Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Почему приватизация акций «АЛРОСА-Нюрба» не отвечает интересам республики

22.04.2017

Administrativnoe zdanie OAO ALROSA-Nyurba

Глава Якутии Егор Борисов дал свои пояснения почему, по его мнению, продажа 10 % акций «АЛРОСА-Нюрба» выгодна для республики. При этом он посетовал на излишнюю политизацию вопроса и привел ряд аргументов в пользу продажи. Мы попробовали эти аргументы на «зуб», раскусили и увидели, что они никуда не годятся. 

Не буду пересказывать всю статью Егора Борисова, кому интересно может прочитать ее самостоятельно, давайте попробуем без всякой политизации разобрать аргументы главы. Как биржевики биржевику.

Егор Афанасьевич высказал предположение, что нюрбинцы выступают против продажи из-за боязни потерять деньги, которые по договору о социально-экономическом развитии Нюрбинскому району отчисляет «АЛРОСА-Нюрба». Напомню, в этом году это сумма составляет 324,8 млн.рублей.

По этому поводу глава республики поясняет:

Если вопрос в этом, то опасения – напрасны. Мы предложили компании продлить срок договора о сотрудничестве в области социально-экономического развития на весь срок действия лицензий. Напомню: срок действия лицензии на трубку «Нюрбинская» — до 31 декабря 2032 года, на трубку «Ботуобинская» — до 31 декабря 2039 года. И наше предложение было услышано.

Позвольте вам напомнить, что в 2011 году Республика Саха (Якутия) подписала с АЛРОСА «Договор о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)». Помните такой? По этому договору республике была обещана куча плюшек, плюс небольшая сумма ежегодно.

С тех пор прошло 6 лет. И за это время из обещанной кучи плюшек республике практически ничего не досталось, кроме убытков и головной боли. Подробно об этом я писал в статье «6 лет: промежуточные итоги «Договора о развитии АЛРОСА»». И даже если сейчас вы, уважаемый Егор Афанасьевич, потребуете от компании срочно исполнить договор, то у вас ничего не получится. Половина предприятий, которые должны были перейти к республике, уже давно и благополучно проданы, а остальные переходить явно не собираются. Трудовые коллективы готовы продаться чужому дядьке, чем уйти под управление родной республики. О чем очень подробно изложили на прошедшем в апреле хозактиве АЛРОСА. Да вы там были и все сами слышали.

Ах да, чуть не забыл, деньги АЛРОСА действительно ежегодно платит. Но только не в бюджет, а в ваш карманный «Целевой фонд будущих поколений РС (Я)», и там растворяются в неизвестном направлении. На VIP-резеденции и погоревшие рыбзаводы. Но какой от этого прок рядовым якутским пенсионерам и бюджетникам?

Так что не зря, по моему мнению, нюрбинцы опасаются – у них есть перед глазами блестящий пример, когда на договор алмазодобывающая компания кладет с прибором, как говорят в народе. И они очень хорошо понимают, что никто их тогда не защитит.

10 процентов акций – это, конечно, совсем немного для участия в управлении акционерным обществом. Почти ничего. Но вы знаете, по нашему законодательству права миноритарных акционеров довольно неплохо защищены. Для управления пакет конечно маловат, но его более чем хватит, чтобы при необходимости обеспечить компании такой геморрой, что мало никому не покажется.

С договором и миноритарным пакетом вы сможете добиться гораздо большего, чем с одним только договором.

Теперь по деньгам.

Егор Борисов по этому поводу пишет:

рыночная стоимость акции – показатель очень зыбкий, нестабильный. Резко уронить цену может, например, заявление головной компании (в нашем случае большой «АЛРОСА») о предстоящей оптимизации, переоформление лицензий на головную компанию. Как это отразится на республике? Очень просто: мы потеряем деньги. Сегодня 10% акций – это 13,8 млрд рублей. А в прошлом году это было 15 млрд рублей. Выводы делайте сами.

Ну что же, давайте сделаем выводы. На другом, но близком якутянам примере.

Республиканская и муниципальная собственность – 32% акций ПАО «АЛРОСА» – это примерно 2 356 789 001 акций номинальной стоимостью в 50 копеек. Рыночная стоимость акций значительно выше. По данным на 11 апреля 2017 года, она составляла 85,87 рубля за одну акцию. В прошлом году рыночная стоимость акций была выше, тогда за одну штуку давали порядка 108,55 рубля.

Егор Афанасьевич, мы теряем деньги. Сегодня 32% акций – это 202,3 млрд рублей. А в прошлом году это было 255,8 млрд рублей.

Мы «потеряли» 53,4 млрд.рублей. Это в 44 раза больше, чем «потеряно» на акциях «АЛРОСА-Нюрба». И даже в 4 раза больше чем стоят все акции нюрбинской компании.

Вы почему выводов не делаете? Почему потеря 1,2 млрд.рублей рыночной стоимости беспокоит вас намного больше, чем потеря 53,4 млрд.рублей? Ведь очевидно, что надо срочно продавать акции большой «АЛРОСА»?

коррупция фото eco.kgА если серьезно, то вы совершенно правы, рыночная стоимость акций – это действительно зыбкий показатель. Согласно данным ММВБ, только за последних полгода стоимость акций «АЛРОСА-Нюрба» варьировалась от 153 500 руб. до 214 500 руб. и обратно. АЛРОСА за год плясала от 67 до 108 рублей. И что дальше?

Рыночная стоимость акций меняется ежедневно – сегодня упала, завтра выросла. Сегодня мы проиграли, а завтра выиграли. И как я уже неоднократно писал, оценивать выгодность своих инвестиций мы можем только с точки зрения инвестиционной стратегии управления ценными бумагами.

А она у республики есть? Что-то никогда не слышал и не видел такую в многочисленных «стратегических документах» якутского правительства. Без четких критериев оценки мы не можем судить выиграли мы или проиграли.

Егор Борисов считает, что продав прибыльный актив, республика ничего не потеряет:

Уйдут только дивиденды. Но если дивиденды направляются на покрытие текущих расходов бюджета, то доходы от продажи акций будут направлены на инвестиционные цели, к примеру, на поддержку и развитие местных производителей товаров, реализацию социально значимых проектов, в том числе и на территории Нюрбинского района.

Вообще-то, насколько я помню, в составе бюджета Якутии есть Инвестиционный бюджет, средства которого направляются на инвестиционные цели, к примеру, на реализацию социально значимых проектов. То есть часть дивидендов «АЛРОСА-Нюрба» и без всякой продажи идет на заявленные Егором Борисовым цели.

А если деньги «АЛРОСА-Нюрба» и без того идут на эти нужды, то зачем продавать актив? Вы предлагаете поменять шило на мыло? Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?

Единственная разница – деньги в Инвестбюджете распределяются публично, утверждаются депутатами Ил Тумэна и за ними налажен контроль. Пусть плохой, но все же налажен. А деньги от продажи акций, попав во всевозможные РИКи и Фонды, распределяются келейно под столом и так как Бог на душу положит. Без всякого реального действенного контроля.

Как показала практика, эффективность такого распределения крайне низкая и вызывает много коррупционных соблазнов.

Так что приватизация – это значит уничтожение. Уничтожение реального постоянного источника доходов бюджета. В данном случае речь идет всего лишь о безграмотном и опрометчивом маневре в условиях рынка. А по большому счету – о разбазаривании народной собственности.

Владимир Нифонтов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


3 коммент. к “Почему приватизация акций «АЛРОСА-Нюрба» не отвечает интересам республики”


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question