Сегодня: 23.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Высотное строительство на намывных грунтах в Якутске требует особого внимания

15.06.2019

Предлагаем вашему вниманию заключительный материал цикла статей доцента Виталия Степанова, посвященный сейсмо- и мерзлотной безопасности высотного строительства в городе Якутске. Приглашаем всех заинтересованных лиц к публичной дискуссии по этой теме. 

Рады сообщить уважаемым читателям, что цикл статьей Виталия Степанова опубликованных на нашем сайте не остался незамеченным. После выхода очередной публикации к нам обратилась мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая пригласила автора статей и редактора нашего сайта на ближайший научно-технический совет при Главе ГО «Город Якутск», посвященный мерзлотной безопасности Якутска. В городе ускорились мероприятия по восстановлению в Якутске полноценного муниципального мерзлотного контроля.

Не осталась в стороне и Гордума – постоянная комиссия якутской Городской думы по градостроительству и архитектуре провела выездное заседание во дворе накренившегося корпуса №19 на 202-м микрорайоне.

Как видно, нам, вместе с автором статей Виталием Степановым, удалось привлечь внимание городских властей к теме сейсмо- и мерзлотной безопасности строительства в Якутске.

В заключительном материале автор делает ряд довольно спорных и полемичных предложений и рекомендаций к запланированному научно-техническому совету. Часть из них наши эксперты считают вполне разумными, а что-то категорически отвергают, но, тем не менее, мы решили опубликовать материал Виталия Степанова полностью.

В очередной раз приглашаем руководство «РДР-Групп», всех заинтересованных лиц к публичной полемике по теме высотного строительства на намывных грунтах в Якутске еще раз обратиться к вопросам сейсмо- и мерзлотной безопасности строительства в городе.

СЕЙСМОПРОФИЛАКТИКА – ЗАЛОГ МНОГОЛЕТНЕЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ И МЕРЗЛОТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯКУТСКА

Начиная с 17 декабря 2018 г., на сайте «Yktimes.ru» опубликованы мои три научно-популярные статьи, которые посвящены возможным в г. Якутске, в том числе в намывных 202 и 203 микрорайонах города, сейсмическим, градомерзлотным и другим стихийным и техногенным чрезвычайным ситуациям.

Настоящая завершающая цикл означенных моих публикаций на сайте «Yktimes.ru» статья содержит обоснование приоритетности снижения сейсмического риска в г. Якутске и предложения по малозатратной сейсмопрофилактике в городе.

Якутск должен развиваться с приоритетом снижения сейсмического риска

По оценке автора, в первой трети XXI века в районе г. Якутска могут произойти примерно 14 видов стихийных бедствий. Из них наиболее опасными для техносферы и населения г. Якутска будут следующие возможные стихийные бедствия:

1. Завершающее многовековое сейсмическое затишье в долине Туймаада происшествие землетрясения с эпицентральной интенсивностью 6-7 баллов по шкале MSK-64.

2. Наступление на обширных участках территории г. Якутска пиковой фазы долговременно текущего градомерзлотного бедствия (катаклизма). В настоящее время градомерзлотное бедствие уже проявляется в отдельных локальных участках города.

3. Учащение аномальных погодных явлений с повышением выпадения атмосферных осадков в отдельные годы до 370-400 мм/год.

Последние две стихийные бедствия по факту их деградационного воздействия на верхний термоактивный слой многолетнемерзлых грунтов являются усугубляющими сейсмический риск факторами при возможном происшествии в сейсмическом районе г. Якутска 6-7-балльного землетрясения.

Кроме того, в настоящее и ближайшее время г. Якутск остается ничем не застрахованным от внезапных или скоротечных происшествий следующих могущих создать весьма опасные угрозы населению города техногенных аварий и катастроф:

1. Внезапное происшествие в г. Якутске энергетической катастрофы при прекращении газоснабжения города в любое время года из-за аварийного выхода из строя системы изношенного и недостроенного магистрального газопровода СВГКМ–Мастах–Берге–Якутск с газораспределительными станциями в городе.

