Сегодня: 27.10.21 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Трутневу пора внимательно изучить опыт Якутии

20.04.2021

Трутнев фото kommersant.ru

Ответ на вопрос – как поднять дальневосточный регион? – есть. Надо только не побояться произнести его вслух. А потом предпринять реальные действия по исправлению ситуации. Может быть, в своем послании Президент России Владимир Путин сделает это? 

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что послание президента, которое анонсируется 21 апреля этого года, будет так или иначе постковидным. То есть смысл его, надо полагать, в немалой степени будет посвящен выходу из непростой ситуации в экономике. Это, конечно, очень интересно и важно. Люди ждут решений от государства, потому что цены растут, безработица тоже, рубль дешевеет, а Центральный банк России на фоне инфляции впервые с 2018 года повысил ключевую ставку.

То есть жить становиться все хуже и тоскливее. И с этим надо что-то делать. Поэтому многие ждут выступления Владимира Путина в надежде на то, что президент предложит конкретные меры по улучшению ситуации.

Но с еще большим интересом этого послания ожидают жители Дальнего Востока, где кризисные процессы идут намного более ускоренными темпами, чем по всей стране. А самое главное вот в чем – еще задолго до пандемии президент страны лично определил развитие макрорегиона приоритетом на весь XXI век, а дела, увы, с места не сдвинулись. В чем убедился не только премьер-министр Михаил Мишустин, который уже второй раз за два года собирается с визитом на Дальний Восток, но и сам Владимир Путин. Глава государства не так давно на очередном совещании призвал подчиненных подумать, почему же люди уезжают с Дальнего Востока, цены растут, как и проблемы с медициной и так далее.

Одним словом, усилия государства по развитию Дальнего Востока не увенчались успехом. Это давно уже стало очевидным фактом. Не сработала и подготовка Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока до 2035 года. Никакие меры властей не воодушевили граждан – они продолжают покидать насиженные места.

Основная причина, почему ничего не выходит, несмотря на серьезные финансовые вливания, заключается в том, что за основу взяты лишь отдельные точечные направления развития. Преференции предприятиям в рамках территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, раздача “дальневосточного гектара”, дальневосточной ипотеки – весь этот набор разношерстных мер если и дает результат, то ничтожный в сравнении с теми ресурсами, которые на них затрачены.

А в глобальном плане ситуация на Дальнем Востоке не улучшается, а наоборот ухудшается. Митинги на Дальнем Востоке, протестные голосования – лишнее тому подтверждение. Вряд ли дальневосточники стали бы выступать против, если были бы довольны своей жизнью и ситуацией в регионах.

Протесты фото АР

То есть отдельные очаги развития, точечные меры, на которые делает ставку государство, результата не дают. Так что же нужно? А нужен комплексный подход к развитию территории и никак иначе. Именно единовременное развитие по всем фронтам может дать, как сейчас модно говорить, мультипликативный эффект.

И это не просто слова. Есть реальные примеры, которые подтверждают это. Причем конкретно на Дальнем Востоке. И есть регион, в котором благодаря комплексному и системному подходу за короткий период времени удалось сделать серьезный прорыв в экономике и улучшении качества жизни граждан.

Речь идет о Якутии.

К началу 2000-х годов Республика Саха (Якутия) находилась не в лучшем состоянии. И это еще мягко сказано. Это был регион с самой большой задолженностью по заработной плате в стране. Жилищно-коммунальное хозяйство, все базовые для региона отрасли промышленности (кроме алмазной) были в кризисе. Причем жесточайшем. Взаимные неплатежи, долги, коммунальные аварии, один из самых больших долгов бюджета среди других субъектов и так далее – ситуация была практически патовой по всем статьям.

И, возможно, Якутия так и осталась бы отсталым депрессивным регионом, если бы благодаря усилиям новой команде правительства Якутии во главе с президентом Вячеславом Штыровым не удалось бы практически перевернуть ситуацию на 180 градусов.

