Сегодня: 09.08.20 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Представители общественности просят Главу Якутии отменить строительство Арктического центра

19.04.2020

макет Арктического центра

Публикуем открытое обращение представителей якутской творческой интеллигенции к Главе Якутии Айсену Николаеву с просьбой в условиях современного кризиса отменить строительство мегазатратного Арктического центра в городе Якутске. 

Главе Республики Саха (Якутия) А. С. НИКОЛАЕВУ

Копия: Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. ТРУТНЕВУ

Уважаемый Айсен Сергеевич!

Настоящее наше открытое обращение составлено в виде обширной аналитической статьи. В ней резюмируются многие внешне заметные несуразности и подвохи проекта ГЧП по объекту «Государственная филармония и Арктический центр эпоса и искусств» (далее – Арктический центр) на Сайсарском полуострове г. Якутска. Понимаем, что такой обширный материал будет неудобным для многих современных читателей масс-медиа.

Между тем, считаем, что правительство, парламент и правоохранительные органы всех уровней РС(Я) имеют в штатах ряд высокооплачиваемых аналитиков, экспертов, советников, юристов и экономистов, которым под силу читать, осмыслить и оценить данное подробное обращение-статью граждан Российской Федерации.

О почти забытом национальном проекте «Земля Олонхо»

В настоящее время только немногие помнят, что 26 апреля 2010 г. Президент РС(Я) Вячеслав Штыров, ныне государственный советник республики, издал Указ № 1904 «О национальном инновационном проекте Республики Саха (Якутия) «Земля Олонхо».

В 2010-2017 гг. во исполнение этого указа на должном уровне были выполнены предпроектные и прединвестиционные работы по обоснованию концепции проекта, отбору ландшафтно-архитектурных разработок, составлению ТЭО, документов и расчетов по проектированию, инвестированию, строительству и использованию в г. Якутске высокотехнологичного кластера креативной экономики «Земля Олонхо». С подачи средств массмедиа данный проект в народе до сих пор называется «Олонхоленд».

Такая обширная прединвестиционная работа высокого качества с проектными предложениями решения многих государственных, социально-экономических, градозодческих и этнокультурных задач была выполнена на общественных началах некоммерческой организацией Фонд «Проектная компания комплекса «Земля Олонхо».

Следует особо отметить, что данный общественный фонд в свое время учредили на добровольной основе около 40 юридических и физических лиц республики. В 2010-2017 гг. председателем его правления, надо сказать, активно работал министр культуры и духовного развития РС(Я) до 2014 г. и с того же года по настоящее время государственный советник республики Андрей Борисов.

Однако в сентябре 2017 г. Андрей Борисов, вместо кулуарно отчужденного при его содействии из комплекса «Земля Олонхо» объекта «Международный центр Олонхо» целиком сосредоточившись в протежировании строительства объекта Арктический центр на полуострове озера Сайсары г. Якутска, фактически самоустранился от общественных обязанностей председателя правления означенного фонда.

В 2010 г. правительством Якутии и руководством г. Якутска под будущий инновационный комплекс «Земля Олонхо» были зарезервированы земельные участки в районе Радиоцентра с общей площадью около 47,0 га. Из них 33,0 га были незастроенными участками Сайсарского полуострова 67 квартала и бывшего антенного поля Радиоцентра 68 квартала. Осенью того года на пустыре бывшего антенного поля с проведением хорошо поставленного медиа-пиара под предводительством министра культуры и духовного развития РС(Я) и руководителя республиканского нацпроекта «Земля Олонхо» Андрея Борисова состоялась презентация этих земельных участков как территории будущего комплекса «Земля Олонхо». Им был организован традиционный алгыс-благословение с участием известной целительницы Эдьиий Дора с угощением сакрального огня одадьями, саламаатом, окроплением кумысом и завязыванием салама.

Алгыс состоялся традиционно с благопожеланиями и торжественными речами известных в республике людей и поклонников якутского эпоса Олонхо.

Забегая вперед, отметим, что после всего этого сакрального действа, в сентябре 2017 г. руководитель национального инновационного проекта республики Андрей Борисов письменно известил каждого учредителя фонда о своем выходе из состава учредителей и сложения с себя полномочий председателя правления фонда.

При этом, он, заявив де факто о выходе из состава учредителей, де юре не довел свое деяние до конца, так и не оформив свой выход, как положено, в налоговой инспекции. Просто он как-то, на наш взгляд, очень пафосно, но несуразно самоустранился. С того момента и началась целая цепь несуразностей.

Тем временем, в 2016 г. специалистами фонда было завершено составление предварительного рабочего варианта ТЭО проекта по созданию кластера креативной экономики г. Якутска комплекса «Земля Олонхо». В нем основными элементами комплекса «Земля Олонхо» предусматривались следующие объекты:

  • 1. Многофункциональный социокультурный центр «Международный Центр Олонхо».
  • 2. «Парк АйТи» с офисами и лабораториями.
  • 3. Корпус Медицинского института СВФУ.
  • 4. Бизнес-центр «Якутский Алмазный центр».
  • 5. Инновационное поселение с жилыми зданиями на 4000 человек и общежитиями СВФУ на 4000 человек.
  • 6. Культовые сооружения «Могол Ураһа» и «Аал Луук Мас», памятник «Джесегей» (божество в якутской мифологии, покровитель лошадей и рогатого скота, способствующий их размножению).
  • 7. Рекреационный, обрядово-этнографический парк «Алаас».
  • 8. Торгово-общественный центр «Мираж» с кинотеатром и кинопавильоном.
  • 9. Центр встреч национальных диаспор «Эпосы народов Евразии».

По задумке инициаторов и разработчиков проекта «Земля Олонхо», предложений его ландшафтно-архитектурных концепций предварительного ТЭО проекта, центральным якорным объектом инновационного кластера был определен объект «Международный Центр Олонхо», который, как центрообразующий объект, был запланирован в центральной части бывшего Радиополя. В нем должны были размещаться театры Олонхо, Саха и Танца, Музей Хомуса с международным центром варгана, Музей музыки и фольклора народов Якутии и другие небольшие учреждения.

Тогда, как и в настоящее время, закоперщиком идеи размещения под одной крышей Саха и Олонхо театров был министр культуры и духовного развития, руководитель национального проекта, председатель правления общественного фонда Андрей Борисов.

Между тем, в 2010-2016 гг. правительство Президента РС(Я), а затем Главы РС(Я) Егора Борисова во главе Галины Данчиковой стало, по нашему мнению, целенаправленно, подковерно «препятствовать» реализации Штыровского Указа № 1409 от 26.04.2010 г. о комплексе «Земля Олонхо».

Так, руководство республики переложило ведение всех предпроектных и прединвестиционных работ по реализации проекта «Земля Олонхо» на Театр Олонхо, общественный фонд и на самих почитателей Олонхо.

