Сегодня: 18.10.18 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Глубины Вячеслава Штырова

23.05.2018

Штыров1

Заметила для себя, что писать о Вячеславе Анатольевиче Штырове очень трудно. Потому что испытываешь все время нервозность – прямо как в той поговорке, когда нельзя объять необъятное. Вот честно – если начать излагать по порядку, то получается… книга. 

Собственно говоря, книг о Вячеславе Штырове вышло уже много. Из недавних: на якутском языке «Президент Штыров и село» писателя Дмитрия Наумова, перевод книги народного писателя Якутии Натальи Харлампьевой «Якутское время Вячеслава Штырова», политико-экономический детектив журналиста, писателя Вячеслава Щепоткина «Дуэль алмазных резидентов».

А целые книги получаются потому, что личность такая – масштабная, разносторонняя. Взять хотя бы то, что было сделано вторым Президентом Якутии. Строительство храмов, школ, культурных объектов, памятников, объектов сельскохозяйственного назначения, автомобильных дорог, спортивных объектов, газификация улусов республики. Признание эпоса «Олонхо» шедевром устного нематериального наследия человечества. Переход газопровода через реку Лена, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан», проработка проекта строительства газопровода «Сила Сибири» и так далее, и так далее.

Масса вопросов находится сегодня в ведении Вячеслава Штырова в Совете Федерации – от развития Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока до решения проблем региональной авиации.

Но сегодня хотелось бы остановиться на одном небольшом эпизоде деятельности Вячеслава Штырова, который, с моей точки зрения, как нельзя лучше характеризует его как личность. Хотя бы на одном, чтобы, так сказать, не растекаться мыслью по древу.

Хронология событий вкратце такова: распался Советский Союз. Стремительно начало разваливаться все, включая оборонный комплекс. Черноморский флот также пришел в упадок. Военные оказались в ситуации, когда ни они сами, ни их служба, ни военные корабли оказались никому не нужны. Полное опустошение – и материальное, и моральное. В этот момент компания «АЛРОСА», которую тогда возглавлял Вячеслав Штыров, пришла на помощь единственной оставшейся в строю подводной лодке. В 1997 году было принято решение взять шефство над ней, заключен договор, на лодке был произведен ремонт, закуплены аккумуляторные батареи, и она вышла в море. И да – лодку потом назвали «АЛРОСА».

Штыров2

Мог ли тогда предвидеть Вячеслав Штыров, что благодаря принятому в свое время решению он сохранит не только подводную лодку, пусть и единственную на Черноморском флоте. Он сохранит экипаж, который потом станет костяком командного состава шести новых подводных лодок Черноморского флота. Что в 2014 году жители Крыма выразят волеизъявление стать частью Российского государства. И что Черноморский флот, базирующийся в Крыму, в Севастополе, с новой силой засияет новехонькими черными подводными лодками. Что те самые ребята, которые вчера спасали подводную лодку «АЛРОСА», с замиранием сердца будут смотреть на новые подлодки и принимать их в свое командование? Что именно они в борьбе с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) будет производить с новых подводных лодок удары по Сирии?

Кажется, что такое предвидеть невозможно. Но у Штырова таких «невозможно» столько, что можно вывести закономерность. А это означает только одно – так может думать, видеть и принимать решения человек, наделенный незаурядными способностями, настоящий лидер, умеющий смотреть на годы, на десятилетия вперед.

А теперь – словами самих подводников.

Лодка АЛРОСА фото Ruspekh.ru

Игорь Игнатьев, капитан первого ранга в запасе, командир подводной лодки «АЛРОСА» с 2000 по 2003 год:

– Лучшие годы, проведенные мною на службе, посвящены именно подводной лодке «АЛРОСА», которая сейчас проходит плановый ремонт и модернизацию. А сейчас я волею судеб обеспечиваю этот ремонт.

Особенность этого корабля заключается в том, что подводным лодкам данного класса уготован жизненный цикл в 25 лет. Подводной лодке «АЛРОСА» 28 лет и ни одного серьезного, ни среднего, ни капитального ремонта не было. То есть все было на плечах личного состава, нервах, здоровье командира и экипажа корабля. Что, конечно, было бы практически невозможно, если бы в свое время шефство над нашим кораблем не взяла компания «АЛРОСА».