А сделать это оказалось возможным именно потому, что за основу был принят плановый подход, основанный на системе долговременных, среднесрочных и текущих планов. Взаимосвязанных и вытекающих один из другого. Основополагающим стал документ долговременного стратегического планирования – Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Схема-2020).

Схема-2020 предполагала работу по трем блокам: реструктуризация и модернизация базовых отраслей народного хозяйства (цветная металлургия, алмазодобыча, угледобыча, золотодобыча, сельское хозяйство). Создание совершенно новых для республики отраслей общефедерального масштаба и даже международного значения (нефтегазовый комплекс, химическая промышленность, добыча урановых руд и редкоземельных элементов, цветная металлургия). И как база для первых двух блоков — масштабное развитие инфраструктуры (строительство федеральных и республиканских автомагистралей; железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск; объединение изолированных энергосистем Якутии за счет строительства сотен километров новых линий электропередачи, Якутской ГРЭС-2 и завершения строительства Вилюйской ГЭС-3; создание каскада гидроэлектростанций в Южной Якутии; прокладка магистральных газопроводов; создание федерального казенного предприятия “Аэропорты Севера” и так далее).

Но самое главное – экономическое развитие республики рассматривалось в Схеме-2020 не как самоцель, а как база для решения накопившихся проблем в социальной сфере. Прежде всего, в области здравоохранения, образования. Нужно было радикально улучшать жизнь людей, ее качество, повышать доходы населения, решать жилищные проблемы. Все это было заложено в стратегический документ как основная цель всех преобразований.

В последнее время многие экономисты, наконец, начали говорить о том, что все-таки не стоило в свое время целиком и полностью отказываться от планового подхода. Стихийность порождает только стихию. Что, собственно, и произошло на практике, когда с приходом рынка посыпались не только отдельные заводы, а целые отрасли.

Теперь начали возвращаться к пониманию, что планирование необходимо.

Якутская же программа развития была уникальна тем, что в условиях полного отрицания плановости правительству республики удалось убедить и президента страны Владимира Путина и российское правительство, что без единой программы развития такой сложный регион не поднять. Им пошли навстречу, дали зеленый свет, работа началась и привела к действительно внушительным результатам. Схема-2020 была разработана по поручению Президента России, рассмотрена и утверждена на заседании Правительства Российской Федерации. Это стало первым в истории страны прецедентом, когда был разработан комплексный стратегический документ субъекта. В дальнейшем планировалось, что в случае его успешной реализации этот опыт будет распространен на другие регионы и макрорегионы, такие как Дальний Восток и Арктика.

Стручков Штыров

Не так давно правительство Якутии решило подвести итоги Схемы-2020 и вот что выяснилось. За период ее реализации по таким показателям как объем валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, промышленной продукции, оборота розничной торговли, прибыли рентабельных предприятий плановые итоговые значения превысили те, что были заложены в инновационном сценарии Схемы-2020.

За 2005-2020 годы было привлечено 3,4 трлн руб. инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 6,2 раза, что существенно выше инновационного варианта (в 1,2 раза).

К 2020 году произошли значительные структурные изменения в объеме ВРП: в дополнение к традиционным базовым отраслям по добыче алмазов, золота и угля был создан нефтегазовый комплекс. Если доля алмазодобычи в объеме ВРП Якутии в 2005 году составляла 26%, то в 2020 году она составила 10%, то есть произошло снижение на 16 процентных пункта.

Круглогодичная транспортная доступность населения увеличилась с 8 до 21%. Была достроена железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск – завершено сооружение 439 км железнодорожного пути от станции Томмот до станции Нижний Бестях, введен железнодорожный вокзал пропускной способностью 100 пассажиров в сутки на станции Нижний Бестях. Для освоения месторождений угля построены железнодорожные линии, примыкающие к магистральным линиям.

