Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Запрограммированная чрезвычайная ситуация в Якутии

9.02.2017

В Якутии опять объявлена чрезвычайная ситуация – снегом перемело дороги и часть северных поселков остались без связи с остальным миром. Начинают заканчиваться продукты и топливо. К сожалению, такие ЧС стали уже привычны для Севера Якутии. Почему? 

По моему мнению, проблемы с зимником это не форс-мажор, это следствие расхлябанности, воровства и бардака, который творится в органах управления Якутии.

История эта началась в 2013 году. Вот как описывают ее сухие строки пресс-релиза следственного управления СР РФ по РС(Я):

«По версии следствия, 6 июня 2013 года генеральным директором ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» с целью получения взятки в особо крупном размере за оказание содействия при заключении дополнительных контрактов на содержание и ремонт автомобильной дороги «Яна» потребовал от генерального директора подрядной организации ООО «РЭК-Яна» приобрести и передать ему лодку марки «Wellboat-47», лодочный навесной мотор марки «Yamaha-90ATTOL», водометную приставку марки «Y-90», комплект газреверс, 2 весла, 5 спасательных жилетов общей стоимостью 866 тыс. рублей, а также обеспечить их перевозку из города Якутска до поселка Батагай Верхоянского района.

Генеральный директор ООО «РЭК-Яна» приобрел в магазине вышеуказанные товарно-материальные ценности и 27 июня 2013 года авиационным транспортом перевез в оговоренное ранее место, израсходовав на услуги перевозки 250 тыс. рублей. Полученным имуществом подозреваемый распорядился по своему усмотрению, подарив администрации муниципального образования «Черюмчинский наслег».

За полученную взятку фигурант дела оказал содействие генеральному директору ООО «РЭК-Яна» по включению в государственное задание на выполнение дорожных работ ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» в 2013 году дополнительных объемов работ по содержанию автомобильной дороги «Яна» на участке Усть-Куйга-Депутатский стоимостью более 3 млн рублей и ремонту участка автомобильной дороги «Яна» стоимостью более 4 млн рублей».

В процессе следствия этот эпизод начальнику ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» и по совместительству депутату Ил Тумэн Юрию Михайлову удалось отбить, но обнаружились другие нарушения, за которые он был осужден условно и оштрафован на 1 миллион рублей.

Что характерно для чиновничьей Якутии он до сих пор, уже осужденный, является депутатом республиканского законодательного собрания. Прокуратура РС(Я), в соответствии с законом, потребовала лишить Юрия Михайлова депутатских полномочий, но 26 октября прошлого года депутаты Ил Тумэна отклонили законное требование прокуратуры. Впрочем, такие вещи в республике в порядке вещей, у нас даже спикер Ил Тумэна некоторое время руководил парламентом из СИЗО. Якутский истеблишмент своих в обиду не дает.

Так вот, а теперь следим за руками и датами. Как только проверяющие и компетентные органы сунули нос в дела ГКУ «Управтодор» 12 августа 2014 года распоряжением главы Якутии Егора Борисова № 757-РГ было образовано казенное предприятие «Дороги Арктики», куда были переданы арктические дороги, включая и вышеназванную дорогу «Яну». Как сказано в распоряжении – «в целях государственной поддержки, развития дорожной отрасли и обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния дорог в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия)».

Разумеется, был разделен баланс и переданы все сопутствующие документы. И теперь, проводя проверки по заявлению потерпевшего предпринимателя из ООО «РЭК-Яна», проверяющие уже бы не смогли мимоходом сунуть свой любопытный нос во все остальные документы «Управтодора» по другим дорогам Якутии.

Дороги АрктикиЖалоба по «Яне»? Хорошо, все первичные документы находятся в «Дорогах Арктики», милости просим именно туда. А что творится в другом предприятии, вас не касается.

О скоропалительности решения говорит и тот факт, что распоряжение о создании казенного предприятия выпустили в августе, а перечень дорог, которым оно будет заниматься, издали спустя почти три месяца – 31 октября 2014 года. Да и тот потом дополняли и исправляли.

Забавно – создали предприятие, а потом почти три месяца думали, чем же оно будет заниматься. Как раз ближе к началу зимы, в то время, когда нужно полным ходом готовиться к строительству зимников. Очень такой ответственный подход.

Ну как бы то ни было, баланс разделили, дороги передали, и казенное предприятие начало работать. И первое что оно сделало? Правильно – лишило недовольного подрядчика всех подрядов, на которых он работал много лет в Абыйском районе.