В чем была причина личной неприязни тогдашнего Председателя Правительства РС(Я) Галины Данчиковой, затем и принявшего ее позиции Главы республики Егора Борисова к проекту «Земля Олонхо»?

Официально в письме Главе РС(Я) Данчикова писала о невозможности реализации проекта из-за нехватки средств в бюджете – 20 млн рублей на доработку концепции всего комплекса и 100 млн рублей на разработку проектносметной документации объекта «Международный Центр Олонхо».

Возможно, в те 2015-2016 гг. действительно не хватало средств в бюджете, как обычно не хватает их на культуру. Но как объяснить то бюджетное событие, произошедшее впоследствии?

В 2017 г. без привязочного согласования и вопреки ландшафтно-архитектурной концепции, конкурсно разработанной в 2014 г., победителем международного открытого конкурса интернациональной командой в составе итальянской компании «Витторио Грасси», международной компании «Ове АРУП и партнеры» и ОАО «Якутагропромпроект», было начато «точечное» освоение предназначенной под комплекс «Земля Олонхо» территории.

Так, был молниеносно спроектирован и построен несуществующий в концепции комплекса объект федеральной программы интерактивный парк-музей «Россия – моя история». Причем на него нашлись средства республиканского бюджета в объеме 500 млн рублей при софинансировании ОАО «Газпром» в размере лишь 100 млн рублей.

Несуразица? Да. Притом федерального и международного значения.

По этому поводу на сайте «Оlonkholand.ru» 19 ноября 2017 г. был опубликован материал Елены Яковлевой «Общественность обеспокоена судьбой проекта».

В ноябре 2017 г. опять же без обсуждения с инициаторами, разработчиками проекта «Земля Олонхо» и общественностью было кулуарно подписано еще одно соглашение о проектировании в 68 квартале по ул. Автодорожная Международного образовательного центра «Дети Арктики», также не значащегося в изначальной концепции проекта «Земля Олонхо».

Такое деяние тоже, по нашему мнению, называется несуразицей.

Автор опубликованных в прошлом году в СМИ аналитических статей о проекте ГЧП по Арктическому центру Виталий Степанов считает, что в последние годы в процессе «тихого» закулисного отправления в небытие Штыровского Указа о «Национальном инновационном проекте РС(Я) «Земля Олонхо»» от 26 апреля 2010 г. № 1904 не последнюю роль сыграл уважаемый государственный советник РС(Я) и режиссер Андрей Борисов.

В 2015 г. Глава РС(Я) Егор Борисов вместе с госсоветником республики Андреем Борисовым без обсуждения с общественностью, соответствующих нормативных актов и согласований фактически подменили объект-ядро будущего комплекса «Международный Центр Олонхо» на объект «Международный центр эпосов народов Евразии», территориально отодвинув его от центра Радиополя, соответственно и комплекса, на тесный клочок полуострова озера Сайсары, зажатого мостом, улицей Дежнева и протокой озера.

Как видите, они зачеркнули в названии объекта слово «ОЛОНХО», лишили проект «Земля Олонхо» его центрального идеологического комплексообразующего объекта «Международный Центр Олонхо».

В 2016 г. Минстрой РС(Я) по настоянию Андрея Борисова провел закрытый, фактически кулуарный архитектурный конкурс на разработку дизайн-концепции социально-культурного объекта «Центр эпосов Евразии», проектируемого на Сайсарском полуострове, с призовым фондом из бюджетных средств на сумму 500000 рублей. При этом организаторы этого конкурса компилятивно использовали материалы открытого международного конкурса на ландшафтноархитектурной концепции комплекса «Земля Олонхо» и дизайн-концепции его якорного объекта «Международный Центр Олонхо», общий призовой фонд которого из бюджетных и частных средств составлял 250000 долларов США (8155000 рублей).

Получается, что настоящий открытый международный конкурс был несуразно заменен Борисовским почти кулуарным псевдоконкурсом.

Между тем, вожделенный государственным советником РС(Я) участок, с учетом запланированного и согласованного еще с 2007 г. руководствами республики и г. Якутска решения строительства на нем объекта «Якутский Алмазный центр», был включен в Указ Президента РС(Я) от 26 апреля 2010 г. № 1904 о реализации проекта «Земля Олонхо».

В свое время данный объект был инициирован Ассоциацией производителей бриллиантов и ювелирных изделий РС(Я) во главе с Василием Власовым и поддержан исполнительным и законодательным органами Якутии.

Так, где же декларируемая везде и всюду пресловутая преемственность решений руководства республики? Или все предыдущие решения, планы руководителей и общественности республики несуразно забываются и перечеркиваются последующими руководителями?

Весной 2019 г. на базе архитектурной концепции «Три Могол Ураса на полусфере планеты» минстроевского псевдоконкурса был запущен процесс разработки и одобрения проекта ГЧП по инвестированию и строительству круглого в плане четырехэтажного объекта Арктического центра, который завершился изданием Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ «О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства».

Этот якобы двойной объект, заимев уже третье название, оценен по означенному Распоряжению Главы РС(Я) на 18,64 млрд рублей, вопреки положениям действующих строительных норм и правил, все на том же вожделенном Андреем Борисовым Сайсарском полуострове.

Как видно, отсюда несуразицы разрастаются до угрожающих размеров и положений.

Здесь примечательно то, что в тексте Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 № 491-РГ сказано, что «решение о реализации ГЧП в отношении финансирования, проектирования, создания и технического обслуживания объекта культуры Арктический центр на территории республики принято на основании предложения о реализации проекта ГЧП, поданного ООО «Семнадцатая концессионная компания» Группы компаний ВИС. Из открытых источников известно, что указанная компания зарегистрирована буквально «вчера», то есть 3 апреля 2018 г., в г. Гатчина Ленинградской области по адресу ул. 7 Армии, д. 22 А, помещение 24 с уставным капиталом 30 тыс. рублей (директор Артемов Н. В.).

Между тем, Правительство РС(Я) с 2014 г. имело предложения о реализации проектов с применением механизмов ГЧП, внесенные именитыми и опытными в реализации подобных проектов участниками и победителями открытого международного архитектурного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо» и дизайн-концепцию объекта «Международный Центр Олонхо».

Однако Главой РС(Я) в 2019 г были услышаны и поддержаны не их предложения, а неизвестное общественности предложение микрофирмы-однодневки без ржавой лопаты за душой ООО «Семнадцатая концессионная компания».

На наш взгляд, Главе РС(Я) как-то несуразно получается доверять проектирование и строительство такого архитектурно и строительно сложного, многомиллиардного объекта некой подставной микроорганизации с почти нулевой финансовой надежностью. Не так ли?