Это произошло в тот период, когда компанией руководил Вячеслав Штыров. То были одни из самых тяжелых лет для всей Российской Федерации и для армии, и флота, в частности. Никакого обеспечения не было, практически все за личные средства. Людям было тяжело, они чувствовали себя брошенными, никому не нужными, семьи были не устроены. Личный состав, прибывающий в то время по призыву, никаких нормальных условий не имел. Вплоть до того, что свет давали в городе Севастополь на два часа. И завтрак, обед, ужин мы варили на кострах на плацу. Воду давали тоже по времени, недостаточному даже для личной гигиены.

Я думаю, что благодаря тому, что у Вячеслава Анатольевича отец контр-адмирал, Анатолий Тихонович Штыров, заслуженный, уважаемый подводник, лодка обрела шефство компании.

Изменения начались сразу. Личный состав узнал, что вода из крана может течь постоянно. Со временем – что такое горячая вода, в то время как в городе такого понятия как «горячая вода» не существовало. Были установлены кондиционеры, чтобы по приходу с моря, в жарком климате в нормальных условиях проживал экипаж подводной лодки.

Благодаря этому взаимодействию многие представители и компании «АЛРОСА», и республики Якутия проходили срочную службу у нас на лодке. Некоторые из них остались на контрактную службу и проходят ее до сих пор.

Подводная лодка «АЛРОСА» – это корабль, на котором одним из первых появилась компьютерная техника. Это было в конце 1990-ых – начале 2000-ых годов. Компьютер для нас – это было чудо. И оно появилось именно у нас. Компьютерное оснащение способствовало тому, что мы проводили подготовки корабельного боевого расчета, который применяет оружие. Компьютерная техника использовалась при стрельбе, что позволило достичь хороших результатов.

Подводная лодка практически не стояла на месте. Она была единственной на Черноморском флоте и никогда не заступала на ремонт. Потому что Черноморский флот не мог себе позволить вывести из состава боевых сил корабль на два-три года. Поэтому в том числе и с шефской помощью поддерживался текущий ремонт корабля. Было время, когда мы элементарно не могли приобрести аварийные фонарики для использования в случае пропажи электропитания. Так с Якутии нам доставили шахтерские фонарики. На боку батарея, во лбу – фонарь. Прекрасно мы ими пользовались в ходе повседневной деятельности.

подлодки

Одним словом, шефство компании сыграло решающую роль. И не столько потому, что была оказана какая-то материальная помощь, а потому что люди воспряли духом. Появились искра в глазах, желание служить. Ведь если вы помните, 2000-ый год – это год гибели подводной лодки «Курск» (здесь прозвучал непроизвольный тяжелый вдох или вздох, — авт.). В этой ситуации нас тоже поддерживали морально, приезжали делегации из Якутии, молодежь компании. И отец Вячеслава Штырова Анатолий Тихонович приезжал. Нужно было видеть раскрытые рты матросов и молодых офицеров, которые слушали заслуженного адмирала, рассказы про его службу, как в его время обслуживали технику, какая техника была, какие тактические приемы применялись. Что-то мы брали себе на вооружение, что-то домысливали, дорабатывали, но все равно использовали.

Лодка восемь раз завоевывала призы Главнокомандующего ВМФ РФ. А это – очень серьезный показатель. Ведь это одна из самых высоких наград для подводников в мирное время, которая показывает готовность экипажа, подводной лодки к выполнению боевых задач. После модернизации лодка снова приступит к их выполнению.

Но самое главное, что лодка стала кузницей кадров для всего Черноморского флота России. Ведь она была единственной дееспособной лодкой в течение длительного времени.

Константин Табачный, капитан второго ранга, командир подводной лодки Б-261 «Новороссийск»:

– Я имел честь служить на подводной лодке «АЛРОСА», прошел путь от лейтенанта до капитана третьего ранга, командира акустической группы до старшего помощника командира. Служил на ней одиннадцать лет – с 1992 по 2003 год – после чего был назначен командиром на подводную лодку «Новороссийск».

Хочу сказать, что новые корабли не поступали на Черноморский флот с 1990 года. То есть 24 года на Черноморском флоте не было новых подводных лодок. Благодаря подводной лодке «АЛРОСА» нам удалось сохранить школу подводного плавания. И все командиры новейших кораблей, командование четвертой бригады – это все воспитанники подводной лодки «АЛРОСА».

