Сегодня: 19.12.18 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Почему авиация Якутии пришла в упадок?

21.09.2018

самолет Якутия Боинг фото РИА Новости

В этом году авиакомпанию «Якутия» не ругал только ленивый. Что немудрено, в общем-то: когда ты по несколько часов, а то и суток подряд, не можешь вылететь в пункт назначения, вспомнишь все и всех недобрым словом. 

Авиакомпания признала, что летний сезон она практически провалила. Причина тому также была озвучена – хроническая неисправность самолетов Сухой Суперджет 100, а точнее их двигателей.

Но почему все самолеты можно починить вовремя, а эти – нет? И только ли с неисправностью летных машин связаны проблемы авиации Якутии?

Поиск виноватых

То, что происходит с республиканской авиакомпанией – это, конечно очень больной вопрос. И он на виду и на слуху, потому что ее услугами пользуются якутяне и, конечно, их возмущает то, что происходит. Дошло до того, что на интернет-ресурсах устроили голосование, стоит ли снимать с должности руководителя авиакомпании или нет. А некоторые пошли еще дальше и предположили, что во всем виновато руководство республики начала 2000-ых годов, которое якобы и приняло решение закупать эти типы самолетов.

В общем, ясно одно – раз начали искать крайних, значит, ситуация зашла в тупик. И дело здесь, очевидно, не только в самолетах.

На что уже сама авиакомпания «Якутия» выпустила официальный пресс-релиз, отметив, что «эксплуатацию воздушных судов этого типа авиакомпания «Якутия» начала с декабря 2012 года во взаимодействии с заводом – изготовителем «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и с производителем двигателей – компанией «PowerJet». А само решение о том, что вообще Суперджет будет использоваться, было принято в 2010 году, то есть уже в новейшее время и вовсе не руководством Якутии первого десятилетия 2000-х годов.

Летает или не летает?

Как отметил в своем интервью директор по флоту «Якутии» Иван Винокуров, всего SSJ 100 у авиакомпании пять штук и на них приходится около 25% от общего объема пассажирских перевозок авиакомпании. При этом летом этого года по причине выхода из строя двигателей стабильно работали «только два самолета из четырех, заявленных в летнем расписании». Двигатели остальных надо чинить, но тут загвоздка — на рынке отсутствуют подменные двигатели, послепродажное обслуживание очень дорогое, а во время простоя надо еще и продолжать платить арендные платежи.

Такая вот картина.

В то же время есть другие авиакомпании, которые с успехом эксплуатируют самолеты Сухой Суперджет 100. В авиакомпании «Азимут», например, довольны работой российских самолетов «Сухой Суперджет 100». Об этом заявил совладелец перевозчика Виталий Ванцев, правда, с оговоркой: «Альтернативы в мире ему нет. Он показывает хорошую экономику, если правильно обслуживать».

Супреджет 100

«Аэрофлот» вообще на днях на полях Восточного экономического форума подписал соглашение с объединенной авиастроительной корпорацией на поставку 100 самолетов сухой Суперджет 100. А вообще у этой авиакомпании в наличии на сегодняшний день 48 таких машин.

Одним словом, самолеты в принципе летают и имеют спрос на рынке. Хотя справедливости ради надо отметить, что действительно по части обслуживания и качества сборки двигателей к этому типу самолетов есть вопросы. Их собирают в НПО «Сатурн» в городе Рыбинск, то есть в России. Но некоторые запчасти для двигателей делают во Франции. Так что сложности и с послепродажным обслуживанием, и с самим качеством изготовления самолетов этого типа имеются.

Но на самом деле проблемы в авиации республике намного глубже и серьезнее, чем только обслуживание несовершенных в техническом плане самолетов.

Проблемы по всем фронтам

Сразу отметим, что настоящие профессионалы в авиационной отрасли в республике есть и они прекрасно понимают, что происходит. Но по разным причинам специалисты отказываются публично озвучивать свою позицию и только на условиях инкогнито готовы говорить о проблемах отрасли.

Тем не менее, их мнение очень ценно – ведь лучше тех специалистов, которые всю жизнь отдали развитию авиации республики, никто не знает ситуацию изнутри.

И именно после общения с ними становится ясно, что эксплуатация Сухого суперджета 100 – это лишь частичка айсберга, а основные проблемы в отрасли намного глубже и серьезнее.

Вот мнение одного из них.

– Как бы охарактеризовали состояние авиационной отрасли Якутии?

– Общее состояние авиационной отрасли Якутии можно назвать сложным по многим причинам.