2. Внезапный в любое время года аварийный цепочный выход из строя части газотурбинных электрогенерирующих агрегатов ЯГРЭС–1 или ЯГРЭС–2.

3. Автоматическое приостановление в любое время года части газотурбинных электрогенерирующих агрегатов ЯГРЭС–1 или ЯГРЭС–2 в результате внезапной аварии с огневым уничтожением одной узловой распределительной электроподстанции электролинии высокого напряжения в г. Якутске.

4. Скоротечный или внезапный аварийный или в силу стихийного бедствия выход из строя на несколько дней или недель Даркылахского водозабора с возникновением в г. Якутске чрезвычайных ситуаций в централизованных водо- и теплоснабжающих системах и городском канализационном комплексе.

5. Начало обвального длительного, скоротечного и внезапного аварийного обрушения в завал частей построенных в 60-90-х гг. среднеэтажных мелко- и крупноблочных и крупнопанельных (серия 1-464ВМ) жилых, общественных и производственных зданий с морозобойно и коррозионно поврежденными железобетонными висячими свайными фундаментами с высоким ростверком.

Из возможных в г. Якутске трех наиболее опасных стихийных бедствий первое и третье по срокам происшествия, урону и количеству жертв неподконтрольны государству и человеческому сообществу. Все приведенные выше возможные в г. Якутске опасные техногенные аварии и катастрофы, могущие возникать по производственным, экономическим и человеческим факторам, также являются слабо регулируемыми федеральными, республиканскими и местными властями, российским и региональным бизнес-сообществом.

Аналитический анализ последствий приведенных выше наиболее опасных для г. Якутска и его населения возможных стихийных бедствий и техногенных аварий и катастроф дает следующий, по всей вероятности, единственно объективный вывод. Итак, возможное в любое время первой трети XXI века происшествие в сейсмическом районе г. Якутска 6-7-балльного в эпицентре землетрясения по прогнозируемым уронам и человеческим жертвам безусловно перекрывает в тысячи раз суммарный урон всех могущих произойти в городе других аварий, бедствий и катастроф.

Тем более риски некоторых других не сейсмических стихийных бедствий и техногенных аварий и катастроф в г. Якутске можно превентивно устранить или снизить при наличии у властей, топливо-, энерго- и жизнеобеспечивающих компаний города благих помыслов, научно-технологических заделов, реалистичных проектов и источников инвестиций.

Вместе с тем, в статье в «Yktimes.ru» от 24.04.2019 автором было обосновано, что существующий в г. Якутске сейсмический риск можно было снизить сейсмопрофилактическим приостановлением развития градомерзлотного бедствия с восстановлением деградирующего многолетнемерзлого основания города и сейсмозащитным реконструкционно-реновационным устранением прочностных и технологических причин возможного возникновения техногенных аварий и катастроф в техносфере города.

лужи якутска

Иначе, устранив или снизив лишь риски происшествий в г. Якутске отдельных техногенных аварий и не сейсмических стихийных бедствий, мы можем когда-нибудь в одночасье потерять свой город и жизни тысяч якутян при внезапном происшествии неоцененного нами классификационно умеренного 6-7-балльного землетрясения.

Таким образом, государственно и стратегически востребованно получается, что в 30-40-х гг. текущего столетия приоритетность превентивного снижения сейсмического риска в г. Якутске должно стать верховодствующим трендом в нормативном, научно-технологическом, бюджетном, градостроительном, реконструкционном, реновационном, энергетическом, инфраструктурном, индустриальном, имущественном, народорасселенческом и экологическом развитии города.

На наш взгляд, г. Якутск является таким мегаполисом на многолетнемерзлых грунтах мирового Севера, устойчивое и безопасное градостроительное, жизнеобеспечивающее, экологическое и народорасселенческое развитие которого до сих пор пребывает в научно не исследованном и необоснованном виде. Так, градостроительство г. Якутска ведется эклектично, слепым коммерческим копированием отдельных архитектурно-проектных работ центральных регионов России. Поэтому оно не соответствует природно-климатическим, стихийно опасным и современным социально-экономическим условиям Якутии.