Фронт работ, который был у ООО «РЭК-Яна» досталось ИП Кривошапкин А.М. и ООО «Сахадортранс». Что характерно: создано ООО «Сахадортранс» 11 декабря 2014 год и уже к середине 2015 года оно заключает первые контракты с «Управтодором» и КП «Дороги Арктики». А директором и владельцем новенькой компании является … правильно – Кривошапкин А.М. И теперь, согласно данным КП «Дороги Арктики» г-н Кривошапкин в лице ИП и ООО обслуживает около 738 километров автодороги «Яна» и ответвлений.

Согласно данным сайта КП «Дороги Арктики» за Кривошапкиным в разных ипостасях закреплены 395,3 км трассы (с 1128,5 км до 1523 км.), 336,55 км. дороги Усть-Куйга – Депутатский, и 6,33 км. дороги Депутатский – Аэропорт.

Остальные, не такие строптивые подрядчики – ИП Ларионов А.Н. и ООО «Кулар» – остались на своих местах и по прежнему обслуживают дороги. Только раньше они подписывали бумаги с «Управтодором», а сейчас – с КП «Дороги Арктики». Вот и все разница.

Разумеется, «Управтодор» вместе с новым, наспех созданным казенным предприятием с наспех набранными людьми, завалили всю работу. Например, в прошлом году зимник на Нижней Колыме был по-прежнему в безобразном состоянии. Как рассказывали тогда водители государственному агентству ЯСИА:

«Дороги нет. О чём говорить, если уже две недели дорожники стоят в Черском?! На участке Тустах-Сень ручей в таком состоянии, что вообще кто-нибудь машину “положит”. А так в принципе везде только накат. Зимник скоро закончится, а зимней дороги нет! Если нет условий – пускай закрывают трассу и объявляют ЧС. К зимнику надо летом готовиться! И возникает вопрос, почему до сих пор не открыто движение по зимнику Черский — Андрюшкино с полным тоннажем? И ещё хотелось бы знать, кто понесёт ответственность за такую ситуацию на зимней дороге? Хотелось бы узнать фамилию этого человека», — возмущается Марков.

Ладно, тогда все списали на погоду и отсутствие финансирования:

«По словам Семёна Сметанина, зимник должен был открыться 15 января, но этого не случилось из-за погодных условий и небольшой толщины льда. «Сейчас дорожники не виноваты, поскольку задерживается финансирование», — считает специалист Управления автомобильных дорог».

Но ведь в этом году нам опять начинают рассказывать о никогда не бывалой тяжелой погоде. Да ну!? Позвольте усомниться. Даже снаряд два раза в одну воронку не падает, а у КП «Дороги Арктики» почему-то он всегда в погоду попадает.

Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим.

Согласно текущей информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по состоянию на 18 января 2017 года, размещенной на сайте КП «Дороги Арктики» на проблемных участках, где трудится ООО «Сахадортранс»:

«На участке км 1349+000 – км 1523+790 (протяженностью – 174,79 км)… Задействованная техника: К-701 – 1 ед., Фронтальный погрузчик – 1 ед., Нива – 1 ед., Урал – 1 ед. Задействовано работников: 4 чел.

На участке п. Усть – Куйга – п. Депутатский км 1129+000 км 1349+000 ведутся работы по очистке дороги о снега… На часто задуваемом участке км 1227, идут работы по удалению снежного вала, а также очистка полотна и обочин от снега. Задействовано техники: К -701 – 1 ед., Фронтальный погрузчик – 1 ед., Бульдозер СД-16 – 1 ед., Краз – 1 ед., Самосвал – 1 ед., Урал – 1 ед. Задействовано работников: 7 чел.»

На участок дороги после пурги длиной 175 километров работают 2 трактора, автомашина Урал, Нива и 4 человека. Интересно, как можно снежные завалы на Ниве расчищать? Может, стоит попробовать снегоочестителем?

Ладно, смотрим дальше. Согласно текущей информации на 6 февраля:

«Введен режим «Чрезвычайная ситуация» на территории Усть-Янского улуса с 01.02.2017 г.

Проведены работы по пробивке занесенного участка на перевале 1179+000 км и пробито до 1227+000 км. Задействовано техники: К-700 с клинком – 1 ед., Бульдозер 16 – 1 ед., Бульдозер Т-170 – 1 ед., УАЗ – 1 ед., Фронтальный погрузчик – 1 ед. Задействовано работников: 5 чел.

На участке 1104+000 км – 1244+000 км (сильно заносимый участок «Барс» и м. Америка) проводятся работы по очистке дороги от снега. Из-за образовавшихся больших валов снега принято решение и устраивается объезд по тундровой части. Задействовано техники: Бульдозер К-700 – 1 ед., Шнекороторный снегоочиститель на базе Урал – 1 ед., Фронтальный погрузчик – 1 ед. Задействовано работников: 4 чел.»