Самое интересное во всем этом, видимо, для предварительной актуализации означенного похожего на аферу процесса на сайте Минэкономики РС(Я) из текста Стратегии социальноэкономического развития республики без ведома общественности был удален нацпроект РС(Я) «Земля Олонхо» со всеми ключевыми объектами. Это тоже несуразность или что?

Идеологическая сторона проекта ГЧП по Арктическому центру

1. Некорректным выглядит название объекта культуры проекта ГЧП «Государственная филармония и Арктический центр эпоса и искусств».

Дело в том, что намечаемые к размещению в будущем Арктическом центре Госфилармония, Саха и Олонхо театры, ансамбли «Виртуозы Якутии» и «Туймаада», музеи хомуса, музыки и фольклора народов Якутии по историям возникновений, сценической, концертной и культурной деятельности никаких коренных связей с Арктикой не имеют. Да и г. Якутск расположен далеко к югу от Арктики – северной полярной области земного шара.

Кстати, неуместным и непонятным является проектное разделение одного строения на два объекта культуры совершенно разных направлений «Государственная филармония» и «Арктический центр эпоса и искусств» с пообъектными сметными расчетами при наличии у них одного кровельного свода покрытия и общего парадного входа. С учетом такого неуместного обстоятельства Правительство РС(Я) могло бы назвать данный объект культуры, скажем, «Государственный Арктический центр филармонии, эпоса и искусств», что также представляется некорректным из-за несуразного определения «арктический».

Здесь надо отметить, по нашему мнению, идеологическую несуразность названия объекта культуры. Ведь известно, как корабль назовешь, так он и поплывет.

Изначально такой функциональный объект в комплексе «Земля Олонхо» назывался «Международный Центр Олонхо». Это было принято исходя из того положения, что якутский героический эпос Олонхо является не только источником, маркером, брендом традиционной духовной культуры народа саха, но и в 2005 г. был объявлен ЮНЕСКО нематериальным шедевром всего Человечества, то есть культурным достоянием мирового масштаба. Но, как мы считаем, по прихоти одного госсоветника-режиссера Андрея Борисова, этот мировой масштаб Олонхо, сначала был почему-то сужен названием до континентального Еевразийского «Центра эпосов народов Евразии», а затем и вовсе уменьшен до регионального «Арктического центра эпоса».

Как известно, народ саха цивилизационно и культурно относится к тюрко-монгольскому миру, народам – носителям традиций Центральной Азии, а не арктических коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. К арктическим народам относятся чукчи, коряки, эвены, эвенки, нивхи, ительмены, эскимосы, юкагиры, кеты, чуванцы, алеуты, кереки. В настоящее время их численность составляет около 38 тысяч человек, у которых есть сравнительно немногочисленные зафиксированные и изданные эпосы. Но живое исполнительское искусство эпосов этих народов, к сожалению, уже утеряно.

Олонхо же является достоянием не арктических народов, а тюркского – саха. Считается, что предками современных якутов являются курыканы – племя хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей. Хунны – древний кочевой народ с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая и активно ведший войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировавший родственные племена в единую империю. Именно о времени нахождения в среде родственных им племен и народов Внутренней и Центральной Азии, происхождении своих родоначальников, героическом прошлом, формировании своей системы религиозных, нравственно-этических ценностей воспевают произведения якутского эпоса Олонхо.

Получается, что Андрей Борисов пытается оторвать народ саха от своих цивилизационных и традиционных корней, «загнав» их за Полярный круг. Или же это у него проявляется страх от возрождения через Олонхо культурного и этнического самосознания народа саха в более широком масштабе? Или у Андрея Борисова довлеет желание как-то помешать этому процессу путем смешения, «миксирования» не только разных жанров, направлений культуры и искусств, но и якутских цивилизационно-культурных понятий и традиций?

Только вот пока мы не знаем, делается ли это госсоветником по некомпетентности, осознанным творческим гением, а может просто в силу несуразности, непоследовательности его менталитета, характера.

2. Планируемое в Арктическом центре размещение Саха академического театра, имеющего самое лучшее в Якутии специализированное театральное здание, является спорным вопросом.

Утверждается, что впоследствии это здание будет передано нашим детям – позорно «бездомному» до сих пор Театру юного зрителя. Но как быть с памятником Платона Ойунского на площади имени Серго Орджоникидзе, в свое время по настоянию Андрея Борисова возведенного рядом с Саха академическим театром им. П. А. Ойунского? Получается еще одна архитектурная несуразность.

По здравому смыслу в будущем Арктическом центре, в первую очередь, должен быть размещен Государственный театр коренных малочисленных народов Севера «Гулун», а в Международном Центре Олонхо комплекса «Земля Олонхо», наряду с Театром Олонхо, еще один символ (бренд) этноискусств Якутии Национальный театр танца им. С. А. Зверева – Кыыл Уола. Данный уникальный театр вот уже более 40 лет работает без собственного специализированного театрального здания.

3. Главный идеологический куратор пресловутого проекта ГЧП Андрей Борисов в презентации проекта и в своем интервью цитирует слова Платона Ойунского:

«Блистая, переливаясь радужными гранями на солнце, возвеличится на берегу священного озера Сайсары хрустальный дворец». Но тут надо сказать, что Платон Ойунский в 1927 г. писал конкретно о Дворце Олонхо, а не о Филармонии, совмещенной с Арктическим центром эпоса и искусств. Его произведение так и называется «100 сыллаах улуу былаан. Оҥоhуллан эрэр олоҥхо».

Именно это произведение идеологически и было заложено под идею строительства якорного объекта комплекса «Земля Олонхо» «Международный Центр Олонхо», создание которого записано в Коммюнике от 2005 г., подписанное Президентом РС(Я) и Генеральным директором ЮНЕСКО в связи с включением якутского эпоса Олонхо в список устных нематериальных шедевров человечества.

Именно это Коммюнике и сегодня размещено на сайте ЮНЕСКО.

Хотелось бы, чтобы уважаемый госсоветник каждый раз не лукавил несуразно с названиями, понятиями и событиями.

Геокриологические, гидрологические и сейсмомерзлотные условия площадки

1. По научным данным Виталия Степанова, Сайсарский полуостров 67 квартала г. Якутска является одной из худшей для ведения капитального строительства площадок приозерной территории. По его оценке, на данной площадке здание Арктического центра должно быть запроектировано с проектной сейсмостойкостью на 8,0-8,5 баллов при фоновой сейсмичности территории г. Якутска 6,0-6,5 баллов по шкале MSK-64. Такое сейсмостойкое проектирование приведет к удорожанию объекта на 10-12 процентов.

Кроме того, при таких сложных геокриологических, гидрологических и сейсмомерзлотных условиях площадки могут произойти разные аварийные ситуации и происшествия как во время строительства объекта, так и в период его эксплуатации.