В этой связи, у г. Якутска нет другого разумного пути как архитектурно и градостроительно следовать по принципу, что соответствующие расчетной балльности конкретной территории сейсмостойкие здания и сооружения являются конструктивно прочными, долговременно устойчивыми и безопасными для людей строениями. Это – с одной стороны.

С другой стороны, в последнее десятилетие Правительство РФ, хотя и везде в недостаточных объемах, стало по разным целевым программам протекционистски выделять бюджетные и иные субсидии для превентивного снижения рисков, текущей борьбы и на ликвидацию последствий в основном по следующим стихийным бедствиям, масссовым эпидемиям и эпизоотиям:

а) 28 сейсмоопасным субъектам РФ на региональные целевые программы превентивного снижения сейсмических рисков на населенных территориях;

б) на предупреждение и борьбу с весенними и летними катастрофическими наводнениями и ликвидацию их последствий;

в) на мониторинг и борьбу с природными лесными, торфяными и степными пожарами и на возрождение сгоревших в них поселений;

г) на предупреждение эпидемических заболеваний населения страны;

д) на компенсацию потерь сельского хозяйства от засух и наводнений;

е) на ликвидацию последствий ледниковых, селевых, лавинных, оползневых и снежных сходов на дороги, трубопроводы, ЛЭП, поселения и т.д.;

ж) на борьбу с эпизоотическими заболеваниями животных и скота и с нашествиями насекомых-вредителей и т.д.

Из приведенного перечня постоянно протекционистски субсидируемых Правительством РФ стихийных бедствий, массовых эпидемий и эпизоотий можно убедиться в том, что предлагаемая нами дорожная карта снижения сейсмического риска в г. Якутске на 2020-2035 гг. может успешно соискать некоторый объем федерального бюджетного субсидирования. Об этой дорожной карте было написано в третьей статье в «Yktimes.ru» от 24.04.2019.

Поскольку в сейсмоопасных субъектах РФ происшествие сейсмических событий никогда не будет окончательно затухать, то предлагаемое нами долговременное снижение сейсмического риска в г. Якутске должно стать приоритетным трендом в обеспечении устойчивого и безопасного развития города на многолетнемерзлых грунтах в первой трети XXI века. Поэтому Окружная администрация и Городская дума депутатов ГО «Город Якутск» должны принимать и осуществить все нормативные и организационные меры, чтобы в генплане, проектах планировок кварталов, отводах земель под застройку были учтены сейсмопрофилактические и сейсмозащитные архитектурно-планировочные, строительно-композиционные, водоотводные и другие решения.

В настоящее время о специфических условиях градостроительства в г. Якутске, скрываемом от властей и общества вопиюще низком строительно-инженерном качестве новостроек города последних двух десятилетий знают многие отраслевые специалисты. Но вот об отсутствии научного обоснования проектирования, строительства и эксплуатации 12-17-этажных гражданских зданий в сейсмически и градомерзлотно опасном г. Якутске и других незамеченных обществом ошибках, недостатках, браках, нелепостях в построенных в наперегонки за коммерческой наживой объектах города знают немногие строители. Знают, но молчат. Молчат потому что в органах власти РС(Я) и г. Якутска, по моему мнению, давно уже сидят ничего не знающие по специфике сейсмокриолитозонного градостроительства так называемые менеджеры.

тротуар пучение

Кстати, не знающие об этих «причудах» градостроительства в г. Якутске коренные жители столицы и улусов республики приходят в неописуемый восторг от облицованных дешевыми китайскими плитками и фасадными стеклами якобы архитектурно выразительных 9-17-этажных зданий. Некоторые из них даже восклицают в СМИ осанны о «дьоллоох Дьокуускай» («счастливый Якутск»).

Между тем, в последние 20-25 лет в г. Якутске, несмотря на наличие отраслевого института ОАО «ЯПНИИС», почти перестала существовать могущая быть ведущим в деле долговременного устойчивого и безопасного развития градостроительства в Якутии региональная прикладная строительная наука. Так, в настоящее время из работающих в г. Якутске примерно 20 докторов и кандидатов технических наук по строительству 13-14 ученых являются преподавателями ИТИ СВФУ. Вообще научно-технологический уровень обеспечения устойчивости и безопасности построенных и строящихся в г. Якутске 9-17-этажных гражданских зданий соответствует лишь простым архитектурным перерисовкам по техническим и негласным заданиям не знающих специфических градостроительных условий города армянских, якутских и иных приезжих девелоперов-временщиков.

