Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Система госуправления дает сбой

19.03.2016

Нифонтова фото Взгляд

Правительство РФ не знает, что делать в сложившейся ситуации. Когда цена на нефть с трудом растет, когда продлены санкции. И когда надо наконец уже начинать работать. Оно продолжает в том же духе, что и всегда. И сработают их методы или нет, похоже, значения не имеет, пишет колумнист газеты “Взгляд“.

Принят антикризисный план, суть которого – распределение средств по отраслям и отсутствие реальных решений по структурной перестройке экономики. Все более реальные черты приобретают планы по продаже госактивов компаний «Башнефть», «Алроса» и «Роснефть».

Владимир Путин на ночь глядя собирает ответственных за прорыв в экономике членов правительства.

Одним словом, движение есть. Вопрос «куда?» на повестке дня не стоит. Понятно всем – туда же, откуда и пришли: в золотое время высоких цен на нефть. Все. Точка.

Но отдельные продвинутые экономисты смотрят глубже и шире.

Так, команда президента Сбербанка Германа Грефа совместно с чиновниками и Открытым правительством запустила обсуждение реформы системы госуправления и даже представила доклад о неэффективном госуправлении с предложением создать обособленный от правительства центр реформ.

Суть – перейти от ручного управления к проектному. Специальная комиссия будет оценивать деятельность министерств, министров, реализацию планов действий, эффективность кадров.

То есть предлагается создать некий центр, который должен дать волшебного пенделя чиновникам и тем самым кратно увеличить эффективность управления госбюджетом, бюджетные доходы и ВВП на душу населения.

Только я одного не понимаю: а что мешает им сейчас, в эту секунду времени, работать с полной отдачей? Какие такие преграды и препоны стоят на этом пути?

По-моему, ответ очевиден – никакие.

Так поможет ли создание какой-то еще одной очередной структуры в вопросах госуправления?

И в этом случае, как я думаю, ответ также очевиден – нет.

Скорее всего, это прекрасно понимает и сам Греф со своей идейной командой.

Но они понимают и другое: надо предлагать какие-то решения по выправлению ситуации. Система госуправления дает сбой. Есть множество поручений, целей и задач, но до финишной черты доходят далеко не все, непонятно кто и за что несет персональную ответственность. Из-за этого все тонет в тоннах бумаг, а результатов работы не видно.

Буквально сегодняшний пример – история со строительством трассы Керчь – Симферополь, когда президент вынужден требовать назвать персонального ответственного за проект, чтобы ему «не нужно было названивать по телефонам по всему правительству либо в субъекты Федерации».

Но вот решения, которые предлагают новаторы, к сожалению, находятся на той же орбите, что и прежде. А потому, как я думаю, станут одним из тех же не выполнивших свою функцию «инновационных» предложений.

То, что Греф не может предложить чего-то нового, стало особенно очевидно во время обсуждения бюджета страны на 2016 год в Совете Федерации.

Тогда он тоже заикнулся о создании отдельного от правительства центра реформ, сказав, что в последние два года перед кризисом наша экономика росла очень низкими темпами, потенциал нашей старой модели экономического роста был полностью исчерпан и что нужна реформа системы государственного управления, создание современной системы, основанной на новых технологиях, качественном менеджменте.

На что получил ответ от сенатора Вячеслава Штырова, который назвал предложение Грефа продолжением 25-летней политики, которая в стране ведется, той же самой кошкой ободранной, только завернутой в другую обертку. Сенатор поставил вопрос об организации масштабной экономической дискуссии в стране, которая, кстати говоря, теперь ведется на разных площадках.

Но Греф с товарищами, как видно, продолжает настаивать на своем и продвигать идею создания центра, который каким-то мифическим образом должен повлиять на управленческие процессы и сдвинуть с места бюрократическую машину. В этом стремлении буквально на днях его ожидаемо поддержал министр экономики РФ Алексей Улюкаев, сказав, что если лидер изменений в нашем случае президент, то, конечно, при нем и нужно создавать такую структуру. То есть от чего уходим, к тому и приходим.

А раз поддержка имеется, осталось дело за малым – бюджетные средства выделить. Все реально! У нас вообще, заметьте, самые бредовые идеи имеют все шансы на успех, а разумные – наоборот.

Вкупе с антикризисным планом и продажей госимущества создание этого центра выглядит как попытка изменить все, не меняя ничего. Но так не бывает!

Нужно наконец сесть, хорошо подумать, что и как изменить, и сделать это. А не заниматься высасыванием из пальца очередных безжизненных идей.

По-моему, это так очевидно. Но почему же этого не происходит?

Маргарита Нифонтова, публицист.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question