Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Куда улетает авиакомпания «Якутия»?

12.12.2012

Просто семимильными шагами развивается республиканская авиакомпания «Якутия». За последний год сделан качественный рывок по наращиванию количества маршрутов и частоты рейсов. Сейчас у компании около 80 маршрутов внутри России и в страны зарубежья, по которым она перевозит свыше миллиона пассажиров, уверенно входя в топ-20 авиакомпаний России. 

Большой компании – большое плавание…

Под стать масштабам компании и государственная поддержка, которую оказывает республика своему ведущему авиаперевозчику.

Но что взамен получает республика от этой помощи?

Сейчас, согласно зимнему расписанию, авиакомпания Якутия осуществляет регулярные рейсы на 79 маршрутах. Только за последний год в список регулярных маршрутов вошли: Иркутск – Ереван, Якутск – Пекин, Краснодар – Алма-Ата, Краснодар – Ош, Краснодар – Ургенч, Москва – Дрезден, Москва – Новокузнецк, Краснодар –  Мюнхен, Краснодар – Париж, Владивосток – Екатеринбург – Краснодар,  Петропавловск-Камчатский – Анкоридж, Омск – Ганновер, Москва – Тиват (Черногория) и некоторые другие. Частота рейсов Краснодар – Санкт-Петербург увеличена до 4-х рейсов в неделю. Получены назначения на регулярные рейсы Минеральные Воды – Ларнака, Санкт-Петербург – Дрезден, Краснодар – Пекин, Сочи – Пекин.

И это только регулярные рейсы! О чартах и говорить не приходится – сегодня Якутия не летает разве что только в Антарктиду! Да и то, видимо,  временно.

Для обслуживания своей стремительно расширяющейся маршрутной сети компания также стремительно и масштабно наращивает свой авиапарк. Закуплен один Bombardier Dash 8 Q400, ожидается поставка еще двух. На днях должен поступить первый из двух заказанных Sukhoi Superjet 100. Второй будет поставлен до конца года.

23 ноября в Москве, в рамках Дней Якутии в Москве, состоялось подписание соглашения между компанией «Боинг – коммерческие самолеты» и ОАО «Авиакомпания «Якутия» о намерениях на поставку двенадцати самолетов Boeing 737 NG.

С вводом в эксплуатацию «Боингов» нового поколения, компания, в перспективе, рассчитывает выйти в тройку лидеров авиакомпаний России по пассажирским перевозкам.

…и большие деньги

Под стать масштабам компании и государственная поддержка, которую оказывает Республика Саха своему ведущему авиаперевозчику.

Согласно отчетам компании, в 2010 году целевое финансирование авиакомпании Якутия в виде субсидий из бюджета составило 201,5 млн. рублей, а в 2011 году оно выросло в два раза и составило уже 513,7 млн. рублей. Кроме прямого финансирования республика выделяет авиакомпании государственные гарантии на оплату лизинга, закупку топлива и осуществления текущей деятельности. В 2011 году сумма госгарантий составляла 408,3 млн. рублей, в 2012 г. составит 498,9 млн. рублей, а на 2013 год запланировано 540,8 млн. рублей.

Как видите, помощь увесистая и немалая. Но, повторюсь, что же республика и рядовые якутяне получают взамен?

Финансовое состояние не блестящее и потому авиакомпания «Якутия» каких-либо значимых дивидендов стабильно не платит. Например, за 2011 год, даже с учетом всей столь масштабной помощи, компания, согласно своим отчетам, получила «бумажной» чистой прибыли всего 6,5 млн рублей. За тот же период, по основной деятельности себестоимость продаж на 228,5 млн. рублей превысила выручку. Как результат: совокупный финансовый результат года – убыток в 44 млн рублей. Согласитесь, что ожидать каких-то крупных прибылей в бюджет республики от такой деятельности не стоит. Только налоги, да и тех не так много.

