Сегодня: 15.12.17 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Право регулировать тарифы – это не произвол, а закон

27.07.2017

судно на воздушной подушке фото news.ykt.ru

Верховный Суд Якутии установил и остановил произвол республиканских чиновников. Речь идет о весеннем конфликте перевозчиков на судах на воздушной подушке (СВП) и Правительства Якутии вкупе с республиканским Госкомцен. 

Напомним, скандал разгорелся из-за тарифа на перевозку пассажиров. Дважды в год в Якутии на период ледохода и ледостава реки Леня возникает ситуация, когда переправиться в Якутск и обратно можно, используя суда на воздушной подушке. На линиях Якутск – Нижний Бестях и Кангалассы – Соттинцы около двух десятков таких частных судов обеспечивают переправу населения. Очередей на погрузку практически не бывает.

Ранее на этих маршрутах были и государственные суда, но потом они сломались и вот уже второй год перевозками занимаются предприниматели, купившие дорогие суда за свои деньги и потому считающие, что вправе сами устанавливать расценки.

Вот уже несколько лет тариф в этот период не менялся и составлял 2000 рублей с человека. Иногда, для привлечения пассажиров, делали скидки. В этом году тариф не изменился и остался на прежнем уровне. Но по какой-то причине именно в этом году такая ситуация не устроила власти Якутии.

28 апреля 2017 года правительство Якутии издало постановление № 154, которым ввело государственное регулирование на перевозки пассажиров судами на воздушных подушках. Госкомцен поручено установить тарифы. В тот же день, 28 апреля, Госкомцен Якутии выпускает приказ № 10, которым устанавливает тариф – 1000 рублей с человека за переправу.

Перевозчики на дыбы – как, что, на каком основании? Чиновники – вот вам постановление и приказ, распишитесь в получении. И штраф, для порядку, чтобы неповадно было. В общем, диалога не получилось.

Но перевозчики это не бандиты и не чиновники с большой дороги, и раз договориться не получилось, то поступили самым правовым и цивилизованным способом – обратились в суд.

4 июля суд состоялся и вынес решения – пункты 1 и 3 постановления Правительства РС(Я), а также весь приказ Госкомцен признать не соответствующими закону. И с момента вступления судебных решений в силу их нужно отменить.

Наш сайт писал об этом скандале в статьях «Тарифами по лбу» и «Компетентность Госкомцен вызывает сомнения», где мы выражали свое недоумение действиями чиновников. Процитируем:

Прискорбно, что вместо нормального, цивилизованного и взаимоуважительного разговора с людьми власти Якутии выбрали язык беззакония и произвола.

Именно произвол и беззаконие и было установлено Верховным Судом РС(Я). Тут нужно отметить, что давно мне не приходилось читать таких ясных, обоснованных и написанных человеческим языком решений. В чем предлагаем вам убедиться самим.

Перевозчики, не оспаривая полномочия Правительства РС(Я) в сфере регулирования тарифов на перевозки, в своих заявлениях просили отменить пункты постановления и приказ Госкомце выходящие за рамки этих полномочий. А госчиновники стояли на своем – все сделано по закону и в сфере их компетенций.

Судья Верховного Суда Якутии Лариса Дмитриева, на мой взгляд, глубоко вникла в изучение вопроса и в своем решении отметила что:

Во-первых, размер провозной оплаты перевозчики устанавливают самостоятельно. А если местные власти вдруг решат отрегулировать тарифы, то должны возместить выпадающие доходы или иным способом компенсировать потери. Нельзя просто так взять и регулировать цены по своему хотению и желанию невзирая ни на что.

Как сказано в решении:

По согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления размер провозной платы определяется в случае предоставления названными органами субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа…

Во-вторых. Право регулировать тарифы на перевозки и властей Якутии есть, и никто этого не оспаривает. Просто делать это нужно по закону. Как отметил судья:

Между тем названные выше Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 и постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 не предусматривают произвольного осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий…

Суд отметил, что, несмотря на возложенные на власти Якутии обязанности, они практически не занимались организацией перевозок на переправе. А простая указивка предпринимателям по какой цене возить людей, таковой не является.

…суд считает, что органами исполнительной власти республики не организовано доступное транспортное обслуживание населения на регулярной основе в межнавигационный период, при том, что перевозки пассажиров в названный период пользуются особым спросом, что обусловлено географическим расположением районов заречной зоны республики.

В связи с этим само по себе введение государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа суднами на воздушной подушке не может рассматриваться в качестве надлежащего способа организации транспортного обслуживания населения.

При этом в своем решении судья особо отметила, что организация транспортного обслуживания, создание благоприятных условий для ведения перевозчиками своего бизнеса – является «обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей».

Но власти Якутии этого не сделали, а свалили свои обязанности на предпринимателей.

По сути, за счет предоставления перевозчиками услуг по перевозке пассажиров и багажа в межнавигационный период органы исполнительной власти республики выполнили возложенные на них публичные функции, которые, тем не менее, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

И перечислив в своем решении все нарушенные и не учтенные правительством республики нормы законодательства, судья Лариса Дмитриева вынесла вердикт – спорные пункты 1 и 3 отменить. А затем, что вполне логично, был признан противоречащим закону и весь приказ Госкомцен РС(Я).

Как видите, все ясно, понятно, логично и основано на законе. Кстати, прокуратура Якутии требования перевозчиков отменить спорные пункты постановления правительства и приказ Госкомцен поддержала.

И хотя решение в силу еще не вступило – предстоят апелляции – но, на мой взгляд, оспорить по существу его будет крайне трудно. Настолько явные промахи, а точнее откровенное беззаконие и произвол учинили республиканские чиновники. Нельзя так.

Регулировать тарифы можно и даже нужно, но делать это надо по закону, с соблюдением всех законные процедур. Полномочия в тарифной сфере – это не право произвольно воротить все, что вздумается чиновнику. Это право действовать вдумчиво и на пользу людям. Только так и никак иначе. О чем справедливо сказал суд и прокуратура.

Александр Злобин.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Право регулировать тарифы – это не произвол, а закон”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question