Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Семь альтернатив пенсионной “реформе”

4.08.2018

плакаты-пенсия-pdf-948x632

Правительство на новом сроке Владимира Путина начало не с того конца. Сначала надо было провозгласить реформы развития, создающие рабочие места. Власть должна народу, терпящему это “выживание” уже более 25 лет, но ожидает от него всё новых жертв, не давая объяснения. Люди верили власти и ожидали перемен, но получили очередную пощечину. 

Пенсионная “реформа” — это момент истины, лакмусовая бумажка, которая раскроет сущность системы, выведет народ из состояния летаргического сна и, возможно, станет началом перестройки системы.

Получив легкую победу на выборах, власть словно проверяет “глубину” своей безнаказанности, может, народ заснул и теперь можно всё? Вот она, новая “монархия” и новое крепостное право. Но народ сам загнал себя в это, голосуя по “сердцу” и “правильно”.

Многие оценки реформы носят догматический или эмоциональный характер, имеется колоссальный дефицит материалов с расчетами. Интересна статья журнала “Эксперт”, статьи Максима Миронова, анализ Е. Д. Заболотского, работа С. А. Власова. Все происходящее говорит о проблемах российской экономической науки, которая неспособна защитить интересы общества.

А анализ финансового состояния Пенсионного фонда свидетельствует, что ничего критического сейчас не происходит. Но в чем главная проблема? Средняя зарплата в России 36 тыс. руб. По ставке 22% пенсионных отчислений один работающий платит в ПФР в среднем 7 тыс. 920 руб. в месяц. Умножая эту сумму на отношение: число работающих/число пенсионеров, получим поток в ПФР на выплату пенсий. Отчисляют взносы в ПФР (всего !!!) 54 млн человек, а пенсионеров в России 42 млн человек, т.е. отношение равно 1,3. Поток денег равен 10 тыс. 296 руб., а средняя пенсия 14 137 руб., следовательно, примерный дефицит на одного пенсионера – 3 тыс. 841 руб. или 27%. Нетрудно посчитать, что для баланса соотношение должно быть больше 1,8-2,0.

Точные цифры таковы: на 2018 г. доходы бюджета ПФР – 8,2 трлн руб., в т. ч. страховые взносы в размере 4,87 трлн руб. Расходы бюджета – 8,5 трлн руб. Мы видим дефицит ПФР, который покрывается трансфертом бюджета 3,6 трлн руб. (43% от доходов или 22,3% от общих доходов бюджета).

При численности населения 146 млн получается, что у нас занято всего 37% населения (!). Президент сказал только часть правды, про большое число пенсионеров, и не сказал про то, что зарплату в конверте у нас получают 33 млн человек (или 44,8% от занятых), а работают в тени 13,4 млн. Нетрудно оценить, что ПФР не добирает ежегодно около 1-2 трлн руб., т.е. основную часть пенсионного дефицита (!).

Основная проблема ПФР вызвана дефектом нынешней налоговой системы, при которой какая-то часть, “низы”, уходя от налогов, работают в тени, а вторая – верхи – считают, что будем платить только 13%, и хватит. Доходы граждан в реальном выражении несколько лет падали, число компаний сокращается за счет роста банкротств. Предпосылок для роста взносов нет. Вторая проблема – характер сырьевой модели экономики, который вызывает демографический крах, низкие темпы экономического роста, низкие заработные платы.

Государство, по сути, призналось в банкротстве, пусть в будущем, пенсионной системы и экономики в целом, сырьевая модель неспособна обеспечить не только рабочие места и нормальные заработки, но и даже (!) нищенскую пенсию, с 2014 г. пенсионные накопления заморожены, что говорит о полном отсутствии какого-либо будущего у нашей сырьевой модели. Единственный способ избежать банкротства – отложить, либо уменьшить свои обязательства перед кредиторами, т.е. пенсионерами. Это собственно и есть истинная цель реформы. Система попала в ловушку, выхода из которого нет, нужна жесткая и непопулярная реформа, но она практически неизбежно демонтирует нынешнюю систему.

Еще в полной мере не раскрыта картина разворовывания средств в так называемых “эффективных” частных фондах, мелкие из которых накрылись десятками при молчаливом попустительстве Банка России, но куда государство чуть ли не силком пыталось затащить всех пенсионеров. “Молчуны” оказались в выигрыше. В условиях российской экономики частных пенсионных фондов быть не может. Возможное исключение можно сделать в отношении нескольких частных банков с безупречной репутацией.