2. Научные опасения Виталия Степанова отчасти подтверждаются результатами рекогносцировочных изысканий по заданию «Якутпроекта» ООО «Хотустройизыскание» данной территории тремя двадцатиметровыми скважинами. При этих предварительных изысканиях было установлено, что инженерно-геологические условия подходят для проведения изысканий: при отсутствии водоносных горизонтов и межмерзлотных таликов высокая отрицательная температура грунтов площадки не воздействовала на устойчивость стенок пробуренных скважин.

Однако мерзлотные условия площадки оказались далеко неблагоприятными для строительства любых серьезных объектов не только по части инженерной подготовки, но и по части сохранения мерзлотно-грунтовых условий, достигнутых в ходе инженерной подготовки площадки в ходе эксплуатации. Это объясняется тем, что площадка строительства расположена на полосе тылового шва первой надпойменной террасы с весьма нестабильными мерзлотно-грунтовыми условиями, могущими восприимчивыми и изменчивыми при любых климатических колебаниях и влиянии гидрологического режима озера, который из года в год постоянно меняется.

Таким образом, по оценке изыскателей, выбранная под строительство Арктического центра площадка будет крайне дорогостоящей не только по затратам на строительство, но и в процессе эксплуатационного содержания.

3. Очевидно, что при существующих на Сайсарском полуострове особо неблагоприятных сейсмомерзлотных и гидрологических условиях в случае происшествия в городе сильного 6-7балльного по шкале MSK-64 землетрясения в верхних слоях пластичномерзлых грунтов и няш полуострова могут возникать повышенные на 1-2 балла разрушительные сейсмические макроэффекты. Исходя из такой прогнозируемой опасности, полагается, что в проекте Арктического центра на Сайсарском полуострове должны быть предусмотрены трудоемкие, дорогостоящие и требующие технологических пауз в процессах криогеотехнические и сейсмогеозащитные инженерные мероприятия и работы.

Здесь речь идет о нейтрализации подземных вод полуострова и его берегового основания, выемке талых няш с их заменой специальной грунтовой смесью, укреплении береговых откосов чаши озера, заморозке естественных пластичномерзлых и водонасыщенных грунтов основания и площадки объекта и т. д.

Несуразности архитектурной концепции Арктического центра

Ниже тезисно приводятся поверхностно заметные недостатки и подвохи стартовой архитектурной концепции проекта ГЧП по Арктическому центру на осень 2019 г.

1. Главным критерием градостроительного освоения достаточно обширной (47 га) территории, зарезервированной под комплекс «Земля Олонхо», как и для любого города во всем мире, является комплексное решение застройки. Тем более данная территория в большей своей части является свободной от застройки. Не разработав хотя бы схемы (на стадии «проект») основных сооружений инженерной инфраструктуры (электро-, газо-, водо-, теплоснабжение, канализация, связь), уличной сети, проездов, рекреационных площадок и автостоянок, во всем мире не принято приступать к освоению не застроенной или реновируемой территории.

Для этого необходимо хотя бы ориентировочно подсчитать качество и мощность головных инженерных сооружений и магистральных сетей, сколько и какой транспорт будет использоваться, какие для этого нужны коридоры, охранные зоны и т. д.

Консорциум победителей Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо» в составе компаний «Ове АРУП» (Англия), «Витторио Грасси» (Италия) и ОАО «Якутагропромпроект» (Якутск) еще в 2015 г. под обещание властей РС(Я) начали эту работу. Однако власти республики в конце концов отказали в финансировании проекта, ссылаясь на сложную финансовую ситуацию. А ведь тогда надо было изыскать всего-навсего 18 млн рублей.

Зато ныне сложная финансовая ситуация не помешала подписать соглашение на 18,64 млрд рублей только для одного объекта культуры. На словах декларируя данную аксиому, руководство республики с подачи или с молчаливого согласия отвечающих за архитектуру и градостроительство чиновников, на деле действует прямо противоположно, раздавая столь ценную якобы зарезервированную территорию по частям без учета общей концепции.

Примером тому является строительство музея «Россия – моя история», и теперь вот и проект ГЧП по Арктическому центру.

2. Сложной проблемой, можно даже сказать неразрешимой, является размещение на тесном Сайсарском полуострове (1,5 га) крупного многофункционального объекта культуры с площадью более 24000 кв. м. Такая же проблема в г. Якутске наблюдается у Бизнес-центра по ул. Кирова, где площадь участка 1,0 га, а общая площадь здания около 25000 кв. м.

Необходимо отметить, что, согласно «Водному кодексу РФ», охранной зоны от таких водоемов, как озеро Сайсары, составляет 50 м от кромки воды, где категорически запрещается ведение строительства любого сооружения. При исключении водной охранной зоны для строительства Арктического центра остается 1,0 га.

По всем строительным нормам и правилам для нормального функционирования Арктического центра необходимо строительство головных инженерных сооружений, как канализационной насосной станции (КНС), электроподстанции и пожарных емкостей с насосной. Эти сооружения также должны иметь свои охранные зоны. Однако на размещение данных инженерных сооружений и их охранных зон на рассматриваемом Сайсарском полуострове нет соответствующих площадей.

Площадь участка крайне не хватает для размещения подъездов и стоянок технологического транспорта для перевозки реквизитов, мусоровозки, пожарных машин с подъемными лестницами, машин для обслуживания электрооборудования и т.д.

Проблематичным будет размещение на территории объекта стоянок (парковок) служебного, общественного и личного транспорта и подъездов к ним.

Место на мысу Сайсарского полуострова еще в прошлом году было запрошено у властей религиозной организацией «Айыы Таҥара итэҕэлэ» под строительство обрядово-культового объекта для проведений традиционных обрядов алгыс. В ответ был получен отказ за подписью главного архитектора республики Ирины Алексеевой с указанием причины – на этом месте запланировано размещение автостоянки Арктического центра.

Думается, что любым патриотом Якутии этот отказ будет оценен как нарушение конституционных прав народа саха на свободу вероисповедания и свободу совести и как глумление над сакральным озером, сакральным местом, не говоря о нарушениях всяких норм и правил.

3. Авторы архитектурной концепции Арктического центра 2019 г., по всей видимости, образу здания (объекта) не придали никакого значения, решая только одну задачу – «впихнуть» в одно здание все, что задано техническим заданием, как можно компактнее. Даже их приписка, что фасады центра – это образ «Ленских столбов» от лукавого.

Кому, как не нам, якутянам, не знать, как выглядят Столбы, каков их масштаб, суровость, древность без намека на воздействие «цивилизации».

По проекту здание Арктического центра выглядит как обычная «стекляшка» с какими-то «колпаками», которые выдаются то ли как ураса, то ли как тюбетейки. По сравнению с данным объектом, конструктивно не безопасный комплекс «Триумф» выглядит шедевром архитектуры.