Во-первых, наблюдается ухудшение кадрового обеспечения авиационных предприятий. В авиакомпаниях Якутии не хватает летного состава. Якутское авиационное училище готовит кадры, но по окончании учебного заведения они разлетаются по всей России. Да и сама подготовка ведется не на должном уровне. Кроме того, летные училища гражданской авиации готовят пилотов на типах воздушных судов, которые не эксплуатируются на авиапредприятиях. Поэтому приходится сразу же переучивать их на те типы самолетов, на которых им предстоит работать.

Во-вторых, если говорить о руководящем составе, то здесь тоже масса проблем. В настоящее время в России не производится подготовка руководителей авиационных структур. А раньше руководителем авиакомпании мог быть только пилот или инженер и к ним предъявлялись очень высокие требования. При Академии гражданской авиации был факультет переподготовки квалификации руководящих кадров. Сначала – годового обучения (при имеющемся высшем авиационном образовании), потом – двухгодичного.

А раз нет должной подготовки, то и качество руководящего звена соответствующее. У многих руководителей нет желания развиваться, между собой зачастую руководители авиакомпаний не общаются, относятся друг к другу неуважительно. Чему способствует также слабое руководство предприятиями Министерством транспорта Республики Саха (Якутия).

В-третьих, состояние взлетно-посадочных полос на аэродромах республики не отвечает требованиям для безопасных взлетов и посадок имеющихся воздушных судов иностранного производства. И не хватает финансовых средств для поддержания летной годности воздушных судов, закрепления преподавательского состава Якутского авиационного училища и так далее.

Да и вообще, рыночные отношения для авиации Крайнего Севера строить сложно и считать условия хозяйствования рыночными нельзя, потому что получать прибыль из-за малого коэффициента подвижности населения и низкой платежеспособности сверенных районов тоже очень сложно.

– Какие пути обозначенных проблем вам видятся?

– Во-первых, необходимо разработать Программу развития авиационного транспорта Республики Саха (Якутия), чтобы каждый участник процесса видел все сложности отрасли и пути их преодоления, как это было в 2002-2010 годах, когда наши авиакомпании “Якутия” и “Полярные авиалинии” были на хорошем счету в России.

самолет Бомбардьер фото Samolety.org

Необходимо также дополнить Федеральные авиационные правила № 246 требованиями к руководителям предприятий таким образом, чтобы собственники могли быть председателями, членами совета директоров, но не директорами авиационных предприятий. С помощью Росавиации нужно увеличить финансирование Якутского авиационного технического училища гражданской авиации. Важно заняться проблемой взлетно-посадочных полос, проводить их реконструкцию и в целом обратить внимание на финансирование авиационной отрасли.

Считаю, что Министерству транспорта Респулики Саха (Якутия) нужно обратить внимание на вопрос корпоративной культуры и сплоченность руководителей авиационных подразделений и предприятий. А если говорить о летном парке, то необходимые нашему регионы самолеты – это Bombardier Dash 8-Q300 и Bombardier Dash 8-Q400. Других воздушных судов, допущенных к полетам на грунтовые полосы в минус пятьдесят градусов мороза, мы в свое время не нашли.

***

Мнение профессионала авиационной отрасли может быть спорным. Но тем не менее, даже если оставить в стороне некоторые детали, общая картина становится понятной. Проблем в авиации Якутии накопилось очень много. И пришла пора их решать. Ведь если, как обсуждают это сейчас представители авиакомпании «Якутия», мы вообще откажемся от самолетов типа Сухой суперджет 100, ситуация только ухудшится. И она никак не будет способствовать решению вопроса подготовки летного и руководящего состава и их сплоченности.

Ольга Фомина.

Мнение редакции YKTIMES.RU может не совпадать с точкой зрения автора.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


2 коммент. к “Почему авиация Якутии пришла в упадок?”


  • Отправил Хома Брут (21.09.2018 )

    Если власти республики ставят руководить столичным аэропортом физкультурника-чего же Вы хотели? :yahoo: :yahoo:

  • Отправил Арьян Павлович (21.09.2018 )

    Проблем, не так уж много и но их должен решить кто один или Фкп или Минтранс РС(Я), или Аэропорт Якутск:
    1. Это изучение логистики и спроса. 2. Определение маршрутных схем (слотов). Внутриулусных, межулусных, внутренних, региональных, международных.
    3. Стимулировать спрос и предложения (скидки и виды доп. Услуг авиакомпаниям, информативность обслуживания пассажиров до вылета так и в аэропорту).
    А на счёт менеджмента, ну обучите их как разговаривали на кухне так и будут разговаривать по углам. Нужна четкая стратегия, правила игры всей области, а не национальной авиакомпании

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question