Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Советы начинающим креаклам

7.09.2018

Приведенный ниже текст кому-то может показаться циничным. Но поверьте, он не циничнее, чем сама наша жизнь. В которой даже судимые за воровство в организованной группе, и те претендуют на кресло мэра города Якутска. Ну, или в крайнем случае на место в республиканском парламенте… 

А теперь по делу

Нынче модно рассуждать о креативной экономике. Дескать, народ у нас талантлив, все умеет, а эпоха цифровая – осталось только немножко напрячься, сообразить, как монетизировать имеющиеся способности, и будет нам счастье.

Не спорю, в этом что-то есть. Достичь определенного успеха в экономике мозгов можно почти любому. Даже не имея специального образования и титанического таланта. Говорю это, исходя из собственного опыта.

Креативной экономикой я занялся еще в конце девяностых. Когда даже самого этого словосочетания в природе не было. Занялся вынуждено. Потому что выбор у меня в тот момент был совсем небогатый: либо я занимаю чем-то свои мозги, либо бесславно спиваюсь возле «глупого ящика».

Дело в том, что как раз в это время я получил довольно сложный перелом ноги. И целый год таскал на себе то гипс от кончиков пальцев до самого паха, то аппарат Елизарова. Естественно, с таким грузом не разгуляешься. Волей-неволей будешь сидеть в четырех стенах.

Кстати, тут не обошлось без своеобразной иронии судьбы. Все потому, что по молодости, работая на монтаже, мне доводилось носиться по балкам на пятидесятиметровой высоте без всяких лееров, ограждений и прочих средств техники безопасности. А ногу я сломал на обычном пешеходном переходе…

И вот когда я пребывал в тоске и печали, не зная, чем бы заняться, в Нерюнгри приехал один мой старинный приятель. А так как человек он небогатый, то добирался из Одессы в Якутию на поезде. И оставил мне для развлечения кучу прочитанных им в вагоне детективных книжек.

Сначала я их читал от нечего делать. И размышлял над ними тоже от нечего делать. А потом увлекся. Перечитал книжки еще раз. Оценил сильные стороны и слабые места. В какой-то момент уловил алгоритм сюжетов. И понял, что и сам могу сочинить что-нибудь эдакое…

Совет №1

Неважно, чем вы собираетесь заниматься. Снимать фильмы, стать дизайнером, аниматором или видеоблогером. Либо писать женские романы.

Для начала важно погрузиться в тему. Увидеть, как работают ваши потенциальные конкуренты. Понять, почему они пользуются популярностью. Критически оценить их работу. Сформулировать для себя тренды на будущее.

Даже если вы конченый гуманитарий до мозга костей, вы должны понимать, что все в природе подчиняется определенным законам. Творчество – не исключение.

И лишь потом, все осмыслив и поняв, являть миру собственное творение, основанное на анализе и личном представлении о правильном.

Совет №2

Учтите, второй он только по номеру. А по значению самый важный. В словосочетании «креативная экономика» главное слово – экономика. Не ведитесь на благоглупости доброжелательно настроенных критиков. Слова «своеобразный», «оригинальный» и пр. на хлеб не намажешь.

Прежде всего необходимо оценить предполагаемый рынок сбыта. Если у вас компьютерная игрушка, то выходить она должна на english. Просто потому что емкость русскоязычного рынка намного меньше. Про якутский вообще молчу.

Второй момент: если вы хотите добиться популярности, то обязаны потрафлять вкусам массового потребителя. А свое ego местами заткнуть куда подальше.

Допустим, вы снимаете художественный фильм. Помните, в конце обязан быть happy end. Потому что массовый зритель хочет, чтобы добро всегда побеждало зло. Трагедь – она ведь на любителя. Но мы же занимаемся сначала экономикой, и только потом – самовыражением.

Вот здесь я вынужден вернуться к совету №1. Анализ чужих произведений нужен в том числе для того, чтобы понять некие общепринятые правила в выбранной вами сфере. Например, в современной литературе эротика только приветствуется. Но в меру. Без всякого hardcore.