4. Благоустраиваемая территория вокруг круглого в плане здания Арктического центра, включая участок выступа полуострова за Сайсарским мостом, в масштабах застройки социокультурного объекта регионального значения отличается исключительно малой площадью. Такое обстоятельство порождает вокруг центра острый дефицит площадей зон рекреации, курдонерного озеленения, памятников, малых архитектурных форм, аллей и автостоянок.

К тому же с восточного парадного входа здания центра самым непривлекательным образом раскрывается возвышенная панорама заднего фасада корпуса КФЭН СВФУ с видом дворовой территории.

5. В инфраструктуре южной части г. Якутска, включая часть территории СВФУ в 65 квартале, поближе к намечаемой застройке Арктического центра на Сайсарском полуострове нет резервных мощностей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации.

К примеру, по расчетам ОАО «Якутводоканал», только на создание магистральных сетей и водоподъемного узла № 5 водоснабжения и канализационного коллектора № 3 с насосной станцией в южной части г. Якутска требуется порядка 3,1-3,2 млрд рублей.

Законоотступления в проекте ГЧП по Арктическому центру

В настоящей статье-обращении поверхностно заметные противоречия с законодательством РФ проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске 2019 г. ниже тезисно приводятся с некоторыми добавлениями и уточнениями с ранее опубликованной в газете «Туймаада» от 19.12.2019 статьи В. И. Степанова.

В той статье из-за отсутствия опубликованного описания проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске противоречия с законодательством РФ данного проекта ГЧП выяснялись по тексту Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ «О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства» с тремя приложениями.

Здесь речь идет о Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее – ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015).

1. Проектируемое размещение в Арктическом центре Саха театра и Государственной филармонии, на наш взгляд, никакой актуальности не имеет и разработано в архитектурной концепции проекта исключительно по отстаиванию госсоветником Андреем Борисовым своих профессиональных и личных интересов.

В связи с этим, можно считать, что проект ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске образца 2019 г. по актуальности не соответствует пункту 1 части 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.

2. Поставленная в Распоряжении Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ цель проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске гласит: «Достижение высокого уровня духовного развития и культурно-нравственных ценностей каждой личности и общества».

Между тем, очевидным является то, что в РФ и РС(Я) такая цель никак не реализуется строительством одного, хотя и крупного и сверхдорогого объекта культуры и искусства. Тем более в утвержденной Законом РС(Я) от 19 декабря 2018 г. 2077-3№ 45-VI «Стратегии социально-экономического развития РС(Я) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г.» нет целей и задач строительства и использования крупного объекта культуры и искусства.

Кроме того, в данном стратегическом документе РС(Я) материализованных в строительстве, реконструкции и коммерции недвижимым имуществом задач вообще нет.

Отсюда получается, что официально декларированные цели и задачи проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске не соответствуют пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона о ГЧП-МЧП от 13.07.2015.

3. В Распоряжении Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ отсутствует четкая оценка получаемых публичным партнером и частным партнером будущих доходов от эксплуатации построенного Арктического центра в 2022-2030 гг.

Это значит, что в описании проекта ГЧП по Арктическому центру нет никакого положительного ответа об его соответствии пункту 6 части 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.

4. Вопреки пункту 8 части 3 статьи 8 Федерального закона о ГЧП-МЧП, в Распоряжении Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ не описаны возможные риски сейсмического разрушения и техногенных аварий строящегося или эксплуатируемого в г. Якутске Арктического центра (см. выше).

5. Выше констатировали, что актуальность, цели и задачи проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске не соответствуют пунктам 1 и 2 части 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.

Раз так, то оцениваемые эффективность и сравнительное преимущество проекта ГЧП по Арктическому центру также должны были засчитаны не отвечающими требованиям пункта 9 части 3 статьи 8 означенного Федерального закона.

Однако, как видно из июльского 2019 г. Распоряжения Главы РС(Я), составители описания проекта ГЧП по Арктическому центру или его экспертной оценки представили указанные показатели соответствующими пункту 9 части 3 статьи 8 ФЗ № 224ФЗ от 13.07.2015 посредством каких-то неизвестных публике расчетов.

6. Известно, что в бюджете РС(Я) 2019 г. не было средств на частичное финансирование проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске.

Несмотря на это, Распоряжением Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. было установлено, что в 2020-2022 гг. республика должна внести частному партнеру данного проекта бюджетные субсидии в сумме 3,78 млрд рублей на частичное финансирование создания объекта.

В действительности же данный объем бюджетных субсидий на означенный проект ГЧП был включен в бюджеты РС(Я) на 2020 и 2021-2022 гг. только в конце 2019 г. в процессе принятия бюджетов парламентом республики. Отсюда можно утверждать, что ГЧПпроектное июльское 2019 г. Распоряжение Главы РС(Я) было издано в нарушение пункта 6 части 7 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.

Дело в том, что при отсутствии средств на реализацию проекта ГЧП потенциальный публичный партнер должен был принять решение о невозможности реализации проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске и воздержаться от издания Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г.

7. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 11 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015, в июле-сентябре 2019 г. на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти РС(Я) отсутствовала информация о проекте ГЧП по Арктическому центру на Сайсарском полуострове г. Якутска.

В тот период постоянно следящие за информацией о социально-экономическом развитии РС(Я) жители республики о проекте ГЧП по Арктическому центру поверхностно узнали лишь от пафосных комментариев должностных лиц, а не от опубликованной информации о проекте.

Так, в начале сентября 2019 г. после ВЭФ в г. Владивостоке Глава РС(Я) Айсен Николаев выступил с коротким сообщением о заключении соглашения по проекту ГЧП по Арктическому центру с ООО «ВИС–Развитие». Уставный капитал данного ООО составляет 10000 рублей. Его генеральным директором также является вышеупомянутый генеральный директор ООО «Семнадцатая концессионная компания» Артемов Николай Валерьевич. ООО «ВИС–Развитие» зарегистрировано 20.12.2016 г. по тому же адресу Ленинградская область, Гатчинский район, г. Гатчина, улица 7 Армии, дом 22 А, помещение 15. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем ООО «ВИС–Развитие» является одно российское юридическое лицо – то же АО «Группа «ВИС».

Между тем, в тексте Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. фигурировала уже другая его «дочка» ООО «Семнадцатая концессионная компания».

Эти обе компании, судя по публичной бухгалтерской отчетности, являются рожденными «вчера» микрофирмами с низкой финансовой надежностью, не имеющими в балансах никаких активов, не говоря о наличии строительной техники, транспорта, оборудования, специализированного кадрового персонала.

Возникает вопрос, почему при наличии как в Якутии, так и в целом в России других эффективных строительных и проектных организаций, выбраны именно такие, на наш взгляд, подставные компании? Ведь предметом данного соглашения является реализация сложного и сверхдорогого проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске с начальной стоимостью 18,64 млрд рублей.

