Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Матвей Евсеев: быть патриотом, значит “пахать” с утра до вечера

25.11.2012

О разных аспектах межнациональных отношений в Год единения и дружбы народов мы беседуем с известным в республике человеком. Матвей ЕВСЕЕВ с февраля этого года совмещает должности генерального директора «Алмазов Анабара» и председателя Ассамблеи народов Якутии. У нашего собеседника свое видение на тонкие вопросы, о которых многие политики предпочитают не говорить.

В феврале 2012 г. на съезде IV Ассамблее народов нашей республики избран ее новый “руководящий актив” – три сопредседателя, которые будут сменять друг друга каждые полгода. Сейчас время председательства Матвея Евсеева, генерального директора ОАО “Алмазы Анабара”. Затем наступит черед депутата Ил Тумэна Андрея Кривошапкина и первого заместителя министерства охраны природы республики Анатолия Добрянцева. Распределены и обязанности: первый отвечает за взаимодействие с органами исполнительной власти, финансовые и организационные вопросы. Второй – за вопросы взаимодействия со СМИ и некоммерческими организациями, третий – за работу с молодежью и улусными отделениями. Всего в Совет Ассамблеи входит 21 человек. Есть все основания предполагать, что работа столь важной для многонациональной республики общественной организации выходит на новый уровень.

-Матвей Николаевич, не трудно ли сочетать две должности – основную и общественную, к тому же Вы еще народный депутат Республики Саха (Якутия), член политсовета ЯРО партии “Единая Россия”?

– Когда человек ведет активный образ жизни, все переплетно и взаимосвязано – одно другому не мешает, и все идет своим чередом. Если заниматься только одним делом, можно зачерстветь и многое не увидеть. Как лошадь, которая бегает по кругу, – она зашорена. Если я буду только генеральным директором ОАО “Алмазы Анабара”, буду бегать как та лошадь – без движения вперед.

Если же ничего не успеваешь, то есть такой фильм “Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?” Когда “пристрелят”, тогда уйдем (улыбается).

-Для чего нужна Ассамблея народов этим самым народам?

– Когда ее создавали, цели были глобальные: сохранение и  укрепление единства и этнокультур. Эта задача вряд ли когда-нибудь себя исчерпает, она на года и десятилетия –  над сохранением согласия надо работать постоянно.

И над сохранением национальных традиций также Надо бережно хранить культуры всех народов, живущих в республике. Это очень важно при совместном проживании, ведь этнокультуры веками соседствовали друг с другом и не приносили дискомфорт соседям.

Много и других задач, к примеру, воспитание молодежи, культурно-просветительская работа, профилактика конфликтов.

В чем нужность и прелесть Ассамблеи – всем комплексом работы занимается не департамент или министерство с узким кругом сотрудников, здесь собраны все национальные общины. Представители общин входят в Совет Ассамблеи. Есть план работы на полгода, год. Стихийности былой уже нет.

Ранее наша общественная организация напоминала декорацию крупных мероприятий: люди одевали национальные одежды и садились в зале. Теперь мы самостоятельно организуем работу, финансируем ее – Ассамблея живет своей жизнью.

-Какие-либо практические дела можете назвать, или идет организационный период?

-Дела уже есть – молодежная Ассамблея народов провела Ысыах Молодежи, недавно совместно с ЛОРПом мы провели благотворительную акцию “Кораблик счастья”. Состоялось выездное заседание Совета Ассамблеи в Покровске, теперь нас ждет Таттинский  улус. Плюс выходит свой журнал. Налаживаем работу с муниципалитетами, уже есть правовое обеспечение. В правительстве нашу работу курирует вице-премьер Александр Васильевич Власов – мы работаем с министерствами и ведомствами. Очень энергично вошли в работу сопредседатели, которые имеют большой опыт как раз по данному направлению.

И еще сейчас у Ассамблеи есть своя площадка – Центр Кулаковского.

-Насколько я понимаю, у Ассамблеи появился еще и финансовый ресурс?

-Да.

-Понятие интернациональной дружбы уже не используется в нашей жизни, как и понятие дружбы народов. Но президент республики объявил нынешний 2012-й Годом единения и дружбы народов. Как вы думаете, с какой целью?

-Конечно, без объявления Года дружба народов не исчезнет. Но, как говорит Дмитрий Медведев, я направил сигнал. Люди видят, что руководство республики уделяет внимание дружбе и единению народов.

