Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

На кладбище инфляции нет

25.10.2016

Нифонтова фото Накануне.RU

Сегодня в мой адрес прозвучал конкретный вопрос: а вот вы лично чем конкретно недовольны, какими такими событиями в нашей стране? Ответ на ум пришел сам собой – тем, что мама моя, всю жизнь отработав на Крайнем Севере, получает пенсию 14 с лишним тысяч рублей. 

Надо – «как у нас», а не «как у них»

На все последующие аргументы, что, дескать, в Китае вообще пенсии нет — дети родителям помогают, а в другой стране так-то, ответить можно очень просто: «Не надо нашу страну сравнивать с другими». Надо сравнивать с самими же собой. Это как в воспитательном процессе: чтобы у ребенка не падала самооценка, его не нужно сравнивать с другими ребятами, а только с самим прежним.

Так вот, как я думаю, наша самооценка, россиян, от постоянного сравнения с Европой, США, Сингапуром уже упала ниже плинтуса. Мы все равняемся на них, хотим жить, как у них, хотим правила, как у них. Почему-то считаем, что все лучшее – с Запада, перенимаем, все, что можно. Не идет, а мы все равно внедряем, впихиваем.

При этом почему-то не задумываемся о том, что Россия – она сама по себе такая, единственная, другой такой страны нет. Значит, делать надо не «как у них», а «как у нас». И многие западные идеи для нас не подходят в принципе. Не потому что они плохие, а потому что мы другие.

Это все лирика, конечно.

Но, к сожалению, принцип «как у них» положен в основу многих процессов, происходящих в стране. И в первую очередь экономических.

Как на эту тему сказано в готовящемся докладе по экономике Совета Федерации, «принятую в 90-ые годы модель называют либеральной моделью экономики. Реально же то, что строилось на месте СССР и реализуется сейчас, к классическим моделям либеральной экономики имеет весьма отдаленное отношение. Из либеральных (прежде всего монетаристских) моделей были выдернуты отдельные положения и постулаты, и возведены в абсолют».

Калашников фото nakanune.ruЭтот доклад готовит группа сенаторов во главе с Сергеем Калашниковым, и цель их работы – представить свое видение экономического развития страны. Во Временной комиссии по экономическому мониторингу, которая была создана в начале этого года, состоят такие люди, как бывший Председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, экс-глава компании «АЛРОСА» и экс-президент Якутии Вячеслав Штыров, дважды Герой социалистического труда Владимир Долгих и многие другие уважаемые сенаторы—практики. Которые работали «на земле» и знают ситуацию в стране изнутри.

Почти год назад при заслушивании проекта федерального бюджета на 2016 год в Совете Федерации у сенаторов возникло желание организовать масштабные дискуссии на экономическую тематику, чтобы определить, в каком направлении стране дальше двигаться. Как сказал тогда сенатор Штыров: «Все звонки уже звенят — Резервный фонд подходит к концу, экономика деградирует непрерывно. Вот, Греф красиво выступал, но это та же политика, которая проводится 25 лет. Та же самая кошка, только по-другому ободранная и завернутая в другую обертку. Между тем, есть другие, альтернативные предложения».

Доклад – Президенту РФ на стол

Вот эти альтернативные предложения и будут заложены в доклад временной комиссии. Для этого сенаторы приглашали на свои заседания носителей абсолютно разных идей – от помощника Президента РФ Сергея Глазьева до финансового омбудсмена РФ Павла Медведева.

Проект доклада почти готов, в нем сформированы основные разделы. А не так давно состоялось очередное заседание комиссии, на котором сенаторы дорабатывали, что называется, «рыбу» документа.

Предложения к тексту прозвучали разные.

Так, сенатор Николай Рыжков сказал, что подготовленный доклад должен лечь на стол руководства страны:

«Руководство страны должно иметь несколько мнений – и мнение Кудрина (мы не знаем, мы догадываемся, что там будет), и мнение Столыпинского клуба, и мнение Глазьева, как ведущего экономиста, и наше мнение, и, может быть, еще будет у кого-то мнение, Государственная Дума может что-то высказать. Но руководство должно иметь определенное количество мнений. Поэтому я за то, чтобы этот документ приобрел определенную силу для того, чтобы довести его до руководства страны». И отметил, что подготовленный вариант документа «значительно лучше, чем предыдущие варианты».

Также Николай Иванович предложил сделать добавления к разделу «Стратегическое планирование» и более четко сформулировать связь развития экономики с регионами: «Мы представляем регионы. И мы не можем сказать, что касается страны, то мы делаем так, а что касается регионов – как хотите, так и делайте».

А руководитель комиссии Сергей Калашников назвал документ «революционным»: «Я, например, считаю, что доклад не может быть мягким, он определенным образом должен быть эпатажным».

Это мнение поддержал сенатор Вячеслав Штыров:

«Он и должен быть эпатажным, гладким уже ничего не должно быть. Понимаете, как происходит, экономика падала-падала, падала-падала и опустилась, дай бог, может быть, как Улюкаев говорил, на дно. И теперь роста нет и падения нет. И, «ура» полное. И теперь это дает основание и премьер-министру, и всем остальным говорить: «Нет, все у нас хорошо. Мы дальше так будем идти». Дальше и пойдут этим путем в тупик».

По его мнению, во-первых, изменения в экономику нужно вводить поэтапно, смотреть, как они будут работать и затем внедрять остальные.