Штыров подлодки

В то время, когда был подписан договор о шефстве компании «АЛРОСА» над подводной лодкой, я занимал должность помощника командира. Это был очень тяжелый исторический момент, подводная лодка временно находилась на территории Украины, Черноморский флот испытывал определенное давление с поставками новой техники, с размещением, обеспечением личного состава. Поэтому в тот момент было очень важно чувствовать, что Россия не забыла Черноморский флот, что у него есть перспектива развития. Лодке повезло, что нашлись люди, фанатики подводного дела, которые свели компанию «АЛРОСА» с этой подводной лодкой. В результате она получила вторую жизнь, был произведен определенный ремонт, закуплены аккумуляторные батареи. Во многом благодаря компании лодка вышла в море и после этого продолжала выполнять поставленные задачи с высоким качеством.

Денис Сопин, командир подводной лодки «АЛРОСА», капитан 2 ранга:

– с 2014 года лодка встала в плановый ремонт и модернизацию, сейчас идет заключительная фаза, осталось одно докование, после чего лодка будет полностью собрана и в конце 2018 года будет передана в состав ВМФ. Подводная лодка «АЛРОСА» долгое время являлась единственной ходовой на Черноморском флоте, постоянно выполняла боевые задачи, в связи с чем у нее не было ни докования, ни среднего ремонта. Вышло время постановки в док. Сейчас осуществляется монтаж легкого корпуса, установка оборудования, баллонов воздуха высокого давления. В доке будет поставлено донно-забортная арматура. После планового ремонта срок службы лодки будет продлен на пять лет.

В 1997 году с экипажем лодки был заключен договор, прибыл представитель из Республики Саха (Якутия). Было налажено тесное сотрудничество с Якутией, к нам приезжали служить срочники. Сложилась флотская традиция, и она продолжается.

Подводная лодка «АЛРОСА» до сих пор является кузницей кадров для Черноморского флота. Личный состав, который служил на ней, представляет собой командный состав подводных лодок нового проекта.

Анатолий Варочкин, заместитель начальника Штаба Черноморского флота, командир подводной лодки «АЛРОСА», подписавший договор с компанией:

– Для меня, как для командира подводной лодки, было полной неожиданностью, что акционерная компания, тем более «АЛРОСА», будет шефствовать над подводной лодкой. Середина 90-ых годов – это тот период времени, когда регионы Российской Федерации активнейшим образом участвовали почти что в военной жизни воинских частей, подразделений и, безусловно, кораблей. Не обошла эта ситуация и Черноморский флот, когда субъекты начали шефствовать над кораблями Черноморского флота.

Штыров3

И вдруг акционерная компания «АЛРОСА». Для чего? Откуда? Зачем? Вопросов было больше, чем ответов. Но когда я познакомился с руководителем компании «АЛРОСА» Вячеславом Штыровым, то фактически с первого взгляда все вопросы отпали. Великолепный руководитель. Отец Вячеслава Штырова – Анатолий Тихонович, будучи настоящим профессиональным военным, сыграл важную, неотъемлемую часть в моем становлении как командира подводной лодки. И, безусловно, весь его богатейший опыт я старался перенять и до сих пор использую на военной службе. А стиль и методы руководства коллективом Вячеслава Штырова – это актуальная тема и сегодня для тех, кто находится на руководящей должности.

90-ые годы были сложными, а решение акционерной компании шефствовать над кораблем – в то время было непонятно практически никому. И только глубоко профессиональное, стратегическое мышление наших шефов, да и всего коллектива подводной лодки, который честно служил родине, позволило сохранить корабль. И не только корабль, а сам коллектив. Из экипажа одной подводной лодки мы сегодня имеем целую плеяду подводников на Черноморском флоте, которые гордо несут службу, как на Черном, так и на Средиземном море. Поэтому Вячеслав Штыров, видимо, далеко смотрел, благодаря чему была сохранена подводная лодка и коллектив.