-Вы уже говорили о сохранении традиций и этнокультур. Но не может ли случится так, что пришлые культуры, может быть, более древние и богатые, заслонят культуры коренных народов Якутии?

-Я бы не сказал, что, к примеру, культура эвенков или юкагиров более молодая, скорее, наоборот, древней, чем многие другие.

Да, возможен процесс поглощения древних культур более молодыми или наоборот. Но если даже это произойдет, то не через пять-десять лет. Все должно идти эволюционным путем, а не так – пришли и запретили. Конечно, этого не будет.

Но при этом каждый будет бороться за существование. А что для этого надо? Надо иметь свои культуру, традиции, язык. Кстати, сейчас в СМИ, обществе превалируют обычаи, культура коренных народов Якутии. И говорить о том, что чья-то этнокультура затеряется за спинами других, нельзя.

И бороться за традиции – не значит противостоять чему-то. Это значит – знать и уважать свои корни, культуру, язык. И чтобы люди не шарахались от нас, а говорили: как хорошо у них!

-Межнациональные конфликты на бытовой почве время от времени вспыхивают, как правило, между представителями коренного населения и мигрантами. Что нужно, чтобы они не разрастались – ужесточение миграционной политики, работа таких общественных организаций, как ваша, более слаженная работа спецслужб и органов правопорядка или что-то другое?

-Если пьяные хулиганы подрались, и оказалось, что это разные этнические группы, это работа правоохранительных органов. Здесь землячеством или национализмом не пахнет – это пьяная драка.

Если речь идет о скрытой миграции и вытеснении с рабочих мест, должна подключаться государственная машина. Но закрытием границ и даже квотированием, по моему мнению, делу не поможешь. Надо самим быть лучше и овладевать разными профессиями. Стремление заработать, привлекая дешевую неквалифицированную рабочую силу, уходит из жизни, постепенно становится анахронизмом. Если люди, которые родились здесь, станут асами в своем деле, их никакие гастарбайтеры не столкнут с рабочих мест.

Глубина проблемы кроется как раз в миграционном вопросе. Если местный житель на работе прогуливает, пьет, а приезжий, например, из ближнего зарубежья не пьет, не прогуливает и делает в два раза больше, то у первого возникает недовольство. Постепенно недовольных может стать много, и на этой почве может возникнуть глубинный конфликт. Поэтому задача всех нас – государства, общественных организаций – подготовить местных жителей к  миграции. Разработка больших промышленных объектов неизбежно повлечет большие миграционные потоки. Их надо встретить знаниями и умениями, высокой профессиональной подготовкой, этим у нас занимается целое министерство профессионального образования. Встречать богатой культурой, показать, что мы образованные, красивые и умные и не держим фигу в кармане. А запретительными мерами мы никогда вопрос не решим, и закрываться нам от мира не стоит.

-Что вы думаете о национальной политике России? Не так давно пытались реализовать концепцию единой нации россиян. Наверное, это не применимо к нашему многонациональному государству и второй Америки создать не получится?

-Идти по американскому пути ошибочно, потому что Америка шла к этому долго и упорно, и исторически по-другому развивалась, тем более, что ей надо было взять грех за уничтожение коренных жителей не на одну нацию, а размыть на всех сразу, даже на тех, кто приехал позже. Народам России, Якутии стеснятся нечего. Мы – россияне, но не, как американцы, без нации. И здесь нет никаких сепаратистских или националистических тенденций. Наоборот, в этом наша сила – в многообразии наций и культур.

Если говорить о США как о третьем Риме, то Древний Рим считал всех вокруг варварами. Но эти варвары как раз его не раз завоевывали, при этом вели себя достойней, чем римляне. Вспомним карфагенского полководца Ганнибала, вождя гуннов Атиллу, которые не стали входить в Рим и разорять его.

-То есть нам патриотизм надо воспитывать с любви к малой Родине?

-Если у человека нет малой Родины, то у него никогда не будет большой. Это аксиома.

-Как вы относитесь к тому, что в России всегда благоговели перед иностранцами. Между тем, в других странах, например, в Китае на иностранцев смотрят свысока, в чем могли убедиться российские туристы, которых иногда притесняют?

