Сегодня: 23.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Мнение экспертов о катастрофе в автопроме

12.08.2022

YKTIMES.RU – Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в посте на telegram-канале “Незыгарь” пишет о потемкинских деревнях в автопроме.

***

СВО и санкции, введенные против России, сделали целый ряд существующих в автопроме явлений очевидными не только специалистам, но и широкой аудитории. Россияне внезапно узнали, что собственно российского автопрома давно не существует, без зарубежных компаний не получается производить даже простейшие машины. Новых моделей годами никто не разрабатывал, равно как и платформы, двигатели, коробки передач. Моторные масла мы можем только смешивать с использованием западных присадок.

Повсеместно звучат вопросы – а как же так вышло? А как жить дальше? На чем будем ездить, как обслуживать машины? Они задаются и чиновникам, но содержательных ответов пока не поступало. Чем они были заняты все эти годы?

Красиво строили потемкинские деревни в публичном поле. Многие лица, принимающие решения, уже долгие годы руководствуются постмодернистским правилом: если явление существует в медиа, то оно тогда и реально существует. И под него уже можно и госпрограммы писать, и деньги выделять, и осваивать.

Этот процесс на фоне краха прошлой модели автопрома только ускорился. Что нынче в моде? Электромобили? Начали запускать в медиаполе регулярные анонсы о скором выпуске отечественного автомобиля – «убийцы Tesla». Только и разговоров про «Каму-1» и «Каму-2» (нельзя путать, разные команды), E-Neva от оборонного концерна «Алмаз-Антей», липецкий Evolute и московский «Москвич», Lada E-Largus, которую обещают освоить в Ижевске.

На «Каму-1» еще в 2018 году давали бюджетные деньги, но дальше роликов у блогеров дело не пошло. «Кама-2» существует только в пресс-релизе. Единичный экземпляр E-Neva хотя бы собран, но из чего – похоже, военная тайна. Evolute даже можно увидеть на дорогах, правда, единственное, что смогли сделать в Липецке – наклеить на китайский Dongfeng свой логотип, забыв при этом удалить китайский. А Lada E-Largus, существующая только в виде концепта, была использована как средство сугубо психотерапевтическое. АвтоВАЗ переносит сборку Lada Vesta из Ижевска в Тольятти (правда, не говорит, из каких компонентов будут их собирать). Будут уволены тысячи рабочих, и это прямо противоречит установкам президента по сохранению коллективов автомобильных заводов. И тут-то и понадобился E-Largus: якобы его будут когда-нибудь в Ижевске выпускать.

Эти проекты можно было бы понять, если бы страна приняла хоть какое-то стратегическое решение о том, куда и как двигается автопром. В сентябре должна бы появиться стратегия развития отрасли, но писать ее еще никто не начинал.

Утрачен даже этот навык: раньше программы годами писали западные консультанты типа Маккинзи. Для автопрома, кстати, тоже.

Уверен, что документ будет написан максимально общими фразами. Никто из действующих чиновников не возьмет на себя ответственность за формирование конкретной политики, нацеленной в будущее. Никто не скажет на совещании что-то в стиле:

«Через 10 лет всей страной переходим на электромобили. За эти годы «Россети» строят инфраструктуру, «Росатом», научные и исследовательское структуры работают над аккумуляторами и двигателями, «Ростех» строит заводы по выпуску компонентов, «Яндекс» пишет софт и делаем мультимедиа-систему, АвтоВАЗ будет собирать. Минфин в бюджет закладывает масштабные субсидии, дает налоговые льготы, поднимает налоги на неэкологичный транспорт. Силовой блок следит за сроками и эффективностью расходов. Пока идет процесс, перестаем инвестировать миллиарды в устаревшие платформы типа Гранты, открываем импорт, отменяем запретительные таможенные пошлины, мешающие гражданам нормы, чтобы закрыть дефицит машин и запчастей. Помогаем переводить деньги за автомобили и выстраиваем логистику. Цели понятны? Работаем».

Но такого мы не услышим.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question