Взять шефство – это не значит, принести корзину с конфетами и подарками, и даже поддержание технической готовности корабля – это еще не все. А это значит, оказывать в том числе и моральную поддержку экипажу. Экипаж должен знать, что, вернувшись на базу, он сможет нормально отдохнуть. За двадцать лет шефства над подводной лодкой, практически более пятисот человек прошло срочную службу из Якутии на самом корабле. Воспитание этих молодых людей в духе преданности родине, понимание того, что есть служба изнутри, – все это имеет очень важное значение.

На плечи экипажа этой подводной лодки легло все обеспечение боевой подготовки кораблей Черноморского флота. И несмотря на то, что долгое время, вплоть до 2014 года она была одна, с задачей справилась.

Настоятель Свято-Никольского храма в городе Севастополь, протоирей Георгий Поляков:

– Я хочу выразить благодарность людям, которые помогают восстанавливать эти утраченные святыни, могилы прадедов, дедов наших. Одним из первых откликнулся президент Якутии Вячеслав Штыров. И если вы пройдете немного дальше, то получится представление о том, в каком состоянии были эти надгробья – разбросанные камни, ямы от взрывов.

Храм Севастополь

Первая оборона Севастополя – это 1854 – 1855 года, 349 дней героической обороны. И когда не было уже возможности, и нечего после последнего штурма неприятеля было оборонять, были разбиты все укрепления на южной стороне, войска перебрались на северную сторону. И где мы с вами стоим – сюда нога неприятеля не ступила, поэтому нетронутыми остались многие надгробья.

Якутский пехотный полк отличался мужеством героизмом, стойкостью, любовью к Отечеству. Поэтому народ из поколения в поколение, из века в век будет чтить и поминать воинов, которые жизни свои положили в этой страшной битве за оборону Севастополя. Все они приняли венец мученичества за веру, за Отечество.

Еще хочу добавить, что я освящал подводную лодку «АЛРОСА», до сих пор поддерживаю связь с ее коллективом. И дай Боже, чтобы она хранилась и впредь служила Родине.

Вот такой крохотный эпизод из деятельности Вячеслава Анатольевича Штырова. Всего лишь один. Почему-то я думаю, что, несмотря на множество сказанного и уже написанного о нем, о его жизни, работе, будет еще много открытий. Потому что этот человек – как айсберг. Какая-то часть его на виду для всех, а основная сила – мысли, духа, замыслов и решений – под водой. И нам еще только предстоит понять, как много сделал для нас с вами Вячеслав Штыров. Рожденный в поселке Хандыга, душой и сердцем прикипевший к Северу, к Якутии.

Маргарита НИФОНТОВА, Якутск—Севастополь—Якутск.

Источник: ИА SakhaNews.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


3 коммент. к “Глубины Вячеслава Штырова”


  • Отправил Он вас распродавал и раздаривал (23.05.2018 )

    А вы все гордитесь им! В таком анусе республика ещё не бывала. 98-й год прошёл и все решили потому, что внебюджетные резервы газовиков, угольщиков и энергетиков помогали. У шва(ли) тогда ручонки были коротки.

  • Отправил Николай (23.05.2018 )

    В анус Якутию загнал Николаев, и потом пришлось ее оттуда долго вытаскивать. Только песни, пляски и чванство. Достаточно увидеть как развивался и развивается Татарстан и сравнить с Саха – все ясно. Правильно Тогой о нем сказал – продал будущее Республики за свою власть и благополучие. Про ондатру даже говорить нечего. Позор.
    Ошибка Штырова – не оставил после себя достойного преемника, а приблизил никчемного БЕА.

  • Отправил Алексей (23.05.2018 )

    Николай не надо врать! Николаев сохранял и не дал разворовать, открывал новые производства. В Якутии его добрым словом вспоминают. Из Москвы ему приказали снять кандидатуру, сразу в лидеры вышел Штыров. Народ надеялся на него, а первое с чего он начал, распродажа активов за гроши.
    Пример Сахателеком – прибыль миллиард, республика модернизировала связь вложив полмиллиарда. Штыров тут же ее продал филькиной компании за полмиллиарда с рассрочкой в 3 года, которая потом продала ее за неназываемую сумму. Дружок Штырова Егоров продал Горизонт РТ за 10 тысяч рублей. Уголовные дела как начались, так и затихли. Штырова так же убрали в сенаторы как и Николаева, а теперь внезапно и Егорова. Итог, Якутия осталась без активов.
    А подлодкой мы гордимся.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question