Итак, ГО «Город Якутск» следует как можно целесообразнее поспешить с разработкой, продвижением и реализацией дорожной карты снижения сейсмического риска в г. Якутске на 2020-2035 гг. Ведь исторически короткое обозримое время работает против г. Якутска и его населения. Время работает на реальное воплощение долготекущего лавинообразного и депрессивного градомерзлотного бедствия в г. Якутске или на завершение многовекового сейсмического затишья в его сейсмическом районе внезапным происшествием катастрофического для города 6-7-балльного землетрясения.

Предложения по малозатратной сейсмопрофилактике в Якутске

В развитых странах власти некоторых сейсмоопасных городов иногда принимают решение о разработке и осуществлении на основе новых достижений науки и технологии долгосрочных дорожных карт по превентивному снижению существующих на их территориях сейсмических рисков. После таких решений в этих городах, наряду с продолжением строительства сейсмостойких городских объектов со сносом сейсмоуязвимых изношенных объектов, в первую очередь проводят соответствующие научно и инженерно обоснованные организационные, нормативные, научно-технологические, проектные и информационные муниципальные превентивные сейсмопрофилактические меры и мероприятия.

Причем эти сейсмопрофилактические меры и мероприятия разрабатываются, нормативно утверждаются и реализуются, как правило, без значительных затрат бюджетных средств и инвестиций исполнительными и представительными органами муниципалитетов сейсмоопасных городов в пределах их уставных задач, обязанностей и полномочий.

Так, по примерам описанных зарубежных сейсмопрофилактических мер и мероприятий предлагаю властям ГО «Город Якутск», на основании Устава ГО, соответствующих федеральных законов и местных нормативов, без существенных затрат бюджетных средств принять и осуществить следующие превентивные сейсмопрофилактические и иные обеспечивающие безопасность г. Якутска градостроительные меры и мероприятия:

1. Окружной администрации и Якутской городской думе депутатов ГО «Город Якутск» необходимо составить совместно с учеными и специалистами, обсудить с общественностью города и принять в 2019 г. совместное постановление «О существующих в г. Якутске рисках сейсмической опасности и градомерзлотного бедствия».

2. Окружной администрации ГО «Город Якутск» необходимо в 2019 г. составить совместно с учеными и специалистами, обсудить с общественностью города и обеспечить в том же году издание постановления Окружной администрации ГО «Город Якутск» «О прекращении дальнейшей намывной застройки Зеленого луга в г. Якутске».

3. Подготовить, согласовать со всеми заинтересованными сторонами, издать в 2019 г. и ввести в действие с 2021 г. постановление Главы окружной администрации ГО «Город Якутск» «О бессрочном приостановлении проектирования и строительства в г. Якутске сейсмоуязвимых и морально устаревших крупнопанельных и крупноблочных гражданских зданий». Согласно данного постановления с 2021 г. в г. Якутске и его пригородах должно быть прекращено проектирование и строительство всех российских и иностранных типовых и индивидуальных крупнопанельных и крупноблочных зданий, в том числе выпускаемых ПАО «ДСК» модификаций КПД серии 112.

4. В 2019 г. издать постановление Главы окружной администрации ГО «Город Якутск» «О введении с 2020 г. моратория на проектирование и строительство в г. Якутске и его пригородах проектно сейсмически уязвимых 6-ти и выше этажных гражданских и промышленных зданий».

5. В 2019 г. издать распоряжение Главы окружной администрации ГО «Город Якутск» «О подготовке и проведении в 2020-2021 гг. краткосрочных курсов по повышению квалификации руководящих и ведущих работников структур Окружной администрации ГО «Город Якутск», проектных, строительных и жилищно-коммунальных организаций и предприятий г. Якутска по курсам «Защита г. Якутска от наступления градомерзлотного бедствия» и «Сейсмопрофилактические меры и мероприятия в г. Якутске».