Синхронно с железной дорогой сформирован транспортный каркас региона, основу которой составляют федеральные трассы “Колыма”, “Лена”, “Вилюй”, на строительство и реконструкцию которых за последние 10 лет вложено порядка 65 млрд рублей.

Реализованные инвестиционные проекты Схемы-2020 создали возможности для решения социальных задач по повышению качества жизни населения республики. В целом за 2008-2020 годы было введено в эксплуатацию 136 объектов общего образования. Численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2021 года составила 982,0 тыс. человек (на 1 января 2006 г. – 954,4 тыс. чел.). Впервые с 1990 года в Республике Саха (Якутия) в 2020 году миграционная ситуация характеризовалась сменой миграционной убыли населения на ее прирост, который составил 5 959 человек. Достигнут естественный прирост населения за счет превышения рождаемости над смертностью.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2020 году составила 73 года, что на 9,1% выше инновационного плана.

Якутскому правительству удалось завести в регион крупнейшие российские компании – “Газпром”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть”, “Транснефть” и так далее. Сегодня многие россияне наслышаны о газопроводе “Сила Сибири”, нефтепроводе “Восточная Сибирь – Тихий океан”, Томторском месторождении редкоземельных металлов, добыче золота на Нежданинском золоторудном месторождении, угля – на Эльгинском угольном месторождении, построена железная дорога Улак-Эльга (360 км) и так далее. Старт всех этих проектов оказался возможным только потому, что когда-то в республике была разработана Схема-2020. Хотя практически никто изначально не верил, что это все возможно.

Одним словом, успехов у якутской программы столько, что хватит не на один отчет. Кстати, даже то, что Правительство Республики Саха (Якутия) решило подвести итоги реализации своей программы – тоже один из редких примеров. В большинстве своем программы, стратегии пишутся и тут же отправляются в стол навсегда. Они не только не выполняются, о них даже никто не вспоминает. В Якутии решили по-другому: сделали программу и решили проанализировать результаты, чтобы понимать, куда двигаться дальше.

всто2

Однако есть и те проекты Схемы-2020, которым не суждено было сбыться. Например, не построена Канкунская ГЭС, газоперерабатывающий завод, который должен быть строиться в Якутии, теперь стоит в Амурской области, не построен совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена. Эти и другие объекты не были воплощены в реальность по разным причинам – субъективным и объективным. Но, как отмечают аналитики, по ключевым показателям Схема-2020 выполнена и дала колоссальный эффект для развития региона.

А теперь снова вспомним, в каком бедственном положении находилась республика в начале 2000-х годов. И зададимся вопросом – как за относительно небольшой период времени удалось вытащить практически из коллапса целый регион, с его огромными расстояниями и суровыми климатическими условиями, и превратить в субъект федерации, где идет развитие, где люди хотят жить?

Ответ очевиден – верно поставленные цели, разработанная программа развития и целеустремленная команда.

Таким образом пример Якутии показателен не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. Но еще больше этот пример может рассказать руководству страны, которое в последнее время все чаще задается вопросом – почему не получается поднять Дальний Восток?

А все потому же – неверно поставленные цели, отсутствие понимания, что развитие территории должно идти комплексно, и, увы, – системной работы в верном направлении.

Нельзя здесь не упомянуть и пресловутый кадровый вопрос. Очевидно, что люди, которым поручено отвечать за развитие Дальнего Востока (а теперь еще и Арктики) – явно не справляются. Значит, нужно менять не только подходы к развитию макрорегиона, но и подбирать способных справиться с поставленной задачей профессионалов. Иначе дело с места не сдвинешь.

То есть ответ на вопрос – как поднять дальневосточный регион? – есть. Надо только не побояться произнести его вслух. А потом предпринять реальные действия по исправлению ситуации. Может быть, в своем послании Президент России Владимир Путин сделает это?

Маргарита Нифонтова.

По материалам Накануне.RU.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question