-Я бы не говорил о самоуничижении. Это скорее вопрос веры. Некоторые народы говорят: есть мы и остальные, при этом остальные – непонятно кто и с каким статусом. Дело в том, что у них своя вера. Православная вера сильна уважительным отношением ко всем, даже не столько уважительным отношением, сколько понятием любви к ближнему, и это правильно.

-Что надо еще делать для патриотического воспитания, помимо сохранения культуры и традиций?

-Кто такой патриот? Почему-то в фильмах и сознании многих он герой со знаменем, идущий в атаку. Между тем, в повседневной жизни патриотизм – повседневная работа.

-На благо родины…

-Не обязательно – просто надо работать. Каждый должен найти свою нишу: сапожник – сапоги точать, пекарь – хлеб печь… Каждый день. В этом есть самый настоящий патриотизм. Кто-то скажет – он призывает трудиться беспросветно. Но посмотрите – только там, где трудятся, не разгибая спины, государства сильны. Возьмем те же США, где появились такие гиганты, как Дженерал Моторс, Майкрософт. Немцы работают, поэтому в Европе доминируют, без них Евросоюз развалится через полчаса. Китай доминирует, потому что там «пашут» с утра до ночи.

-Возвращаясь к совмещению ваших должностей и обязанностей. Сейчас в «Алмазах Анабара» самая горячая пора. Как вы все успеваете?

-Главное, самоорганизация. Неорганизованный человек не успеет даже чай скипятить и бутерброд съесть. Плюс к этому не надо успевать все сделать самому. У нас многопрофильное предприятие – алмазы добываем, рожь колосится, картошка, надои растут. «Кладовая Олекмы», конезавод «Берте», Хатасский свинокомплекс, «АЛМАС», Олекминская агрофирма, агрофирма «Немюгю» – все это стопроцентные «дочки». Каждый занимается своим делом.

-Как ваше крупное и многопрофильное предприятие, кстати, часть большой АЛРОСА может влиять на национальную политику в республике?

– Ставлю перед нашей командой задачу увеличения числа работников с улусов. И сегодня почти 75% – это выходцы из районов.

-То есть трудолюбивые люди у нас еще остались?

-Да, в каждой деревне.

-Занимаются ли ваши деревообрабатывающие и агропромышленные предприятия сохранением традиций, например, деревянного домостроения?

-Сейчас другие технологии, все автоматизировано. Тем более, Россия вошла в ВТО, где есть жесткие требования. Как якутам выйти из хотона? Они и так всю жизнь работают без выходных-проходных, но остаются все на том же уровне.  Для высоких надоев нужны хорошие корма – а этого можно достичь, лишь внедряя новые технологии.

Якутская корова свою задачу выполнила в свое время – спасла народ от голода, холода. Но сегодня надо взять с одной фуражной коровы не 1500-1700, а 4000-6000 и 8000 литров. Мы уже за 4000 ушли, и стоит задача приблизиться к 8000. Мы привозим современные технологии. В республике в области сельского хозяйства отстали от мира на 30 лет, и чтобы догнать, не надо идти поэтапно, а сразу привозить и внедрять лучшее.

Еще Кулаковский писал, что якутская корова свое дело сделала, надо завозить холмогорскую породу и заниматься племенной работой…

-Спасибо ей надо сказать и где-то держать для генофонда. Но это задача государственная, а не фермера.

-Что вы думаете о труде Алексея Кулаковского «К якутской интеллигенции», где он писал о «желтой угрозе» и близости с русским народом, о ряде других проблем?

-100 лет назад он писал о том, что было на тот день, без прикрас и с прицелом на будущее. Более 70 процентов того, о чем он писал, перекликается с сегодняшним днем. Поэтому труд надо читать, руководствоваться им еще не одно столетие….

Кулаковский писал, что ремесленник, кузнец мог стать богатым человеком, но выполнив один заказ, он три месяца пьянствует. Так было и есть, и не только у нас. И стыдиться этого не надо, надо идти вперед. Все меняется – люди работают везде, успешно работают. Все великие нации, развитые страны достигали всего большим трудом. Китайскую стену строили. Когда Тимур завоевывал полмира, у него был тыл – дехканин с мотыгой, который копался в твердокаменной земле с утра до вечера. И так каждый день.

Чем величественней нация, тем патриотичней она трудится.

Игорь ДМИТРИЕВ.

Источник: Журфикс


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


7 комментариев к “Матвей Евсеев: быть патриотом, значит “пахать” с утра до вечера”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question