6. До настоящего времени в РФ и РС(Я) ни одно научно-исследовательское и высшее образовательное учреждение не вело целенаправленные долговременные исследования и технологические разработки по проблемам существующих в г. Якутске сейсмической и градомерзлотной опасностей. В связи с этим, в целях ускоренного создания сейсмического и градомерзлотного научно-технологического задела города, Окружная администрация г. Якутска могут принять решение об авторской подготовке и научном издании в 2020-2021 гг. следующих научных монографий В.И. Степанова:

– «Императив сейсмической и градомерзлотной опасностей в городе Якутске»;

– «Сейсмостойкость и мерзлотно-прочностная устойчивость эксплуатируемых в городе Якутске КПД серии 1-464ВМ»;

– «Снижение рисков сейсмической и градомерзлотной опасностей в городе Якутске»;

– «Воздействие глобального изменения климата в Якутии: обзор, анализ, оценка».

7. В связи с создавшейся проблемной ситуацией по сейсмической и градомерзлотной опасностей в г. Якутске, руководство города должно структурно и функционально реформировать муниципальные службы архитектуры, землепользования и градостроительства в единый комплексный муниципальный управленческий орган, научно обоснованно занимающийся ведением градостроительства, реновации и реконструкции с нацеленностью на обеспечение долгосрочного устойчивого и безопасного развития г. Якутска. Например, автор считает, что к 2020 г. структура предлагаемого единого комплексного муниципального управленческого органа по градостроительству должна иметь следующий вид.

Департамент архитектуры, землепользования, градостроительства, устойчивого и безопасного развития г. Якутска Окружной администрации ГО «Город Якутск» с следующими полуавтономными подразделениями:

а) аппарат управления департамента, возглавляемый заместителем Главы окружной администрации г. Якутска;

б) управление составления норм, правил, технических регламентов и градостроительного контроля;

в) управление генплана, архитектуры проектов, городской среды и дизайна;

г) управление землепользования, земельного кадастра и геоинформации;

д) управление градостроительства, реновации, реконструкции и осуществления инвестиционных проектов;

е) управление прединвестиционных работ, проектирования и экспертизы проектов и изысканий;

ж) управление координации и мониторинга градостроительства для обеспечения устойчивого и безопасного развития г. Якутска.

8. Также, в связи с создавшейся проблемной ситуацией по сейсмической и градомерзлотной опасностей в г. Якутске, автор вносит следующе предложение. ГО «Город Якутск» через какое-нибудь МУП должен на правах акционера с контрольным пакетом акций участвовать в учреждении юридическими лицами акционерного общества, специализированного на многолетнее программное, срочное и экстренное выполнение генподрядных сейсмостойко строительно-монтажных, восстановительно-сейсмоусилительных, аварийно-спасательных, водоотводных, гидрогеомелиоративных и других работ на мерзлотно-деформированных, сейсмоуязвимых и претерпевших аварии и катастрофы при стихийных и техногенных бедствиях объектах.

столбы мерзлота Якутск

Автор такое предприятие назвал бы ЗАО «Якутсксейсмокриострой». Оно могло бы выполнить специализированные работы не только в г. Якутске, но и в других населенных пунктах республики. Кроме того, предприятие типа ЗАО «Якутсксейсмокриострой» за счет республиканских и муниципальных субсидий и субвенций могло быть ежегодно приобретать и содержать в рабочем состоянии парк специальных автотранспортных, землеройных, буровых, подъемных, экскаваторных и прочих машин, а также мобильных электростанций, котельных, жилищ и неприкасаемый запас строительных материалов, изделий, кабелей и т.д.