8. Нам так и не удалось найти на официальном сайте РФ «torgi.gov.ru» текст соглашения между Правительством РС(Я) и ООО «ВИС–Развитие» или ООО «Семнадцатая концессионная компания» от 5 сентября 2019 г. о реализации проекта ГЧП по Государственной филармонии, совмещенной с Арктическим центром.

Если данное соглашение действительно не размещено на официальном сайте РФ «torgi.gov.ru», то такое обстоятельство является, на наш взгляд, прямым нарушением пункта 2 части 2 статьи 11 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.

9. До сих пор не оплачены выполненные работы по договору между фондом «ПК «Земля Олонхо» и ООО «Хотустройизыскание».

Договор был заключен по согласованию с министром культуры и духовного развития РС(Я) и руководителем проекта «Земля Олонхо» Андреем Борисовым. В то время он, будучи членом Правительства РС(Я), утвердил техническое задание и поручил Фонду заключить сей договор на проведение рекогносцировочных инженерных изысканий под проектируемый комплекс «Земля Олонхо». Выполненный объем рекогносцировочных изыскательских работ на сумму 2569080 рублей был сведен в единый отчетный материал, который хранится в архиве ООО «Хотустройизыскание».

Тут необходимо иметь в виду, что эти обработанные полевые и лабораторные изыскательские материалы являются ценной информацией, могущей дать экономию при проведении комплексных инженерных изысканий для будущих объектов, которые будут проектироваться на предварительно изученной площадке. Однако выполненный объем работ до сих пор не оплачен.

Кроме того, на самом благоприятном для строительства участке запланированной территории комплекса «Земля Олонхо» уже построен музей «Россия – моя история». Причем этот музей построен на площадке с высокими естественными абсолютными отметками с проведением дополнительной отсыпки.

Такое обстоятельство, инициированное неграмотным ведением точечного освоения территории, приведет к заболачиванию окружающей местности, при котором дальнейшее строительство любого объекта на территории «Земля Олонхо» по I-му принципу строительства на многолетнемерзлых грунтах потянет за собой огромные затраты на поднятие высотных отметок площадок будущих объектов.

Отсюда вытекает, что материалы ООО «Хотустройизыскание» по предварительным разведочным изысканиям территории бывшего Радиоцентра являются востребованной ценной информацией об естественном состоянии многолетнемерзлых грунтов обширной незастроенной территории города.

По поводу оплаты данного договора ныне госсоветник Андрей Борисов гордо заявляет, что он тут ни причем, договор не подписывал, а по части оплаты вообще ничего знать не хочет. И это при том, что техническое задание на проведение комплексных инженерных изысканий Андрей Борисов утвердил своей подписью как руководитель национального проекта республики, председатель правления Фонда «ПК «Земля Олонхо», не говоря о том, что на тот момент он был министром культуры и духовного развития РС(Я).

Печально, но приходится констатировать такой уровень нравственно-этических качеств уважаемого многими «духовного лидера» национальной элиты республики Андрея Борисова.

Сверхрасточительный нонсенс проекта ГЧП по Арктическому центру

Как сказано выше, в Распоряжении от 3 июля 2019 г. № 491-РГ написано, что решение о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру принято на основании предложения микрофирмы ООО «Семнадцатая концессионная компания» Группы компаний ВИС. Выше писали, что данная компания учреждена и зарегистрирована буквально год назад. Странно, что она сразу после своего учреждения так сильно «озаботилась» вопросами сохранения и развития эпоса и искусства Арктики и Якутии.

По нашему мнению, предложение этой компании было разработано на основе Борисовской архитектурной концепции комплекса двух совмещенных объектов культуры на Сайсарском полуострове г. Якутска.

Согласно Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ первый объект комплекса «Государственная филармония Якутии» имеет расчетную сметную стоимость 4,73 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г.

Расчетная сметная стоимость второго объекта «Арктический центр эпоса и искусств» равна 5,21 млрд рублей.

В итоге расчетная сметная стоимость комплекса культуры с общим объектным названием Арктический центр составляет 9,94 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г.

В приложении № 2 означенного распоряжения установлены существенные условия соглашения о ГЧП по финансированию, проектированию, созданию (строительству) и техническому обслуживанию объекта Арктический центр.

В частности, приведены объемы частичного финансирования (можно считать авансирования) со стороны публичного партнера, то есть РС(Я), в сумме 3,78 млрд рублей в 2020-2022 гг. и субсидий публичного партнера на техническое обслуживание объекта в сумме 1,76 млрд рублей в 2023-2030 гг.

Также приведен объем субсидий публичного партнера на возмещение расходов частного партнера на создание объекта в сумме 13,10 млрд рублей в 2023-2030 гг.

Итак, по Распоряжению Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ и соглашению о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске от 5 сентября 2019 г. сумма бюджетных расходов республики на возведение данного объекта по ГЧП составляет 18,64 млрд рублей на период 2020-2030 гг. Очевидно, что к 2030 г. окончательная стоимость данного проекта ГЧП по разным объективным и субъективным причинам намного превысит эти первоначальные расчетные 18, 64 млрд рублей.

Скажем, повышение стоимости проекта ГЧП в обязательном порядке может произойти после рабочего проектирования объекта в сейсмостойком и мерзлотноустойчивом исполнении с повышением этажности, добавлением в планировке ресторана и т. д.

Кроме того, стоимость проекта ГЧП будет повышаться при ежегодной индексации на индекс-дефлятор. Тем более Федеральный закон о ГЧП-МЧП допускает изменение стоимости проекта ГЧП в процессе его реализации по взаимному согласию публичного партнера и частного партнера. Отсюда такое условие предусматривается в любом концессионном соглашении о реализации проекта ГЧП или МЧП.

Задаемся резонным в настоящей теме вопросом: какой значимостью обладают 18,64 млрд рублей в нынешней бюджетной системе РС(Я)?

Более понятный для читателей ответ на этот вопрос будет таким. Первоначальная стоимость проекта ГЧП по Арктическому центру на 2020-2030 гг., равная 18,64 млрд рублей, на 2,12 млрд рублей больше расходной части бюджета г. Якутска на 2020 г., равной 16,52 млрд рублей с субсидиями и дотациями из республиканского бюджета. При этом получается, что расчетная сметная стоимость Арктического центра без приращений и процентов ГЧП в 9,94 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г. на 1,78 млрд рублей превышает доходную часть бюджета г. Якутска с 320-тысячным населением на 2020 г. без республиканских субсидий и дотаций.

