Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

МЭР: потенциальный рост экономики РФ в настоящее время составляет 2%, что неприемлемо для России

23.05.2016

YKTIMES.RU – Потенциальный рост экономики РФ в настоящее время составляет 2%, что неприемлемо для России, так как означает снижение доли в мировой экономике, его нужно и можно удвоить за счет активной инвестиционной политики, говорится в материалах Минэкономразвития к заседанию президиума экономического совета при президенте РФ (намечен на 25 мая), имеющимися в распоряжении “Интерфакса”.

“Российская экономика в настоящий момент находится в состоянии стагнации, но спад в значительной степени завершился, экономический цикл находится близко к нижней точке. В отдельных моментах мы уже видим признаки восстановления, которое продолжится в среднесрочном периоде”, – так в материалах описывается текущее положение дел в экономике.

“Однако наши расчеты показывают, что даже в условиях высоких цен на нефть, т.е. выше $50 за баррель, возвращение на прежнюю траекторию роста, 5-7% в год, практически невозможно”, предупреждают в министерстве, ссылаясь как на общемировое замедление темпов роста, так и внутренние причины в РФ (“прежде всего, ограничения, связанные с использованием трудовых ресурсов – в результате демографических волн в ближайшие годы мы будем терять по 200-300 тысяч экономически активного населения каждый год, и эта тенденция переломится только во второй половине следующего десятилетия”).

“Сейчас потенциальный рост находится на уровне 2% и в ближайшие пару лет мы вернёмся на эту траекторию. Однако эти темпы для российской экономики неприемлемы, так как ведут к снижению нашей доли в мировой экономике, потери конкурентоспособности, падению уровня жизни населения относительно большинства стран”, – отмечают в министерстве.

В Минэкономразвития считают, что экономическая политика “должна быть направлена на повышение потенциального роста, чего можно достичь через более полное использование трудовых ресурсов, накопление капитала/инвестиций и повышение производительности”.

“Наши расчеты показывают, что удвоение потенциального роста, т.е. выход на траекторию 4-процентного роста, является вполне реальной задачей”, – уверены в министерстве. Для того чтобы выйти на такие темпы роста, по расчетам Минэкономразвития, инвестиции в ближайшие годы должны расти на 7-8% в год при сохранении тенденции стагнации текущего потребления.

“Добиться этого можно за счет активной инвестиционной политики, которая базируется на трех китах: во-первых, это создание и поддержание инвестиционного ресурса, во-вторых, это создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, которые включают в себя макроэкономические и регуляторные меры, направленные на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды и, в-третьих, это стимулирование инвестиционной активности через механизмы государственной поддержки”, – считают в министерстве.

В части тарифной политики министерство говорит о необходимости ограничения роста тарифов темпами ниже инфляции с сохранением их инвестиционных возможностей за счет мер по сокращению их издержек (установление KPI для менеджмента, проведение технологического и ценового аудита инвестпрограмм и т.д.).

Кроме того, в материалах говорится о стабильности налоговой политики и размеров обязательных платежей, включая социальные. “Все реформы в этой сфере не должны приводить к росту нагрузки на бизнес”, – уверены в министерстве.

В части административной нагрузки и давления со стороны правоохранительных органов предлагается сократить различные виды отчетности, уменьшить количество проверок за счет ускорения реформы контроля/надзора и внедрения риск-ориентированных подходов. “По нашим оценкам только за счет наведения порядка в государственном регулировании бизнеса можно снизить издержки на несколько сотен миллиардов рублей в год”, – отмечают в министерстве.

Ключевым элементом государственной инвестиционной политики, по мнению Минэкономразвития, “должна стать поддержка инвестиций в инфраструктуру через механизмы ГЧП”.

“В первую очередь – в инфраструктуру для жилищного строительства, ЖКХ, автомобильные и железные дороги. У этих инвестиций значительный мультипликатор (3-5 руб. эффекта на 1 руб. вложений) и, что немаловажно в ближайшие два-три года, низкая зависимость от стагнирующего потребительского спроса. По экспертным оценкам правильно выстроенная система государственно-частного инвестирования в инфраструктуру может дать дополнительно до 1,5 п.п. ежегодного прироста ВВП в течение ближайших нескольких лет”, – считают в министерстве.

Минэкономразвития указывает на необходимость создания нового типа бюджетных фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровне – “бюджетных фондов инфраструктурных инвестиций, которые бы могли софинансировать инвестиционные проекты не за счет текущих, а за счет будущих налоговых поступлений, обеспеченных реализацией проекта, то есть с разрывом”.

“Такая политика даст возможность модифицировать бюджетное правило в части исключения чистых государственных расходов на инвестиции при оценке соответствия предельным ограничениям на размеры бюджетного дефицита и другим целевым показателям бюджетной дисциплины”, – считают в министерстве.

В Минэкономразвития также полагают необходимым кратный рост объемов финансовой поддержки экспорта, включая значительную ежегодную докапитализацию РОСЭКСИМбанка, ЭКСАРа и РЭЦа. Еще одним направлением экономической политики для повышения потенциального роста министерство предлагает меры, направленные на рост совокупной производительности факторов.

“В этом направлении есть достаточно много в целом проработанных мер, включая повышение инновационности крупных госкомпаний, развитие для них системы поставщиков из числа малых и средних инновационных компаний. Это также расширение налоговых льгот для НИОКР (расширение масштаба применения коэффициента 1,5 по затратам на НИОКР), обеспечение возможности полной амортизации закупаемого оборудования в течении одного года и т.д.”, – перечисляют возможные механизмы в министерстве.

В Минэкономразвития считают, что “реализация перечисленных мер задает очень высокие требования к качеству государственного управления, поэтому важнейшим направлением обеспечения экономического роста является реформа государственного управления, повышение качества и эффективности работы государственного аппарата”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question