9. К 2020-2021 гг. необходимо разработать, экспертно обсудить и представить в Государственное собрание (Ил Тумэн) РС(Я) следующие законодательные инициативы ГО «Город Якутск» или депутатов РС(Я) от г. Якутска:

а) Закон РС(Я) «О региональном техническом регламенте сейсмической и градомерзлотной безопасности зданий и сооружений в Республике Саха (Якутия)»;

б) Закон РС(Я) «О сейсмопрофилактических и сейсмозащитных правах, обязанностях и ответственности собственников недвижимого имущества в сейсмических районах криолитозоны Республики Саха (Якутия)»;

в) Закон РС(Я) «О сейсмопрофилактической инвентаризации эксплуатируемых в сейсмических районах криолитозоны Республики Саха (Якутия) капитальных зданий и сооружений»;

г) Закон РС(Я) «Об обеспечении снижения рисков сейсмических и градомерзлотных опасностей в расположенных в сейсмических районах криолитозоны Республики Саха (Якутия) населенных пунктах, инфраструктурных и крупных промышленных объектах и сооружениях».

10. В 2021-2022 гг. Окружная администрация и Якутская городская дума депутатов ГО «Город Якутск» должны разработать, утвердить и ввести в действие новые нормативы. К ним относятся региональные технические регламенты, своды правил и стандартов саморегулируемых организаций РС(Я) в строительной отрасли по региональным требованиям и правилам по инженерному изысканию, проектированию и производству строительно-монтажных, восстановительно-сейсмоусилительных, реконструкционных, дорожных, геотехнических, водоотводных, гидротехнических и прочих работ в криолитозонном сейсмическом районе г. Якутска.

11. В градостроительстве г. Якутска висячие железобетонные четырехгранные сваи с высоким ростверком в качестве фундаментов зданий и сооружений с проветриваемыми подпольями используются с 1959 г. За 60 лет применения в строительстве в конструкциях данных висячих свайных фундаментов изменились лишь в сторону повышения прочность, морозостойкость и плотность бетона, а также углубилась глубина заложения с 5-6 метров в 60-70-х гг. до 8-12 метров в настоящее время.

В связи с тем, что в г. Якутске означенные фундаменты в верхних водонасыщенных слоях грунтов оснований часто претерпевают морозобойные и коррозионные повреждения бетона и являются конструктивно значительно сейсмоуязвимыми, пришло время взамен них разработать, испытать и внедрить новые типы конструктивно сейсмостойких, морозобойно и коррозионно стойких фундаментов для градостроительства г. Якутска. В этом инновационном деле Окружная администрация г. Якутска должна стать организатором и заказчиком соответствующих НИОКР.

12. В 2021-2022 гг., с учетом сейсмопрофилактических, сейсмозащитных, градомерзлотно-восстановительных, градосредовых и урбанизационных научных рекомендаций, необходимо на новой геоинформационной подоснове силами проектных институтов РС(Я) разработать, экспертно и публично широко обсудить, доработать по веским замечаниям и утвердить новый генплан развития г. Якутска на 2023-2033 гг. Полагается, что в новом генплане развития г. Якутска 2022 г. будут отражены основные технологические принципы и градостроительные программы разработанной к 2020 г. дорожной карты снижения сейсмического риска в городе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

13. К 2020 г. Окружная администрация ГО «Город Якутск» совместно с Главным управлением МЧС РФ по РС(Я) и другими заинтересованными министерствами и госкомитетами республики должна разработать, согласовать и утвердить план введения в г. Якутске режима чрезвычайной ситуации в случае происшествия в сейсмическом районе города землетрясения с сейсмическими сбоями и разрушениями объектов и систем городской техносферы.

14. Стратегически актуальным и востребованным будет проведение в г. Якутске под эгидой Окружной администрации ГО «Город Якутск» в октябре 2019 г. или в апреле 2020 г. первой научно-практической и экспертной конференции «Риски сейсмической и градомерзлотной опасностей в г. Якутске». В предлагаемой конференции могли бы принять участие ученые, специалисты и руководители научных, университетских, проектно-изыскательских, экспертных, строительно-монтажных, аварийно-спасательных, девелоперских, инжиниринговых учреждений, организаций и предприятий РС(Я), Москвы, Санкт-Петербурга, сейсмоопасных субъектов РФ ДВФО. Целесообразным будет приглашение на данную конференцию представителей Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, МЧС, МинстройЖКХ и Минприроды Российской Федерации.

