Сегодня: 28.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Forbes: как пандемия повлияла на рынок бриллиантов

12.11.2021

YKTIMES.RU – В 2020 году ситуация с ценами на бриллианты напоминала сюжет психологического триллера — сперва спрос снижался из-за переизбытка сырья, а затем пандемия «добила» рынок. Зато события 2021 года пока развивается по позитивному сценарию, в кульминации которого ценам на камни наконец удастся укрепиться фильмом, где в кульминации ценам на эти камни наконец удалось укрепиться, пишет Forbes.

Люди привыкли к турбулентной ситуации в мире и постоянным новостям про COVID-19 и снова начали играть свадьбы. Россия не исключение: по данным Минюста, число браков в нашей стране за первые шесть месяцев 2021 года выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об устойчивом спросе на обручальные кольца на рынке США (одной из крупнейших стран — потребителей бриллиантов, где, по данным Statista, покупают порядка 49% всех бриллиантов мира) говорит индекс бриллиантов RapNet (RAPI). Для самой популярной категории камней в 1 карат (именно такие чаще всего используются в помолвочных кольцах) он увеличился с начала года на 11%, для камней поменьше (0,5 карата) подрос на 1,4%. Правда, цены на крупные трехкаратные камни изменили тенденцию, опустившись на 0,1%.

Рост цен, в свою очередь, еще сильнее подогревает интерес покупателей, которые откладывали покупки, а теперь торопятся приобретать, рассчитывая успеть совершить более выгодную сделку. Благодаря совокупности этих факторов лето 2021-го для рынка украшений США стало действительно успешным. Например, в июле продажи выросли на 82,6% по сравнению с тем же месяцем в 2020-м и были на 54,2% выше, чем в июле докризисного 2019 года. При этом пока нет серьезных возможных причин для замедления покупок бриллиантов, так как рынок отдыха и развлечений не доступен в полной мере.

Другой крупнейший потребитель бриллиантов, где идет долгожданный всплеск торговли, — Китай. Согласно данным Шанхайской алмазной биржи (Shanghai Diamond Exchange SDE), объем импорта бриллиантов достиг $1,576 млрд, увеличившись на 49,24% по сравнению с первым полугодием 2019 года. При нынешних темпах роста ежегодный импорт камней в 2021 году значительно превысит показатели докризисного 2019 года и скорее всего обгонит предыдущий рекордный уровень в 2018 году ($2,78 млрд).

Инвестиции в бриллианты становятся более привлекательными на фоне повышения транспарентности отрасли и прозрачности ценообразования

Российский ювелирный рынок с бриллиантами очень мал и, по разным оценкам, составляет менее 1% от мирового, но о нем нельзя не сказать. По данным компании Sokolov, на первую половину этого года сумма продаж украшений в России достигла 129 млрд рублей. Эта цифра на 27% выше за аналогичный период 2019 года, хотя само количество покупок уменьшается.

Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, отмечает, что цены на бриллианты в России в последнее время скорректировались и находятся на достаточно интересном уровне для входа:

«Цены на высококлассные экземпляры инвестиционного качества отличаются относительно малой волатильностью и слабой корреляцией с другими финансовыми активами. Обладая максимальной концентрацией стоимости на единицу веса, бриллианты не требуют регистрации владения и передачи и могут стать оптимальным инструментом долгосрочного сохранения и передачи долей капитала. Инвестиции в бриллианты становятся более привлекательными на фоне повышения транспарентности отрасли и прозрачности ценообразования».

Дмитрий Мокринский, основатель Parure Atelier, считает, что российские клиенты в период пандемии обратили большее внимание на сегмент люкс, потому что границы были закрыты и большая часть расходов, связанных с отдыхом и покупками за рубежом, значительно снизилась. Он отмечает, что многие клиенты совершили во время жесткого локдауна те покупки, которые давно планировали, но постоянно откладывали. Преимущественно покупатели были заинтересованы в необычных, фантазийных бриллиантах и цветных драгоценных камнях. Запросы на изумруды, сапфиры, рубины и турмалины Параиба стали появляться значительно чаще.