За последних полтора месяца в компании произошло 5 инцидентов, в результате которых повреждено 2 двигателя боингов, которым предстоят дорогостоящие ремонты. Обслуживание и ремонт все «иностранцы» авиакомпании проходят за пределами республики, соответственно, до минимума сокращен техперсонал в Якутии. Наши технари практически все остались без работы.

Кого только нет в Черском? Нет «Якутии»…

С обеспечением транспортной доступности внутри республики тоже обстоит не все гладко. Стоимость билетов на внутриреспубликанских рейсах, даже с учетом господдержки, остаются очень высокими и никаких предпосылок для снижения даже не просматривается. А пока «Якутия» увлекается расширением международных маршрутов, в республике на местных рейсах все увереннее себя чувствуют другие перевозчики – «Бурятские авиалинии», «Ираэро» или UTair.

Например, 10 декабря этого года, Ан-74 авиакомпании «UTair-карго» доставил в Черский 7 тонн продуктов, оборудования и других грузов для коммерсантов и Нижнеколымской ЦРБ. И в тот же день в Черском обслужили ещё два грузовых Ан-26, это были коммерческий и почтовый рейсы авиакомпаний «Бурятские авиалинии» и «ИрАэро». «Ираэро», кроме чартов, выполняет регулярный пассажирский рейс Якутск – Депутатский.

И надо отметить, им нравится работать в нашей республике. Как пишет ИА SakhaNews, «Экипаж «UTair-карго» доволен состоянием взлётной полосы в Черском и обслуживанием в аэропорту. «Давайте разрешение, хоть каждый день будем летать», – говорят члены экипажа».

И если конкуренция со стороны «Ираэро» или «Бурятских авиалиний» не страшна нашим республиканским перевозчикам, то «UTair» – это уже серьезно. Сургутчане обладают большим парком региональных самолетов, имеют базовый аэропорт в Якутии (Талакан) и вполне способны серьезно потеснить «Якутию» и «Полярников» на внутренних авиалиниях.

И такая опасность более чем реальна – пополняя свой авиапарк магистральными самолетами, авиакомпания «Якутия» упускает время для замены своих Ан-24/26 на современную технику. Сегодня ничего кроме существующих Ан-140 у компании нет, и не предвидится. А широко разрекламированные якутскими властями Bombardier Dash 8 Q400 такой заменой не являются. Ан-24/26 вмещает 50-56 мест, тогда как «канадец» другой типоразмерности – он берет на борт 70-78 пассажиров. А это уже другая экономика рейса. Кроме того, с базированием и эксплуатацией этого самолета есть определенные сложности.

В июне, на презентации этого самолета, генеральный директор авиакомпании «Якутия» Иван Простит так и сказал: «Мы предварительно знакомы с этой машиной и у нас есть желание ее приобрести. Но замечу, что для якутских аэродромов она не пойдет, слишком большая емкость, да и садится только на грунт. Если мы будем летать на ней зимой, то это получится только раз в неделю, а это не всегда выгодно. Да и пассажирам это неудобно». Тем не менее, несмотря на замечание эксплуатанта самолет этого типа был закуплен и скоро поступит в распоряжение авиакомпании. О целесообразности и особенностях этой закупки мы расскажем отдельно, в следующей статье.

На кого ты нас оставишь, «Якутия»?

По моему мнению, Bombardier Dash 8-Q400NG, конечно, нужны авиакомпании «Якутия», но нужны не для замены «анов» на внутриреспубликанских перевозках, а для обслуживания своей стремительно расширяющейся маршрутной сети за пределами Якутии. На рейсах в Японию, по Дальнему Востоку, на юге или в Европе – там и температуры подходящие, загрузка выше, и техническое обслуживание делать проще. Этот самолет, как и Superjet 100, выгоднее использовать за пределами республики. По моему мнению, «Якутия» все больше и дальше уходит из республики на прибыльные и престижные магистральные международные маршруты, оголяя внутриреспубликанские перевозки.

