная часть этих предприятий будет работать на сырье якутской Чаянды. Общий объем инвестиций оценивается в 50 млрд долларов. Дополнительное преимущество проектам дает непосредственная близость к премиальному рынку Китая и других стран АТР.

Участники состоявшейся на Восточном экономическом форуме специализированной сессии «Нефтегазопереработка: создаем новый отраслевой кластер» прямо назвали в качестве одного из преимуществ транспортную доступность. Речь шла как о железных дорогах, так и о трубопроводах ВСТО и «Сила Сибири».

А что же сама Якутия? Как она использует свое естественное преимущество в виде огромных и уже эксплуатируемых запасов нефти и газа?.. Ведь в той же Схеме-2020 достаточно много места уделено различным проектам по переработке газа и нефти.

На официальном уровне – пока никак. На неофициальном – туманные намеки в Фейсбуке на некие договоренности с главой республики бывшего президента ныне полузабытого «Саханефтегаз».

И пафосный треск в поддержку главы Якутии на официальном портале органов власти республики одного из наиболее агрессивных противников любого промышленного развития, ранее дважды судимого Ивана Степанова.

Любой капитал требует приумножения. Иначе неизбежно разорение. «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» — это интеллектуальный капитал республики, который стоит переосмыслить с учетом современных реалий.

Например, сейчас модно говорить о цифровизации, креативе и IT-технологиях. Однако, в отличие от предельно конкретной Схемы-2020, никаких сроков, индикаторов и выраженного в абсолютных цифрах конечного результата пока не обнародовано.

Ни слова не говорится и об естественных преимуществах – присутствии на территории республики крупнейших российских компаний мирового уровня.

А ведь еще в начале года стало известно об отказе из-за санкций от сотрудничества с Россией крупнейшего поставщика программного обеспечения для нефтегазового сектора – американской компании Oracle.

Под запрет попали 283 отечественных нефтегазодобытчика, в том числе «Газпром», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Чем не поле для деятельности местных якутских айтишников?..

Конечно, в этом случае придется конкурировать с такими отечественными фирмами, как «Диасофт», Postgres Professional, «Релэкс» и «Ред софт».

Но мы же хотим стать лучшими, не так ли?..

Источник: сайт “Промышленность Якутии“.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question