Перемены уже здесь

2020 год принес новые тренды. Как отметил Брюс Кливер, генеральный директор De Beers:

«Мы видим развитие в алмазной промышленности таких трендов, как быстрый рост онлайн-покупок и стремление к продуктам, где очевидна этичность и устойчивость, а также повышенное уважение к миру природы».

В отчете консалтинговой компании Bain & Co и Антверпенского всемирного алмазного центра (Antwerp World Diamond Centre AWDC) можно четко увидеть, как покупателям становится все более важно знать о товаре, что это «бесконфликтная продукция», которая была создана при справедливых условиях труда с минимальным вредом для окружающей среды, — поэтому в том числе растет рынок синтетических камней. Но здесь тоже не все так просто.

Производители таких драгоценностей заявляют, что их товары «эко», что они на «100% этичны и бесконфликтны», и противопоставляют свой продукт природным алмазам, при добыче которых происходят выбросы углекислого газа, перемещение слоев земли, подкисление воды, загрязнение грунтовых вод и вред местам обитания диких животных.

Отрасли на руку, что покупатель, голосуя кошельком за натуральные камни, чувствует собственное положительное влияние на мир и жизнь других людей

В защиту натуральных камней Совет по природным алмазам (Natural Diamond Council, NDC) и Совет по ответственному потреблению ювелирных украшений (Responsible Jewellery Council, RJC) создали рекламную кампанию под названием «Кстати, спасибо» (Thank you, by the way). Ее цель — рассказать о положительном влиянии добываемых камней, объясняя людям, как покупки природных бриллиантов приносят пользу странам-производителям и местным сообществам.

На объявлениях можно встретить фразы:

«Ваше предложение руки и сердца с природным бриллиантом только что помогло защитить находящихся под угрозой исчезновения носорогов и 200 000 гектаров по всей Южной Африке» или «Ваш природный бриллиант помогает обеспечить доступ к медицинскому обслуживанию более чем четырем миллионам человек».

По данным все того же отчета Bain & Co, производство синтетических алмазов в 2020 году составило порядка 6–7 млн карат, в то время как добыча природных камней за этот же промежуток времени показала цифру в 111 млн карат. Но рынок синтетических алмазов быстро растет, и, по средним оценкам, к 2025 году доля выращенных алмазов на рынке в сырье составит 20%, а в огранке — порядка 17%. Поэтому отрасли на руку, что покупатель, голосуя кошельком за натуральные камни, чувствует собственное положительное влияние на мир и жизнь других людей. Нивелируют ли положительные стороны рынка натуральных камней его негативное влияние — очень сложный вопрос и главная дискуссия последних лет среди участников индустрии. И однозначного ответа здесь пока нет.

Zoom-украшения

Пандемия подкинула и более прозаические ювелирные тренды, к примеру украшения, подходящие для Zoom-конференций или Zoom-worthy jewelry. Покупатели стали больше обращать внимания на колье, подвески, серьги, которые выделяются и видны в «зоне общения» через камеру смартфона или компьютера. И недремлющие маркетологи подхватили эту мысль, начав выделять такие товары в отдельную категорию.

Исполнительный директор крупнейшего в мире розничного продавца украшений с бриллиантами Signet Jewels Ltd Вирджиния Дрозос отметила:

«Эффектные серьги и смелые колье были раскручены в рамках этой темы и рекламировались как «победа веб-камеры».

Ювелир Яна Расковалова, основательница модного и ювелирного дома Yana, считает, что в пандемию спрос на бриллианты в России не снизился, но карантин действительно скорректировал предпочтения клиентов.

«В период локдауна дорогие украшения и вечерние платья уступили место более повседневным ювелирным изделиям, кашемиру и пижамам. Мы вовремя успели подготовить подходящий ассортимент как в ювелирном сегменте, так и в одежде обеих линий Yana Dress и Like Yana и сделали ставку на онлайн-продажи. После выхода из карантина все вернулось на круги своя», — рассказывает Яна Расковалова.

