Сегодня: 18.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Кризис доверия: власть отдельно, народ отдельно

10.06.2013

Главным политическим событием уходящей недели в стране стала отставка мэра Москвы Сергея Собянина. И дело здесь не в личной судьбе самого московского градоначальника (которая как раз-то представляется весьма определенной), а в той череде событий, которая может последовать за этой «технической» отставкой.

Лакмус Собянина

С 2004 года (после событий в Беслане) были отменены прямые губернаторские выборы. Восемь лет политическая система страны представляла собой «слоёный пирог»: избираемый президент – (фактически) назначаемые губернаторы, избираемые органы местного самоуправления. Примерно в 2009 году тогдашний президент Медведев высказывал мнение, что до выборов губернаторов нынешнее поколение россиян уже не доживет.

Однако история России развивается быстрее, чем нам кажется. Что-то серьезно повернулось после думских выборов 4 декабря 2011 года. На волне протестов 2011-2012 года власть осознала, что надо играть на опережение. Пока рейтинги не ушли в пике (к чему, похоже, идет), а раздражение населения окончательно не сформировалось, действующая власть должна получить легитимность – хотя бы на ближайшие пять лет.

С президентом РФ всё ясно как минимум еще на пять лет. После 70-процентой победы 4 марта 2012 года легитимность Путина никем не оспаривается. Единственным вопросом для дискуссий может быть только право одного человека идти на третий срок. Впрочем, и эта тема сегодня уже безнадежно запоздала.

Стержневой вопрос 2013 года – выборы губернаторов. Решение Собянина, наделенного полномочиями до 2015 года, стало лакмусовой бумажкой, разделившей всех губернаторов страны на два «сорта». Как бы «первый сорт» – утвержденные узким кругом региональных законодательных собраний. Высший сорт – избранные населением регионов.

Ясно, что в общественном сознании губернатор, имеющий мандат от всего населения, имеет более весомую легитимность, чем утвержденный по предложению президента узким кругом депутатов. Очевидно и то, что значительная часть «назначенных» губернаторов, имеющих сегодня поддержку населения, будет стремиться перескочить в «высший сорт». Одновременно убивая двух зайцев: получая мандат всего населения и продлевая свои полномочия еще на пару-тройку лет.

Количество губернаторских выборов 8 сентября 2013 года будет больше первоначально запланированных семи (Подмосковье, Владимирская, Магаданская области, Хабаровский, Забайкальский край, Хакасия и Чукотка).

Уверенный в себе Собянин стал первым. Будет ли он единственным, действующим по принципу «уйти, чтобы вернуться», покажут буквально ближайшие дни.

Однако здесь возникает еще одна тема, которую явно начнет раскручивать оппозиция: уверенность в себе «назначенных» губернаторов. Ясно, что сегодня добровольно уйти в отставку, чтобы пойти на выборы 8 сентября, может только абсолютно уверенный в себе, в поддержке президента и населения губернатор.

Неуверенные будут сидеть до конца срока полномочий.

Неуверенность и ошибки

Глава Якутии Егор Борисов наделен полномочиями до июня 2015 года. Это означает что первые после 2002 года общенародные выборы губернатора (местное самоназвание – Ил Дархан) республики состоятся 13 сентября 2015 года.

Сегодня трудно представить, что Егор Борисов, утвержденный якутским региональным парламентом – Ил Тумэном 17 июня 2010 года – решится, по примеру Сергея Собянина, досрочно пойти на всенародные выборы. Разумеется, никто никого не обязывает. И все же неуверенность якутского лидера, причиной которой стали ошибки последних лет, видна даже сторонним наблюдателям. Попробуем в них разобраться.

Дело совершенно не в поведении якутских министров, которых привел c собой Борисов во время майской «перезагрузки» правительства 2011 года. Да, одного дважды ловят пьяным за рулем, другой, как оказалось, более 20 лет демонстрировал фальшивый диплом о высшем образовании. Но здесь-то как раз всё в порядке: губернатор жестко и однозначно увольняет провинившихся, что делает ему респект.

Серьезных кадровых ошибок Борисова пока не видно. Хватает и других.

Первая ошибка, политическая – нежелание дистанцироваться от «Единой России». Неумение осознать, что население республики далеко не так монолитное, как это было в 2008 году, может стать для главы региона роковым. Не сегодня – значит в 2015 году.

Обратите внимание: Путина давно никто не ассоциирует с «Единой Россией», что дает возможность главе государства успешно занимать нишу «президента всех россиян». Рейтинг Путина сегодня примерно вдвое выше рейтинга «ЕР».

Сергей Собянин идет на новые выборы мэра Москвы, как самовыдвиженец. Дистанцировавшись от «ЕР», он также успешно играет роль «мэра всех москвичей», и поэтому никто не сомневается в его успехе.

Глава Якутии делит республику на «наших» и «не наших», по принципу «кто не с нами, тот против нас». Решение отдать «ЕР» на откуп своему заместителю было разумным. Успехи партии, работающие на всю республику, вполне мог принимать на себя губернатор, за провалы будет отвечать руководитель партии – вице-президент.