Обратите внимание – объявлено ЧС, аврал. И посмотрите, сколько людей и техники трудится на трассе. На сильно заносимом участке работают 1 бульдозер, 1 снегоочиститель, 1 погрузчик, всего – 4 человека. Напомню, на них приходится 120 километров дороги. На другом, проблемном участке – 3 трактора, 1 погрузчик, Уазик, всего 5 человек. И это все. От этих 9 человек зависит жизнь целого улуса! Тысяч людей!

А теперь скажите, г-н Кривошапкин взялся обслуживать 738 км. автодорог и пробивать зимники, имея в своем распоряжении всего один снегоочиститель? Согласно данным КП «Дороги Арктики» у подрядчика 15 единиц техники и 25 человек рабочих. Дорожные начальники считают, что этого достаточно?

зимник фото News.Ykt.RuА сколько техники из заявленного состава на ходу? Судя по представленным отчетам, непосредственно на трассе в самый аврал работает не больше 8 единиц, включая Ниву и Уазик. На 300 с лишним километров автодороги после пурги. А где остальная техника и люди?

Как показала практика, подрядчик явно не справился и КП «Дороги Арктики» для расчистки заносов пришлось выделять собственную технику и людей. Простите, а за что тогда подрядчику деньги платятся?

На мой взгляд, ситуация эта была запрограммирована изначально. В тот момент, когда, закрывая хвосты по «взяточному» делу, скоропалительно решили создать КП «Дороги Арктики». Хотя самому Юрию Михайлову это помогло мало, но кто знает, чего бы еще смогли нарыть следователи, проверив распределение подрядов на других республиканских дорогах.

Понятно, что в Депутатском свободная тяжелая спетехника рядами не стоит и лишних опытных дорожников тоже не так много. Убрав строптивого подрядчика со всей его техникой и людьми, найти сразу равноценную замену невозможно. Да и искали ли – большой вопрос. Уж слишком оперативно и удачно создал свою фирму г-н Кривошапкин А.М.

Депутатский или Андрюшкино не вчера построили, дороги не в прошлом году проложили, да и погода каждый год бывает разная. Тем не менее, на том же зимнике в Андрюшкино катастрофическая ситуация с дорогой складывается второй год подряд. Как говорил в прошлом году дальнобойщик Борис Купцов:

«Зимник такой, что машине прямая дорога на свалку, а водителю — в больницу. Каждый год состояние этой дороги плохое. Заправки по трассе нет. Фактически водители подвергают свою жизнь опасности».

В этом году, как видим, ситуация точно такая же. На мой взгляд, большую проблему представляет не погода, а умение начальников справляться со своей работой. Вовремя и в достаточном количестве подготовить технику и людей, завезти ГСМ, проконтролировать подготовку и работу подрядчиков. Быстро и слаженно начать работу по расчистке дорог. А с этим пока беда…

Раньше всеми дорогами занимался «Управтодор» – присматривал за ними, нанимал подрядчиков, обустраивал зимники. Худо-бедно справлялся. Один. Теперь, теми же самыми дорогами у нас стали заниматься две конторы. А это двойной штат управленцев и плюс расходы на создание нового предприятия. Расходы немалые. Как сказано на сайте КП «Дороги Арктики»,

«За 2015-2016 годы введены в эксплуатацию 4 объекта дорожно-ремонтных пунктов в п.Батагай, в с.Хону, в п.Белая Гора и в п.Чокурдах, приобретено более 100 единиц специальной техники».

Якутские власти сломали налаженный механизм, наплодили кучу начальников, потратили миллионы рублей государственных средств. А дороги лучше не стали, как видим, ситуация только усугубилась. Тогда ради чего все это было сделано? Ради того, чтобы спрятать концы в воду и отомстить строптивому подрядчику?

Стоит ли оно того?

Александр Злобин.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


3 комментария к “Запрограммированная чрезвычайная ситуация в Якутии”


  • Отправил Алексей (9.02.2017 )

    Одна существенная поправка – КП “Дороги Арктики” никогда в Нижнеколымском районе не работало. В Нижнеколымском и Среднеколымском районе работает предприятие ЗАО “Дороги Арктики”

  • Отправил Север (9.02.2017 )

    На Колыме нужны легкие тракторы для пробивки зимника. А через 2-3 дня модно пускать К-702

  • Отправил 12345 (9.02.2017 )

    Да какая разница? Понаделали разных КП, ГУ, ЗАО, шмао и хрен поймо чего, а работать некому. Зимники хуже некуда, Север живет на чемоданах – в любой момент накроется.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question