Во-вторых, необходимо создать эффективную систему планирования, которым должна заниматься отдельная структура, сочетающая в себе функции органов экономического планирования и Комитета по науке и технике.

«Очень важная задача – продлить будущее развитие страны через смену технологических укладов, то есть через определение важнейших направлений развития экономики и стимулирование их всевозможными способами», — пояснил сенатор.

В-третьих, стратегические планы должны разрабатываться на период до тридцати лет, индикативные планы – на пять лет, и все они должны быть взаимоувязаны между собой. А не так, как сейчас, когда, по мнению сенатора, «у нас этих стратегий море, а потом вы откройте и посмотрите стратегию развития транспорта до 2030 года, энергетики – до 2035 года, Дальнего Востока – до 2025 года. Как же они связаны друг с другом, когда каждый мыслит в будущем по-своему?».

В-четвертых, прозвучало предложение отменить НДС и ввести вместо него налог с оборота на определенную группу товаров.

«Причем налог этот должен быть дифференцирован по группам товаров: чем менее значимые для экономики и для жизни людей товары, тем больше должен быть налог с оборота (товары роскоши, автомобили и так далее), чем более нужный товар для производства и для жизни людей, тем меньше должен быть налог с оборота», — считает Вячеслав Штыров.

Необходимы и другие изменения в налоговой системе по мнению сенатора: например, отказ от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц, введение рентных платежей в электроэнергетике и налогов на превышение фондов потребления в отраслях естественных монополий.

В-пятых, ввести в стране абсолютную и дифференциальную горную ренту.

«Смотрите, как получается: идет тотальное освобождение недропользователей от платежей за недропользование. Проведут два-три аукциона, увидят – никого нет и снимают платежи за недропользование. Это стало таким приоритетом. Зачем нам такое недропользование? Чтобы у нас осталась дырка от бублика? Они выкапывают природные ресурсы, как правило, везут на экспорт, продают, прибыль себе оставляют, никаких налогов не платят, вот и всё недропользование», — разъяснил сенатор.

Если по тем или иным месторождениям никто не в состоянии уплатить абсолютную ренту, единую по всей стране, пусть эти запасы ждут других недропользователей до лучших времен. С другой стороны, использование самых лучших в качественном отношении месторождений, считает сенатор, должно сопровождаться специально рассчитанными дифференцированными рентными платежами.

Временная комиссия СФ Штыров сайт СФ РФВ-шестых, в доклад нужно ввести раздел по эффективному управлению государственной собственностью. Здесь сенатор Штыров привел пример «Газпрома», который на спонсирование футбольных клубов денег тратит больше, чем на газификацию населенных пунктов Российской Федерации. Значит, нужно контролировать деятельность госкомпаний, нормативно-правовыми актами установить для них и акционерных обществ с государственным участием прозрачный порядок утверждения их документации и текущих планов, отчетности перед структурами государственного управления, формирование персонального состава органов управления, системы оплаты труда персонала.

Кроме того, сенатор предложил разделить банковскую деятельность на две части. Одна группа банков должна, по его замыслу, работать с населением, бюджетными организациями, предприятиями по кредитно-депозитным операциям, а вторая – по инвестиционным проектам и ценным бумагам.

Все эти предложения прозвучали, как вы понимаете, к уже сформированному документу. В дополнение. А по большому счету, как выразился сенатор Олег Цепкин, в Совете Федерации готовится действительно новая стратегическая экономическая программа страны, которая включает в себя позиции по многим направлениям.

На кладбище инфляции нет

Разумеется, все сенаторы – люди адекватные и прекрасно понимают, что в противовес тем идеям, которые они закладывают в основу своего доклада, будут выставлены совершенно иные идеи. «Либеральные», как их принято сейчас называть. Проводник этих идей тоже известен – это экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Известно также, что ему поручено разработать доклад о новой экономической политике. Но одновременно с этим есть поручение Президента РФ Владимира Путина доработать доклад Столыпинского клуба и на его основе также подготовить новую программу развития экономики.

Следовательно, как правильно сказал сенатор Николай Рыжков, руководство страны будет иметь перед собой разную палитру мнений. И доклад Совета Федерации «О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики» станет одним из альтернативных стратегий, которая, надеются сенаторы, будет принята во внимание.

Но вернемся, собственно говоря, к тому, с чего начали. С пенсии в 14 тысяч рублей для человека, который всю жизнь жил и работал на Севере. То есть к нашим реалиям.

Не так давно один из приверженцев «либеральной» линии министр экономики РФ Алексей Улюкаев заявил, что в 2017 году тарифы на электроэнергию будут повышены: на четыре процента для населения и на три — для сетей, передающих электроэнергию. (В то время как сенатор Штыров, кстати говоря, вообще предлагает заморозить тарифы вплоть до 2019 года – ред.). Немногим ранее прозвучали предложения Минэкономики РФ ограничить рост зарплат в экономике в 2016-2017 годах. А все для чего? Для того, чтобы инфляция не росла. Как утверждает разработчики этих идей — исходя из так называемого принципа «инфляция минус». По такой логике можно, конечно, и пенсии вконец заморозить. Тогда совсем инфляции не будет. На кладбище ведь инфляции нет?

Впрочем, определять, в какую сторону нам двигаться, будет высшее руководство страны. Ему виднее.

Маргарита Нифонтова.

Источник: va-shtyrov.ru


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “На кладбище инфляции нет”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question