Но есть наиболее важная методическая проблема. Считать, что ПФР должен себя окупать, как полагают либеральные экономисты, пытаясь рассматривать ПФР как некий “проект”, замкнутую систему; или допускать его общенациональное значение, т.е. возможности софинасирования (транферта) из бюджета. Первый подход указывает лишь на некое идеальное, но практически невыполнимое требование, так как в противном случае пенсионная система была бы неустойчива. Но она должна (!) быть обеспечена всеми ресурсами государства.

Согласно ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” ст.17. “1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; доходов от размещения … средств обязательного пенсионного страхования; … средств пенсионных накоплений застрахованных лиц…, иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации”.

В законе не заложено, что ПФР должен быть самоокупаемым, он финансируется в том числе из бюджета. Поэтому неявные цели нынешней “реформы” (фактическое устранение бюджетного трансферта) являются нарушением пенсионного законодательства.

Ни в одной стране Европы нет бездефицитного Пенсионного фонда (!). На текущий момент в РФ расходы на финансирование ПФР из бюджета составляют не более 10% ВВП. Согласно данным Е. Д. Заболотского, средние расходы из бюджета во всем странах ЕС в 2003 г. составили те же 9,98% и они растут – 11,3% в 2013, а к 2040 – 11,4 %. В том числе в 2013 г. в успешных Франции – 14,9%, Финляндии – 12,9%, Германии – 10%. Выдвигаемая Правительством РФ цель ведет к заблуждению.

Когда Алексею Кудрину пришла идея стерилизовать деньги, нам обещали “щедрые выплаты” из этих “кубышек”, как в пенсионном фонде Норвегии. Согласно ст. 96.10, Фонд национального благосостояния (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ): “Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета … в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации”.

Деньги на пенсии в России сейчас есть. Объем фонда на 1 июля 2018 г. – 4,83 трлн руб. и при нынешних ценах на нефть он будет увеличиваться. Даже президент сказал, что “можно вообще ничего не делать в течение пяти, шести, семи… лет”. Реальная цель фонда – страховка от утечки капитала на очередной кризис. Но по закону… Далее, цены на нефть высокие. По прогнозу, профицит бюджета в 2018 г. может превысить 1 трлн руб. Т.е. в этом году дефицит ПФР закрыт и на следующий точно денег хватит. Куда такая спешка?

Никакой нужды в нынешнем состоянии экономики делать резкий подъем пенсионного возраста нет. Об этом говорят многие эксперты. Необходим комплексный, общенациональный подход (смотрите таблицу ниже). Цифры здесь абсолютные, реальные и минимальные. Реальный эффект может быть выше в 1,5-2 раза, увеличиваясь в динамике в будущем.

Вопрос лишь в том, как решить проблему элитам – полностью за счет народа, рискуя вызвать крах системы, или проявить мудрость и осторожность, уступить немного, и взять от тех, кто имеет, или должен умерить свои аппетиты, чтобы сохранить то, что есть. Вариантов много, но поскольку Правительство отстаивает интересы олигархов, имеющих мышление капитализма до Маркса, то меры будут другие.

image_big_147704

Все проблемы бюджета и пенсионного фонда решаются стратегически – развитием страны, а тактически – прекращением воровства и введением прогрессивного налога на богатых. Но и то, и другое – “священная корова” для власть имущих, которые продолжают паразитировать на стране, как их предки до 1917 г. Дешево и сердито – но очень рискованно.

Первая мера, самая главная – выход зарплат из тени. С народом надо разговаривать. Кампания “Выйди из тени, плати налоги” стала бы более эффективной, дала бы пользу для развития страны и сплотила бы общество, а не раскалывала. Но поскольку теневая обнальная индустрия крышуется силовыми структурами и приносит огромный теневой доход, власть на это не идет. Занятые в “тени” в будущем будут иметь проблемы с пенсионным обеспечением, что будет опасно для всего государства.

Вторая – введение прогрессивной шкалы. Если говорить о том, как у них, то за границей высокие налоги еще со времен Великой Депрессии. Элиты поняли, что надо брать часть расходов на общее благосостояние на себя. Низкий подоходный налог развращает верхи, вместо того чтобы инвестировать и оборачивать капитал, они его просто проедают и вывозят. Не надо вводить больших ставок, чтобы верхи не ушли в тень, ввести 20% для доходов свыше 150 тыс. руб./мес., и 25% свыше 300 тыс. руб./мес. Какая разница, что ты получишь не 261, а 225 тыс. руб.? Все равно много! А если заплатишь и поддержишь народ, то получишь больше! При такой модели эффект составит около 1 трлн руб. Поразительно, но работ по этой теме крайне мало (!). По разным оценкам, эффект от введения прогрессивной шкалы может составить от одного до нескольких трлн руб.