Это было политически объяснимо. Но вот 24 мая Егор Борисов идет на встречу с победителями праймериз. Там он ведет себя не как глава региона, а как руководитель и наставник только одной партии.

Цитаты с сайта Егора Борисова: «Любые решения, принимаемые сегодня руководством республики по вопросам развития, прежде всего, опираются на решения партии «Единая Россия». «Вашей целью в нынешней избирательной кампании должно стать завоевание парламентского большинства».

Между тем, любая партия – это только часть населения. Широко тиражируемыми высказываниями Борисов настраивает против себя значительную часть республики, забывая, что в 2015 году предстоят всенародные выборы! Тогда ему могут вспомнить и «Единую Россию», и всё, что «партия реальных дел» обещала, но не сделала.

Для политика, если он думает о политическом долголетии, полезнее диверсифицировать ответственность. Ставка не на общество, а на партию – серьезная ошибка, которую уже не совершает, кажется, никто в России.

«Наши» и «не наши»

Вторая ошибка, идеологическая, – двойные стандарты. На той же встрече Егор Борисов заявляет, что «как глава республики, видит своей целью, в первую очередь, появление в Якутии полноценного гражданского общества. Без активного участия самого общества любые усилия власти, направленные на развитие экономики, подъем села, повышение качества жизни населения, будут малопродуктивны».

Ага, строим гражданское общество. И тут все сразу вспоминают телеграмму от 8 мая главам районов от имени администрации президента и правительства Якутии. «14 мая в 15 часов приглашаетесь на видеоконференцию по вопросам строительства гражданского общества и СМИ». Всем главам районов, кроме Вилюйского, Нерюнгринского и Нюрбинского.

Поправка не случайна: главами этих районов являются члены партии «Справедливая Россия». В представлении администрации Егора Борисова – «не наши».

Парадокс в том, что, в отличие от нынешнего главы Якутии, главы районов избраны населением на прямых выборах. И в глазах населения именно они более легитимны. Поскольку задумавшееся население может задать вопрос: почему президент, которого мы не избирали, игнорирует наш выбор, не уважая наше коллективное решение? Зачем тогда были выборы?

Наивно было бы думать, что Борисов не в курсе того, что пишет и что рассылает его администрация. Получается, что на словах глава республики призывает «строить» гражданское общество, а на самом деле – отфильтровывает от этого самого гражданского общества людей с другим мнением.

И как после этого поверить в искренность власти? Как отозваться на призыв «активно участвовать» в поддержке её усилий? В условиях двойных стандартов возможна только имитация этой поддержки – с соответствующими результатами.

Журналисты на пресс-конференции в Якутске спросили руководителей этих районов, что они думают о происходящем. Глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов оказался человеком с юмором, заметив, что, видимо, «гражданское общество в Нерюнгринском районе уже построено – по той самой причине нас и не позвали».

Глава Нюрбинского района Борис Попов не стал отшучиваться, и был более резок: «Наш уважаемый президент Егор Афанасьевич говорит, что нужно консолидироваться и нужно строить трудоспособное общество. Когда в гражданском обществе мы сами выделяем кого-либо, то получается, что только одна часть гражданская, а с другой – что делать?».

Глава Вилюйского района Сергей Винокуров оценил ситуацию дипломатично, но однозначно: «Это означает одно из двух – либо у нас не хватает гражданского общества, либо у нас не должно быть никакого гражданского общества. Это показывает уровень культуры людей, я имею в виду руководство республики».

Добавить к этому что-либо трудно.

Ни села, ни города
 
Третья ошибка, экономическая, – перекос внимания республиканской власти в сторону села. Наверное, уделяя столько сил и внимания селу, Егор Борисов мог бы в итоге стать хорошим президентом сельской части республики. Беда, однако, в том, что при этом, не изменив ничего в селе, он может окончательно потерять её промышленную часть.

Кто-то считает, что она уже потеряна. В Мирном, Ленске, Нерюнгри заправляют крупные компании. АЛРОСА приватизируют – пока неясно, кто. «Транснефть» командует в Ленске. «Мечел» рулит в Нерюнгри. Тот факт, что глава республики в течение всего 2012 года ни разу не был в промышленном Нерюнгринском районе (а это, на минуточку, второй после столицы по величине регион Якутии!) весьма показателен. Это говорит о том, что особых дел у него там нет.

Да и состоявшийся 12 мая 2013 года однодневный визит многим показался странным. Приехав по приглашению главы города и встретившись вроде бы как с «простыми жителями» (если это так, то Борисову респект), глава республики как-то странно попытался «не заметить» существования еще и районной администрации.

Представьте на минуточку: в Якутск приезжает Владимир Путин и, не встречаясь с Егором Борисовым, прямиком едет в мэрию к Айсену Николаеву. Объезжает город, проводит в мэрии совещание, а вечерком следует в аэропорт, так и не поинтересовавшись, а как же там глава республики?