Я очень рад за успехи нашей авиакомпании, желаю ей дальнейшего развития и процветания, но меня как любого жителя республики волнует один простой вопрос – на чем, после списания Ан-24, якутяне летать будут, если, как уверял раньше Иван Простит, «кандацы» полноценной заменой «анов» не являются? Кто и на чем нас возить будет – наша родная «Якутия» неизвестно на чем или сургутский «UTair» на своих ATR?

И если нашей республиканской авиакомпании наши же внутриреспубликанские перевозки не интересны, то должна ли республика ей так усиленно помогать? Неужели, по мнению президента и якутских парламентариев, в Якутии нет других более важных и животрепещущих расходов нежели помощь и без того не самой бедной авиакомпании?

Интересы авиакомпании просты и понятны – она хочет развиваться и получать прибыль. Но куда смотрит якутская власть? Хотелось бы спросить у президента и правительства: что происходит и как она, при таком положении, рассчитывает обеспечивать конституционные права жителей республики на транспортную доступность?

… Слетать из Москвы в Мюнхен рейсом авиакомпании «Якутия», конечно, хорошо, но в Депутатский на собаках ехать почему-то совсем не хочется…

Владимир Нифонтов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


17 коммент. к “Куда улетает авиакомпания «Якутия»?”


  • Отправил Robocop (12.12.2012 )

    Как куда? Вас дело Оборонсервиса ничему не нучило? Сейчас накачают компанию активами и пристроят в надежные руки. Вождь наверняка уже эти руки нашел

  • Отправил amigo (12.12.2012 )

    Да, с Черским удачно получилось – три борта за день и все не якутские И зачем вы там деньги на всяких якутий и полярников тратите?

  • Отправил 123 (12.12.2012 )

    Так конец года уже – где самолеты? 31 декабря в 23 00 привезут?

  • Отправил iskatel (12.12.2012 )

    С собаками перебор, есть еще ПАЛ. Корякин вытащит

  • Отправил Лем (12.12.2012 )

  • Отправил носатый (12.12.2012 )

    это выходит почти 1 миллиард каждый год? ничего себе! Да за такие деньги какая разница кто возит, лишь бы билеты дешевле были. А они даже и не думают дешеветь. Раньше говорили, что за счет дорогих билетов субсидируют север. А сейчас что скажут? Что Якутия, что полярные – все одно, гребут только под себя. А начальство на охоту за свой счет летает?

  • Отправил пиксель (12.12.2012 )

    Простит должен за компанию думать, а за остальное пусть кому положено отвечают. А то развели барханов-дарханов а работать за всез Простит должен?

  • Отправил 123 (12.12.2012 )

    Да пусть летают – с наших цены и спесь собьют. А то зажрались

  • Отправил КВС (12.12.2012 )

    Если опять с МАПом сливать не станут, то не сбегут

  • Отправил Аноним (12.12.2012 )

    Простита выгнать. Отдать Корякину, он местный и никуда не сбежит

  • Отправил путник (12.12.2012 )

    Нравится как Андрюша охоту организует? Так его Максимов еще в Илине учил. Тут ему равных нет. Лчше пусть за санавиацию ответит и кому он свое такси купил

  • Отправил iskatel (12.12.2012 )

    Может и не Андрюша. В МАПе тоже недовольны

  • Отправил чего всполошились? (12.12.2012 )

    У корякина все летает и самолеты он для республик закупает. он настоящий саха и бежать ему некуда.

  • Отправил не надо (12.12.2012 )

    Чей самолет в Депутатском выкатился? Не хуже чем у якутии дров наломал

  • Отправил А не все ли равно кто летает? (12.12.2012 )

    Главное чтобы быстро, удобно и дешево

  • Отправил Дешево не будет (12.12.2012 )

    И не надейтесь

  • Отправил imhonet (12.12.2012 )

    ССЖ весь будет обслуживаться на западе. Якутам доверят только туалеты опорожнать и балоны пинать. Свою денежку пагосян с иностранцами никому не отдадут

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question