Совет №3

Никогда не стесняйтесь при выборе фирмы, которая будет продавать ваш продукт. Дело тут не в страхе перед мелкими жуликами и кидалами. Просто у маленьких компаний, как правило, проблемы с оборотными средствами, сетью распространения и пр. Отсюда несерьезные гонорары, задержки с их выплатами и прочие досадные неприятности.

Лично я, прежде чем предложить рынку свою первую книгу, проштудировал трехгодовую подшивку газеты «Литературное обозрение». Вычислил пять крупнейших книгоиздателей России и продал рукопись первому, кто из них откликнулся.

Важно: вы должны соответствовать не только ожиданиям потребителя, но и требованиям компании-продавца. По направлению деятельности, формату, объему и т.д. и т.п. Иначе ваш гениальный труд рискует остаться невостребованным.

Немножко о рифах

Собираясь вступить в ряды креаклов, вы должны четко понимать, что мы живем в обществе потребления. Обществе, которое все время жаждет получить что-то новенькое, необычное, небывалое.

А это значит, что на протяжении всей своей карьеры вы ни под каким видом не имеете права повторяться. Даже в мелочах. Иначе рискуете схлопотать эффект Михаила Огинского.

Многие, особенно старшее поколение, любят его полонез «Прощание с Родиной». На этом все. Мало кто знает, что Огинский написал еще 23(!) полонеза. Это не считая кучи мазурок, романсов и даже оперы.

Однако ж при этом:

Вы можете снять просто мега-крутой видеоролик. Из разряда «полный отпад». Но помните – посмотрят его только один раз. Второй раз никто время тратить не станет. Просто потому что других крутых роликов полно.

Конкуренция в сфере креакла уже сейчас дичайшая. Тут нет «своих» и «чужих». Ты либо на коне, либо под конем. Третьего не дано.

Лично я, работая над одной рукописью, уже думал о следующей. А еще делал вообще отвлеченные наброски. Просто так. На неопределенное будущее.

Масштабируя вышесказанное

Надеюсь, мы уже договорились, что креативная экономика возможна только при наличии рынка сбыта. Самый крупный рынок – англоязычный. Если с этим напряг, то остается достаточно емкий русскоязычный сегмент. А вот с чисто якутским рынком все сложно…

Много ли найдется желающих выложить деньги за сборник олонхо в оригинале? А в переводе на другие языки?.. Не спорю, возможно, затраты окупятся. Но будем честны перед собой – прогнозировать значительные прибыли довольно затруднительно.

Никто в Якутии и не скрывает, что креативная экономика республики ориентирована прежде всего на молодое поколение. С одной стороны, это здорово. В частности, продвинутая современная молодежь будет только иронизировать по поводу допотопных страхов отдельных горе-общественников от экологии.

Однако ж с другой стороны, мы получим стремительную глобализацию сознания самой передовой части общества. А это, в свою очередь, чревато быстрой утерей национальной идентичности, миграцией умов и прочими «прелестями» нынешней цивилизации.

Вообще, рынок «этно» в мире довольно специфичен и узок. Но даже в нем, конечно же, можно «выстрелить». При условии мощной, осмысленной поддержки со стороны властей. Но это уже несколько иная тема.

Два слова о себе

Пока лечил/восстанавливал ногу, успел написать восемь детективных книжек. Большинство из них купило издательство «Эксмо». И только одна книга из восьми основана на реальных событиях. Все остальное – полет фантазии.

Возможно, писал бы и дальше. Но тут, слава Богу!, окончательно выздоровел. И сразу забросил изрядно поднадоевшее занятие. Хотя, опять же возможно, когда-нибудь замахнусь на мемуары.

Афанасий Егоров. 

Источник: страница в соцсетях Афанасия Егорова.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Советы начинающим креаклам”


  • Отправил Аноним (7.09.2018 )

    “…продвинутая современная молодежь будет только иронизировать по поводу допотопных страхов отдельных горе-общественников от экологии” Это про кого интересно? :whistle:

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question