В ответ на массовое недовольство читателей средств масс-медиа Якутии высокой стоимостью проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске правительственные должностные лица РС(Я) заявляют, что в четырех городах РФ строят культурные комплексы с общей стоимостью 120,0 млрд рублей. По их словам, например, в г. Владивостоке строится культурный комплекс со стоимостью 35,0 млрд рублей.

При этом они молчат об их архитектурно-градостроительных ансамблях и композициях, масштабах застроек, больших мощностях и прочих зодческих особенностях этих в среднем 30-миллиардных строящихся иногородних культурных комплексов. Ведь, по сравнению с ними, строительство в г. Якутске Арктического центра по техническому проекту представляет средней крупности одиночное четырех или семиэтажное здание с общей вместимостью трех зрительных залов 1500 мест и пятачком рекреационной зоны всего 1,0 га.

Не секрет, что в современной рыночной России все связанные со строительным комплексом должностные лица от крупных чиновников до руководителей стройорганизаций, от банкиров до руководителей жизнеобеспечивающих предприятий особо благоговеют к объектам (комплексам) строительства с высокой и сверхвысокой стоимостью.

Здесь весь секрет состоит в том, что чиновникам и руководителям жизнеобеспечивающих предприятий от объектов строительства с высокой стоимостью коррупционным путем перепадают значительные в сумме откаты и взятки.

При высокой стоимости строящихся объектов банкирам достаются немалые в сумме маржи от ссуд и кредитов. Руководителям стройорганизаций остается возможность завершить строительство и получить прибыль даже после значительных потерь инвестиций по коррупционным откатам и взяткам, а также по организуемым чиновниками бюджетным «распилам» разной схемы.

Уважаемый Айсен Сергеевич в конце января 2020 г. сказал, что выполняемое по заказу частного партнера рабочее проектирование объекта Арктический центр на Сайсарском полуострове должно быть закончено в начале лета с тем, чтобы государственная экспертиза проекта завершилась в июле сего года.

Допустим, что недавно выполненные инженерные изыскания и оценка сейсмичности Сайсарского полуострова были проведены объективно по достоверным данным. Еще допустим, что в этом году архитектурно-строительная часть проекта Арктического центра будет разработана под проектную сейсмичность 7,5-8,0 баллов.

В этом случае первоначальная стоимость данного проекта ГЧП может возрасти до 20,7-21,4 млрд рублей.

Пожалуй, эти наши допущения могут быть реалистичными только при качественном изыскании площадки и проектировании объекта по требованиям «Градостроительного кодекса РФ» об обеспечении безопасности и безвредности объектов капитального строительства.

Проект ГЧП по Арктическому центру реализуется Правительством РС(Я) и ООО «ВИС– Развитие» по законному концессионному соглашению. При этом, с одной стороны, данный проект ГЧП по некоторым особенностям и нюансам подготовки, продвижения принятых документов и информационного освещения как-то становится похожим на полускрытый коррупциогенный процесс.

С другой стороны, проект ГЧП по Арктическому центру, по словам руководителей РС(Я), является инновационным в культурной сфере Якутии и рассчитанным на достижение международного уровня.

Вместе с тем, по нашей независимой оценке, данный проект ГЧП представляется инвестиционно, архитектурно, градостроительно и театрально непродуманным, несуразным и непозволительно дорогостоящим строительством. К тому же, на наш взгляд, для РС(Я) проект ГЧП по Арктическому центру несомненно является рискованным как по ожидаемым бюджетным перерасходам, так и по возможным в объекте происшествиям техногенных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, можно предположить, что по приведенным характеристикам проект ГЧП по Арктическому центру для бюджетной системы РС(Я) может стать как бы легальной аферой.

Возможно, Глава РС(Я) в силу занятости или непозволительной доверчивости необдуманно наскоком принял решение о реализации означенного проекта ГЧП со стоимостью 18,64 млрд рублей. В настоящие в целом по всему миру и в России кризисные времена даже неискушенному читателю становится ясным, что бюджеты РС(Я) ближайших лет вряд ли осилят многомиллиардные субсидии проекта ГЧП по Арктическому центру вкупе с возможными субсидиями ГЧП по Ленскому мосту.

Общественность РС(Я) в курсе того, что, чтобы как-то облегчить нагрузки на бюджеты РС(Я) 2020-2022 гг., с 2019 г. Глава республики поднимает вопросы софинансирования из федерального бюджета строительства Арктического центра по национальному проекту «Культура России». Это видно из ответа Айсена Николаева на вопросы ИА ТАСС:

«В ответ на обращение республики о выделении средств федерального бюджета Президент России Владимир Путин дал поручение федеральным органам исполнительной власти о рассмотрении возможности софинансирования проекта. В настоящее время вопрос прорабатывается Минвостокразвития и Минкультурой России о предоставлении субсидии».

В настоящей статье проект ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске нами характеризован как инвестиционно, архитектурно и театрально несуразно продуманное и непозволительно дорогостоящее строительство. Почему? Отвечаем.

Стратегическим недостатком реализации проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске является следующий его неполноценный исход. После 2023 г. в г. Якутске в построенном за 18,64 и больше млрд рублей Арктическом центре будут размещаться Госфилармония, Саха и Олонхо театры и несколько небольших культурных и музейных учреждений, а нынешнее здание Саха театра будет передано Театру юного зрителя.

При этом театры Танца, Эстрады и Народностей Севера на многие годы останутся без своих специализированных театральных помещений. Нынешнее размещение этих театров в неспециализированных помещениях здания бывшего развлекательного клуба «Европа» и административном здании по ул. Чернышевского означенную театральную проблему г. Якутска никак не решает.

Есть разные варианты решения данного вопроса. Один из них, по мнению Виталия Степанова, РС(Я) без ГЧП по государственным заказам примерно за 9,7-9,9 млрд рублей бюджетных средств могла бы обеспечить к 2024-2025 гг. все «бездомные» театры и культурные учреждения г. Якутска специализированными театральными помещениями.

Для чего следовало было проектировать и построить по госзаказам за 8,6-8,8 млрд рублей в 79 квартале г. Якутска Культурный комплекс на 2150 мест с размещением в нем Госфилармонии, театров Танца, Эстрады и Юного зрителя и других небольших музыкальных и музейных образований.

Также в 2021-2023 гг. следовало было по госзаказам провести с проектированием реконструкцию здания Саха театра с устройством надстройки сцены и зрительного зала на 350 мест и достройкой четвертого этажа правому крылу здания. В реконструированном таким образом театральном здании можно было разместить Борисовский «Арктический центр» в составе родственных театров Саха, Олонхо и Народностей Севера.

Данное альтернативное предложение Виталия Степанова было опубликовано в статье «О сверхрасточительном нонсенсе ГЧП по Арктическому центру» («Туймаада» от 19.12.2019 г.). Сравните это альтернативное предложение с несуразным проектом ГЧП по Арктическому центру на Сайсарском полуострове за 18,64 и более млрд рублей!