Перечисленные предлагаемые превентивно обеспечивающие безопасность г. Якутска градостроительные меры и мероприятия, хотя и являются малозатратными, но все-таки требуют вложений в разные темы не так уж больших по сумме денежных средств из городского бюджета. Здесь требуемые бюджетные средства в основном нужны на оплату НИОКР по научно-технологическим и технико-экономическим обоснованиям для составления и принятия директивных документов Окружной администрации ГО «Город Якутск» по введению перечисленных выше мер и мероприятий.

Например, по моим приблизительным подсчетам, затраты на НИОКР по подготовке и введению предлагаемых выше мер и мероприятий на 2019-2022 гг. составляют по ценам 2018 г. порядка 138-140 млн рублей. При этом на 2019-2020 гг. нужно будет вложить не менее 55 млн рублей. Откуда взять эти средства на 2019-2020 гг. в условиях, когда бюджет ГО «Город Якутск» давно уже сверстан на 2019-2021 гг., а дополнения и изменения в него будут внесены только по защищенным статьям?

На сайте «Yakutia.info» 14.01.2019 опубликована заметка «Владимир Федоров: «Народный бюджет» не должен тратиться на «залипухи». В ней первый заместитель главы г. Якутска В.Ю. Федоров подверг жесткой критике происходящие при проведении городского проекта «Народный бюджет» нехорошие дела такими словами: «… Люди себе делают машины, квартиры за счет «Народного бюджета». И лепят нам эти «залипухи», глаза замазывают. Надо проверять…».

Я, как испытавший на себе творимые неизвестным по составу «оргкомитетом» проекта «Народный бюджет» конкурсно-«oneclick» портальные преграды, нелепости и необъяснимые по причинам отказы на финише конкурсов безуспешный участник данного конкурса 2015, 2016 и 2017 гг., на 100 процентов согласен с В.Ю. Федоровым. Так, означенные мною члены оргкомитета трижды подряд не дали мне грант на научное издание написанной на общественных началах монографии «Императив сейсмической и градомерзлотной опасностей в городе Якутске» (!).

Считаю, что Счетная палата г. Якутска должна срочно проверить всех на деле и «вроде» осуществленных в 2016-2018 гг. и получивших гранты 2019 г. проектов «Народного бюджета». Если Счетной палатой будет установлено, что 10-30 процентов получивших гранты «Народного бюджета» проектов оказались по-федоровски «залипухами», то Окружной администрации г. Якутска следует немедленно в 2019 г. закрыть часть проекта «Народный бюджет» и перенаправить изъятые средства на финансирование НИОКР упомянутых выше мер и мероприятий на 2019-2020 гг.

Напоследок: нужна официальная оценка целесообразности «мерзлотного кавардака» в 203-м

Сложившийся при проектировании объектов намывного 203 микрорайона г. Якутска «мерзлотный кавардак» в принципе могли бы экспертно заметить, проверить и искоренить на начальном этапе еще в 2012-2013 гг. при проведении государственных или независимых экспертиз проекта планировки и объектных проектов данного микрорайона. «Беспринципную» архитектурно-строительную разработку объектных проектов в 203 микрорайоне с архисложным намывно-пойменным основанием могли бы критически оценить и в любом архитектурно-строительном или инвестиционном совещании республиканского, межведомственного и городского уровня.

Причем участники такого совещания могли бы принять протокольное решение о недопустимости «беспринципного» проектирования объектов 203 микрорайона и об использовании в застройке данного микрорайона только одного общего I или II принципа мерзлотного строительства.

К сожалению, внедрение в застройке намывного 203 микрорайона «Аврора» г. Якутска попирающего, по моему мнению, российские проектные правила «мерзлотного кавардака» в 2012-2013 и в последующие годы никто не отменил. Как нам кажется, внедренный проектировщиками в застройку намывного 203 микрорайона «мерзлотный кавардак» не был своевременно замечен, экспертно непроверен и не искоренен из процесса проектирования по какой-то из трех вполне возможных в РС(Я) причин.