Согласно рейтингу Forbes, число долларовых миллиардеров в России за последние два года увеличилось на 29 человек. По оценкам бюро экономических исследований США, богатые россияне хранят в офшорах сумму свыше 1 трлн долларов. С учетом международных проблем для них создаются уже и российские офшоры – помощь в неуплате налогов на государственном уровне (!).

пенсии рис kuzpress.ru

Чувство справедливости всегда было критично важно для русского народа. И сейчас справедливости плюнули прямо в лицо, что крайне опасно. Согласно данным опроса Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), 80% россиян не поддерживают повышение пенсионного возраста. Для развития страны нужны взаимные уступки и жертвы, в том числе и правящего класса, нельзя использовать Родину как личную вотчину. Как писал наш великий философ Иван Ильин: “Распределение жертв между сословиями и классами должно быть равномерным, посильным и братским”.

Нельзя все вешать на народ, как до революции, когда все государство висело на крестьянине, пока он не взбунтовался в 1905 г. и не взял власть в свои руки в 1917 г. Но Царское Правительство ввело подоходный налог лишь (!) в 1916 г. на фоне бюджетной катастрофы, вызванной введением сухого закона. И сейчас мы, восстановив “призрак” Царской России, на всех парах идем к концу.

Третья мера – реальная борьба с коррупцией и нецелевым использованием бюджета, которое, по самым скромным оценкам, составляет 1,87 трлн руб. Здесь вопрос стоит так же – готовы ли элиты умерить свои чрезмерные аппетиты? Опять же, эффективнее могут быть профилактические ограничительные меры и нравственная пропаганда. У нас если захотят, могут! Известно одно министерство, где этих проблем нет, все закупки по закону, ошибся – вынь и положи из заработной платы.

Четвертая – разумная оптимизация пенсионного возраста для сотрудников силовых структур, которая все равно планируется после “обычной реформы”. Во времена СССР не было выхода на пенсию в 40-45 лет, как сейчас. Мы с уважением относимся к крайней сложной работе в органах, но реформа уже планируется в следующем году и разумное поднятие пенсионного возраста в этой сфере не выглядит неоправданным.

Пятая мера – использование пенсионных средств для развития экономики, чтобы они приносили доход.

Шестая – более эффективное использование средств фонда национального благосостояния.

Седьмая, самая важная – смена экономической модели, развитие промышленности и технологий, развитие внутренней инфраструктуры, что вызовет рост экономики с темпами не менее 5% и рост рождаемости и закроет проблему совсем.

И наконец, как компромисс власти и народа можно рассмотреть пенсионную реформу с ростом пенсионного возраста на срок не более двух лет для обоих полов с возможностью выхода по старым нормам при медицинских основаниях или наличии безработицы на срок свыше шести месяцев.

Двигать в столь сложный момент пенсионную “реформу” в предложенном варианте могут люди, решившие обрубить сук, на котором сидят, либо те, кто являются “куклами”, не имеющими реальной власти. Почему власть так сильно торопится, пока народ еще не протрезвел от патриотического дурмана и футбольного шоу? Руководителям “оккупационной администрации” надо отчитаться об исполнении поручений вашингтонским хозяевам, которые в лице МВФ инициировали эту реформу еще в 2013 г. и настойчиво повторили в мае 2017 г.? Там же рекомендация по повышению НДС с 18 до 22.

Следующим шоком за пенсионной “реформой” будет частичное введение платной медицины и уменьшение доли бесплатного образования, потом дальнейшее сиквестирование льгот, возможно, переход на пенсионное самофинансирование (уже есть проект со ставкой 6%). Нас ждут новые непопулярные налоговые реформы, например, обложение личных дачных хозяйств, в котором все дырки бюджета будут затыкать не элиты, а простой народ. Всё будет растянуто во времени, но наш магистральный путь, с которого мы не свернем – полный демонтаж социального государства. Именно это и есть реальная “многоходовка”.

Водительство Запада и нашей олигархии приведет Россию к социальному взрыву, который может закончиться сменой нынешней экономической формации. Потенциал протеста будет нарастать по мере роста людей, лишенных пенсии, которых может стать около 10-13 млн человек.

А пока избиратель даже не понимает, что нас, как телят на забой, ведут в новые 90-е. Нынешняя реформа является второй по значимости после реформ 90-х мерой по продолжению самого настоящего геноцида против русского населения. Реформы 90-х уничтожили рабочие места, а пенсионная реформа уничтожает социальное обеспечение старших слоев населения.

Александр Одинцов. 

Исчтоник: Накануне.RU.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


2 коммент. к “Семь альтернатив пенсионной “реформе””


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question