Нелепо? Но именно так было в Нерюнгри.

Власть Якутии теряет промышленные районы. Беда, однако, в том, что и в сельском хозяйстве особых успехов пока не заметно. В выступлении на майском совещании у Дмитрия Медведева Егор Борисов, попросив еще денег на село, фактически признал, что предпринимаемые в республике меры по поддержке села не дают результата. Отток людей из села с каждым годом усиливается. В Якутске уже не хватает классов в школах с обучением на якутском языке. Если тенденция сохранится, то скоро вся сельская часть республики (в первую очередь, молодежь) будет проживать в столице. И села, которое настойчиво пытаются «поднять» власти республики, просто не останется. И ни Год села, ни его десятилетие уже ничего не изменят.

Кризис доверия

Всё, о чем говорилось выше – это следствие системного кризиса доверия к действующей власти. Люди не верят!

Строить гражданское общество? Да, будем строить – но только не везде, а там, где жители выбрали «наших» кандидатов. А там, где выбрали «не тех» – пусть теперь мучаются. И мы поможем этим несознательным избирателям мучиться: зарубим программы, не дадим денег, «не заметим» во время визитов.

Поднимать село? Да, будем поднимать. Пусть никто не верит, что будет лучше, и всё равно уезжают в город. Но мы, назло переезжающим, дадим селу денег еще больше: пусть они здесь, в Якутске, задумаются, что зря уехали.

Переселять жильцов из ветхого и аварийного жилья? Да, будем. Вот как только дадут денег, всех за три года переселим. Вы только еще до 8 сентября потерпите. А сразу после 8 сентября переселение у вас быстро пойдет. Конечно, если вы правильно проголосуете. А если выберете не тех – мы вам даже телеграммы не пришлем.

Люди не верят. Потому что знают: власть лжет.

Как Собянин стал лакмусом для губернаторов-назначенцев, так сгоревший в Нерюнгри 20 мая дом стал лакмусом для вопроса о доверии власти. Уже на следующий день городские власти поспешили отчитаться, что «всем пострадавшим предоставлено временное жилье в виде комнат в малосемейных общежитиях, койко-мест и подселения в маневренном жилом фонде».

Жилье предоставлено, а люди туда не пошли. Люди не поверили в то, что временные 6 метров на человека в общежитии не станут для них теперь постоянными, навсегда.

И правильно не поверили! Потому что два года назад сгорел дом на Комсомольской, год назад – дом на Сосновой. И почти никто из жильцов тех домов – признанных ветхими и аварийными, никакого жилья до сих пор не получил.

Если говорить о том же Нерюнгри, в этом городе, как оказалось, все прекрасно помнят две конференции «Единой России» – 1 апреля (весьма подходящая дата) 2011 года и 7 ноября 2011 года.

На тех партконференциях с участием Егора Борисова было выдвинуто пять партийных проектов. Первый: ввод в строй в июне 2012 года опытно-промышленного участка месторождения «Таежное» компании «Тимир». Второй: строительство в Иенгре 16-квартирного дома для пожилых людей, 20-квартирного дома для молодых специалистов, амбулатория с больницей на 15 койко-мест и 15 двухквартирных коттеджей для оленеводов. Третий: открытие цеха по производству древесно-стружечной плиты в Серебряном Боре. Четвертый: развитие горнолыжного центра Петровы горы. Пятый: перевод в круглосуточный режим детских лагерей отдыха «Мужество» и «Орленок».

«В 90-х годах прошлого века в России существовали сотни самых разных партий и течений. Но только «Единая Россия» стала работать на конкретный результат, на реальное повышение благосостояния населения», Егор Борисов, Нерюнгри, 1 апреля 2011 года.

Прошло два года. «Тимир» не открыл опытно-промышленный участок, зато сменил собственника и руководство. Строительство в Иенгре не начиналось. Цех в Серебряном Боре не открылся. На Петровых горах ничего не изменилось. Круглосуточных детских лагерей нет.

Повторим, все пять проектов были презентованы как партийные проекты «Единой России».

«Именно «Единая Россия» является сегодня ведущей партией страны, которая принимает на себя всю ответственность за принимаемые решения. И этот факт необходимо доводить до людей. Что бы ни говорили, «Единая Россия» является партией дела, а не слов. Любые решения, принимаемые сегодня руководством республики по вопросам развития, прежде всего, опираются на решения партии «Единая Россия», – Егор Борисов, Якутск, 24 мая 2013 года.

К декабрю 2013 года в Нерюнгри обещают построить два 60-квартирных дома для переселения из ветхого и аварийного жилья. Но люди предпочитают, как в 70-е годы, жить в палатках. Более того – на днях собираются объявить голодовку, как это делали их земляки-пенсионеры в 2007 году, сражавшиеся за коэффициент 1,7.

Потому что не верят.

Ольга КОЛБОВСКАЯ, ИА SakhaNews.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question