Она также считает, что в ближайшее время покупка ювелирных украшений в один клик станет реальностью в России. Поэтому уже сейчас нужно активно отрабатывать формат работы с клиентом, который предпочитает совершать покупку онлайн.

Дмитрий Мокринский, основатель Parure Atelier, заметил, что самыми популярными запросами за последний год стали кольца, пусеты с бриллиантами, аккуратные повседневные подвески и универсальные теннисные колье и браслеты.

Огранка

Индия по праву считается мировым центром обработки алмазов, где гранят 11 из 12 бриллиантов в мире. Летом прошлого года были введены жесткие меры для ограночных предприятий в этой стране: Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (Gem and Jewellery Export Promotion Council, GJEPC) вместе с другими отраслевыми организациями призвал остановить все закупки сырья в период с 10 по 31 июля, чтобы уменьшить запасы накопленных алмазов и бриллиантов. Как видно из отчетов алмазодобывающих компаний, сдерживающие факторы внесли свою лепту в восстановление ситуации на рынке. Спустя год импорт в Индию, несмотря на неутихающую ситуацию с ковидом, вырос в 5,6 раза, до $1,7 млрд в июне по сравнению с $303,1 млн в 2020 году.

Алмазный рынок представляет собой звенья алмазопровода, где сбой на одном участке может повредить всю цепь, поэтому повышение цен на сырье требует особого внимания

В Бельгии, где также ограняются алмазы, поставки сырья выросли на 187% в годовом исчислении, до $1,01 млрд, сообщил Антверпенский всемирный алмазный центр. Частично благодаря этому крупнейшие компании-дистрибьюторы De Beers и «Алроса» тоже показали высокие продажи.

Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, считает, что пандемия резко ускорила структурное сокращение мирового предложения алмазного сырья, которое по итогам 2020 года упало на 20% и не сможет быстро восстановиться. Этот показатель служит основным фактором фундаментальной поддержки стоимости бриллиантов в долгосрочной перспективе на фоне прогнозов положительной динамики спроса.

«Дело в том, что природные алмазы, которые служат сырьем для изготовления бриллиантов, — исчерпаемый природный ресурс. На сегодняшний день масштабная добыча алмазов осуществляется только в Африке, к югу от Сахары, в Канаде и в приполярных регионах России (Якутия и Архангельская область), где у «Алросы» сосредоточено 28% от общего мирового объема добычи. Австралийский рудник Argyle, некогда бывший крупнейшим на планете, в прошлом году закрылся в связи с исчерпанием запасов. Новых открытий с каждым годом становится все меньше», — объясняет Елена.

Она считает, что дефицит, вызванный недостаточным предложением алмазов на рынке, со временем будет расти. Даже в случае, когда спрос будет развиваться по консервативному сценарию, а добыча восстанавливаться по оптимистичному, спрос все равно превысит предложение ко второй половине 2030-х годов. При этом дефицит относительно редких бриллиантов, к которым относится инвестиционная категория, будет расти быстрее, и они будут дорожать быстрее, чем другие бриллианты.

Глобально в отрасли наметились и укрепились позитивные сдвиги и новые тренды. Еще на носу «жаркий» рабочий сезон — Рождество и Новый год, которые традиционно приносят хорошую выручку ювелирным магазинам. Высокий спрос будет стимулировать повышение цен на бриллианты. Однако возникает вопрос: что будет дальше, когда покупатели потратят скопленные сбережения? Становится все более важным вопрос с синтетическими алмазами, рынок которых сложно оценить, потому что пока есть крайне мало открытых опубликованных данных в этом секторе. И не стоит забывать, что алмазный рынок представляет собой звенья алмазопровода, где сбой на одном участке может повредить всю цепь, поэтому повышение цен на сырье требует особого внимания.

Юлия Иртюга.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question