Предложения Главе РС(Я) А.С. Николаеву

Мы, соавторы настоящей статьи, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, направляем через средства масс-медиа Якутии на рассмотрение Главы РС(Я) А.С. Николаева нижеследующее открытое обращение граждан Российской Федерации.

Уважаемый Айсен Сергеевич, просим Вас, в соответствии со статьями 10 и 12 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006, рассмотреть следующие наши предложения.

1. В связи с тем, что нынешняя финансово-экономическая ситуация в Российской Федерации, да и в мире, находится в глубоком кризисе, а также с тем, что в текстах одобренного публичным партнером инициативного проекта потенциального концессионера ООО «Семнадцатая концессионная компания» и Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ имеются нарушения Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ и в них чрезмерно повышена концессионная стоимость объекта при односторонних преобладающих условиях в пользу частного партнера, ОТМЕНИТЬ Распоряжение Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ «О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства».

2. После отмены Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ согласно пункта 3 части 8 статьи 13 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015 по решению суда ДОСРОЧНО РАСТОРГНУТЬ соглашение от 5 сентября 2019 г. о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске, как потерявшего силу с отменой упомянутого Распоряжения Главы РС(Я) договорного документа.

3. Провести совещание на уровне Главы РС(Я) с участием общественности и заинтересованных в реализации проекта «Земля Олонхо» организаций и ведомств с целью:

3.1. Исполнения обязательств якутской стороны перед победителями открытого Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию и дизайн-концепцию якорного объекта « Международный Центр Олонхо», проведенного в 2013-2014 гг., и принятия решения об отведении земельного участка под этот объект в центральной части Радиополя – территории будущего комплекса «Земля Олонхо».

3.2. Исполнения обязательств перед ООО «Хотустройизыскание» по договору на выполнение рекогносцировочных инженерных изысканий на территории будущего комплекса «Земля Олонхо».

3.3. Рассмотрения более экономичного, инвестиционно привлекательного варианта строительства «Международного Центра Олонхо», предлагаемого инициаторами и разработчиками проекта «Земля Олонхо».

4. Издать Указ Главы РС(Я) о государственном заказе республики по проектированию и строительству «Международного Центра Олонхо» для размещения в нем театров Олонхо, Танца, Гулун, Саха, музеев культуры и искусства и Госфилармонии.

5. Поручить Государственному Собранию Ил Тумэн и Правительству РС(Я) разработать и обсудить проект Закона РС(Я) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве с региональным и муниципальными публичными партнерами на территории Республики Саха (Якутия)».

6. Усилить Правительство РС(Я) шестым заместителем Председателя Правительства по строительно-дорожным вопросам из числа высококвалифицированных, знающих градостроительные условия Якутии и опытных инженеров-строителей.

7. Несвойственное в составе государственно-управленческих функций Администрации Главы и Правительства РС(Я) Управление архитектуры и градостроительства данной же администрации перевести в Министерство строительства РС(Я).

8. Комиссией правительства и парламента республики в составе депутатов Ил Тумэн, членов Счетной палаты республики и работников Прокуратуры РС(Я) (по согласованию) проверить работу Минэкономики РС(Я) по рассмотрению инициативы ООО «Семнадцатая концессионная компания» и разработке проекта соглашения о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру. По результатам данной проверки принять соответствующие организационные, административные и квалификационные меры.

9. Многие жители Якутии считают, что почетная должность государственного советника РС(Я) предназначена для обеспечения дальнейшей политической и общественной деятельности бывших Президентов и Глав республики. Бывший Президент РС(Я) Егор Борисов, чтобы назначить освобожденного от должности министра культуры и духовного развития Андрея Борисова на эту почетную должность, в мае 2014 г. добавил в положение о государственном советнике республики слова «… на руководящих должностях в органах государственной власти…».

На наш взгляд, в последние годы А.С. Борисов неправомерно использовал несвойственную ему почетную должность для пробивания своих профессиональных и личных интересов при продвижении несуразного и сверхрасточительного проекта ГЧП по Арктическому центру.

В связи с этим, предлагаем, чтобы Глава РС(Я) ОСВОБОДИЛ Андрея Борисова с почетной должности государственного советника республики.

При этом учесть, что по информации СМИ, некоторые концессионные компании «Группы ВИС» по юридически казуистически составленным, односторонне выгодным для них изощренным концессионным соглашениям по ГЧП иногда заставляют своих публичных партнеров из числа правительств регионов платить им огромные штрафы при любых нарушениях договорных обязанностей.

Более того, в случае досрочного расторжения концессионных соглашений по инициативе публичных партнеров инициаторам приходится оплачивать частным партнерам неустойки в сотни миллионов рублей.

Несмотря на такие кабальные обстоятельства, Правительству РС(Я) лучше будет пораньше досрочно расторгнуть несуразное соглашение с «вчера» учрежденной микрофирмой ООО «ВИС–Развитие» с уставным капиталом в 30 тыс. рублей и низкой финансовой надежностью даже ценой «холостой» переплаты в размере 300-400 млн рублей отступных за свою ошибку.

Это будет более достойным выходом из несуразного положения предстоящего 10-летнего расходования более 18,64 млрд рублей бюджетных средств на сомнительный по архитектуре, качеству и безопасности проект по строительству одного объекта Арктический центр на Сайсарском полуострове г. Якутска.

Уважаемый Айсен Сергеевич, просим в положенный срок согласно положениям ФЗ № 59ФЗ от 02.05.2006 рассмотреть наши предложения и письменно ответить нам в адрес редакции опубликовавшей наше открытое обращение печатной газеты.

Согласно части 2 статьи 8 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 рукопись данной статьи в виде нашего открытого письменного обращения на Ваш адрес направляется в секретариат АГиП РС(Я) для обязательной регистрации.

Подписи:

СТЕПАНОВ Виталий Иннокентьевич, аналитик-исследователь градостроительной сейсмологии в криолитозоне, доцент, почетный строитель Якутии, народный депутат Верховного Совета ЯАССР–РС(Я) XII созыва;

ФЕДОРОВА Лена Валерьевна, директор Фонда «Проектная компания комплекса «Земля Олонхо», отличник культуры РС(Я), канд. полит. наук.;

ПАВЛОВ Семен Павлович, директор ООО «Хотустройизыскание», почетный изыскатель Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве», заслуженный работник народного хозяйства РС(Я);

ШИШИГИН Федор Ильич, представитель консорциума победителей открытого международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо» и дизайн-концепцию Международного Центра Олонхо, заслуженный архитектор РС(Я), гл. архитектор г. Якутска в 1981-1989 гг.

г. Якутск, 08 апреля 2020 г.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


2 коммент. к “Представители общественности просят Главу Якутии отменить строительство Арктического центра”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question