112серияКПД

Первая возможная причина. По всей видимости, с самого начала в проектные, изыскательские и экспертные организации, Госстройжилнадзор РС(Я), Администрацию г. Якутска и Минархстрой РС(Я) было доведено негласное указание Президента РС(Я) Е.А. Борисова о поддержке идеи ООО «РДР Групп» по «беспринципному» проектированию объектов 203 микрорайона. И никто не ослушался этого указания.

Вторая возможная причина. Отсутствие в г. Якутске соответствующего научно-технологического задела и региональных нормативов по профилактике и снижению рисков сейсмической и градомерзлотной опасностей в городе привело некоторую организованную группу проектировщиков к идее «беспринципного» проектирования 9-24-этажных жилых зданий с подвалами и полуподвалами на намывном 203 микрорайоне. Далее можно предположить, что данная идея была моментально подхвачена жаждущим коммерческую наживу ООО «РДР Групп».

Третья возможная причина. Не очень компетентные в специфическом градостроении г. Якутска и иногда разрабатывающие проекты по принципу анекдота о говорящем ишаке Ходжа Насреддина проектировщики застройки 203 микрорайона могли внедрять «мерзлотный кавардак» по техническим заданиям на проектирование застройщика ООО «РДР Групп».

Известно, что в настоящее время в РФ рекомендательно действует разработанное и доработанное в советское время нормативное положение о проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на многолетнемерзлых грунтах по I принципу строительства с постоянным сохранением мерзлоты оснований или по II принципу строительства с допущением оттаивания мерзлых оснований. Наш 203-й микрорайоновский доморощенный III принцип «беспринципного» проектирования, строительства и эксплуатации объектов на многолетнемерзлых грунтах в РФ не имеет научного и нормативного основания.

Как я считаю, в связи с этим и развитием опасных просадочных деформаций зданий в намывном 202 микрорайоне, Глава окружной администрации г. Якутска С.В. Авксентьева должна издать распоряжение о создании межведомственной комиссии по проверке целесообразности и безопасности «беспринципного» проектирования, строительства и эксплуатации объектов в намывном 203 микрорайоне «Аврора» г. Якутска. При этом к означенной межведомственной комиссии должна быть придана организованная экспертная группа из ученых и специалистов ЯПНИИС, Института мерзлотоведения СО РАН, ИТИ СВФУ, ЯФ Единой геофизической службы РАН, Госстройжилнадзора РС(Я), Госэкспертизы РС(Я), проектных институтов «Якутпроект» и «Сахапроект», ЯкутТИЗИС и т.д.

Причем межведомственная комиссия г. Якутска в случае выявления ею нарушений нормативов и положений проектирования, строительства и эксплуатации объектов в намывном 203 микрорайоне, могущих привести в 30-40-х годах к аварийным и чрезвычайным ситуациям, должна разработать предварительные предложения по профилактике и снижению рисков аварийности объектов в данном микрорайоне.

Допустим, что в 2019 г. в г. Якутске никто не будет заниматься официальной проверкой и профилактикой неразберихи с «мерзлотным кавардаком» в намывном 203 микрорайоне «Аврора» города. В этом случае любая общественная организация г. Якутска или управляющая компания 203 микрорайона или житель данного микрорайона вправе обратиться в правоохранительные органы. Так, кто-то из них может подать заявление в Следственное управление СКР по РС(Я) о привлечении к уголовной ответственности руководителей ООО «РДР Групп» и ряда проектных организаций г. Якутска по пункту «а» части 2 статьи 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» УК РФ.

Ведь в РФ региональные и местные органы власти, коммерческие структуры и предприятия только после прокурорского реагирования разного уровня или комплекта решений судов начинают кое-что делать по исправлению своих ошибок, нелепостей, обманов и безделья в сфере градостроительства, девелоперского бизнеса, экологии и т.д.

Виталий Степанов,
аналитик-исследователь градостроительной
сейсмологии в криолитозоне, доцент.

Фото предоставлены автором.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Высотное строительство на намывных грунтах в Якутске требует особого внимания”


  • Отправил Лодыгин Георгий (15.06.2019 )

    Строить по типовым проектам, применяемым в России Много этажные здания без учёта местных многолетних мерзлотных условий – безумие. Это будут бомбы замедленного действия. В любой момент может случится катастрофа.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question