Сегодня: 16.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Модернизация Транссиба и БАМа выгодна в первую очередь угольщикам

14.05.2021

YKTIMES.RU – Правительство по поручению президента утвердило паспорт второго этапа расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, пишет telegram-канал “Региональная политика“. Реализация проекта обсуждалась на совещании по развитию угольной отрасли, которое провел президент в начале марта.

Согласно документу, пропускная способность магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза – до 180 млн т в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении «Запад – Восток» сократятся до 7 суток. Первый этап модернизации должен завершиться уже в этом году, и в его рамках строятся 670 км железнодорожных путей. Общий бюджет проекта составит 780 млрд рублей.

Если внимательно изучить текст документа, то можно понять, что бенефициарами выступят не только угольные компании и перевозчики контейнеров, но и регионы, на территории которых будет развернуто большое строительство. Однако основной целью проекта все же является поддержка российской угольной отрасли, которая особенно выиграет от увеличения поставок в восточном направлении в связи с грандиозными планами расширения экспорта в Китай и в меньшей степени – в ряд других стран АТР.

В паспорте идет речь о модернизации как Транссиба, так и более проблемного БАМа, при этом почти каждый из 21 участка повысит не только общую пропускную способность, но и провозную, что и должно увеличить объем перевозимых грузов до 180 млн тонн в год. Пропускная способность остается неизменной только на двух участках: «Карымская – Бамовская» Транссиба, проходящего по Забайкальскому краю и Амурской области, а также «Тайшет – Лена-Восточная» – это первый участок БАМа.

На ряде участков пропускная способность увеличится более чем в два раза. Такими участками стали «Новая Чара – Тында», «Нерюнгри – Тында» и «Тында – Бамовская». Последний участок будет расширен больше всего по обоим показателям: провозная способность на нем также вырастет более чем в 3 раза. Интересно, что на довольно продолжительном пути от станции Бамовская в Амурской области до Смоляниново в Приморском крае, то есть в восточной части Транссиба будет значительно увеличено количество поездов, проходящих в сутки, однако не изменится провозная способность, что означает, что расширение этой ветки направлено на увеличение объема пассажирских перевозок.

Таким образом, самые масштабные планы все-таки связаны с БАМом, который в советские годы был построен в упрощенной версии. Больше всех от расширения путей выиграет Амурская область, где будут проведены наиболее масштабные работы.

Кроме планируемого строительства вторых путей там, где их нет (особенно на БАМе), большое значение имеет электрификация магистралей. В частности, она планируется на одном из конечных участков до порта Ванино в Хабаровском крае, где растет крупный угольный порт. В порту присутствуют терминалы нескольких крупных компаний, в том числе СУЭК Андрея Мельниченко, а также одна из структур Геннадия Тимченко «Сахатранс». Перевалку угля через АО “Порт “Ванино” осуществляет «Мечел» Игоря Зюзина.

Развитие порта связано в том числе с необходимостью транспортировки угля с крупнейшего Эльгинского месторождения в Якутии, которым владеет «А-Проперти» Альберта Авдоляна. В прошлом году структура «А-Проперти» приступила к строительству нового морского терминала в Ванино. С Эльгинским месторождением связано и еще одно расширение в рамках модернизации железнодорожных путей – строительство второй ветки БАМа, которое анонсировано для участка Улак – Февральск. Станция Улак представляет собой подъездной путь к Эльгинскому месторождению, а недалеко от Февральска расположено Огоджинское угольное месторождение, которым через ряд аффилированных компаний владеет тот же Авдолян со своим партнером «Ростехом».

Таким образом, готовящаяся модернизация Транссиба и БАМа будет выгодна в первую очередь угольщикам, которые получат соответствующую инфраструктуру для транспортировки своего крупнотоннажного сырья, которую в РЖД, напомним, считают коммерчески невыгодной. Из регионов наибольшие плюсы получит Амурская область, также от нового проекта явно выигрывают Хабаровский край и Якутия.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question