Сегодня: 23.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Прогноз: дефицит бюджета РФ может составить 13-14 трлн. рублей

7.03.2023

YKTIMES.RU – Размышления о бюджетной устойчивости. Расходы в 5.7 трлн за два месяца – это бодрое начало года, и здесь остро встает вопрос о бюджетной консолидации. С очень высокой вероятностью уже в марте расходы сильно замедлятся, пишет telegram-канал “Spydell_finance“.

После начала СВО с марта по декабрь 2022 накопленные бюджетные расходы федерального правительства составили 27.5 трлн руб, и здесь проявляется следующий важный аспект бюджетной устойчивости.

В январе 2023 расходы выросли на 73% г/г, а в феврале рост замедлился до 40% г/г, что в любом измерении является беспрецедентным бюджетным импульсом. Чтобы уместиться в бюджетную роспись за 2023 год в 29 трлн по планам правительства и Минфина, с марта по декабрь 2023 расходы должны составить 23.3 трлн, т.е. рухнуть на 15% по номиналу и это после роста на 52% за первые два месяца. Очевидно, что годовые расходы будут сильно выше 29 трлн.

Если расходы в 2023 будут на уровне 2022, т.е. 27.5 трлн с марта по декабрь, выводя на общие расходы в 33.2 трлн, то с экономической устойчивостью и финансированием мероприятий, связанных с СВО, можно попрощаться.

Этих расходов не хватит на те масштабные задачи, которые стоят перед страной в 2023 году, т.к. помимо СВО необходимо закрывать выпадающую частную инициативу бизнеса через госинвестиции, что происходит в каждый кризис, но на этот раз проявляется более выраженно.

Масштабные инфраструктурные проекты, социальные задачи, поддержка системобразующих компаний, субсидирование и финансирование программ импортозамещения и так далее. Все эти актуальные направления закрываются через федеральный бюджет.

Даже если инфляция удержится на уровне 6-7% по итогам года, самый минимум госрасходов, чтобы поддерживать неотложные задачи и проекты (при условии очень высокой эффективности расходов) – это 30 трлн руб с марта по декабрь, т.е. рост на 9% относительно 2022 по сравнению с ростом на 52% за январь-февраль 2023.

Вот поэтому 30 трлн с марта по декабрь плюс 5.7 трлн с января по февраль и выводят на 36 трлн по итогам года. Это тот необходимый минимум, который в условиях грамотного бюджетного планирования и высокой эффективности расходов позволит сохранить макроэкономическую устойчивость, социальную стабильность, решая комплекс задач в ВПК и СВО.

О росте ВВП в этих условиях говорить не приходится, т.к. выпадающие сектора будут замещаться растущими, а общий баланс при 36 трлн бюджетных расходов будет от минус 1 до плюс 1% ВВП.

Чтобы форсировать рост экономики при высокой макроэкономической, политической неопределенности и увеличении зависимости экономики от госсектора, – бюджетные расходы должны быть существенно выше 36 трлн. Но не выйдет из-за бюджетного разрыва.

Пока нет ответа по какому направлению пойдет Минфин. Расходы – это то, что государство однозначно может контролировать и управлять, но не доходами. Точнее может, но косвенно.

Доходы во многом зависят от внешних факторов и макроэкономической устойчивости. Механизм сбора налогов практически доведен до совершенства и здесь нет пространства для радикального улучшения.

Основная уязвимость в доходах – это нефтегазовая составляющая, которая в 2022 сформировала 42% в структуре доходов. Минфин закладывает 8.9 трлн по итогам 2023 против 11.6 трлн, но чтобы этого достичь мировые цены должны вернуться на уровень 2022, дисконт сократиться вдвое, а физический экспорт, особенно по газу восстановиться к уровням первой половины 2022. Это невозможно, поэтому более реалистичный сценарий – 5.2-6 трлн нефтегазовых доходов.

Ненефтегазовые доходы в 2023 могут вырасти на 2-6% с 16.2 трлн до 16.5-17.4 трлн, где основной вклад внесут НДС и акцизы в совокупности на 8.3-8.6 трлн руб по сравнению с 7.6 трлн в 2022.

Налоги, связанные с импортом, вырастут с 3.8 до 4-4.3 трлн на траектории стабилизации импорта.

Налоги на прибыль могут упасть с 1.7 трлн до 1.2-1.4 трлн, а прочие доходы снизятся с 3 до 2.5-2.7 трлн из-за недобора свыше 600-700 млрд по дивидендам госкомпаний. Плюс взнос бизнеса на 300 млрд и налоги на сверхдоходы физиков в 160 млрд.

В итоге получаем диапазон доходов в 22-23 трлн, что формирует дефицит в 13-14 трлн.

***

С такой точкой зрения не согласен экономист Виктор Тунёв, который на своем telegram “Truevalue” пишет, что денежного дефицита нет. Он есть лишь на бумаге, т.е., технический. Почему и как:

Федеральное казначейство (ФК) фиксирует приток финансовых активов (ФА) от разных госучреждений на 1.4 трлн руб. за янв-фев.2023 (за янв все 3.2, но потом потратили часть). Тут скорее шлейф от конвертации валюты из ФНБ на 3.6 трлн. в дек.22.

Дефицит бюджета есть на бумаге, но по факту деньги перешли с одних счетов в ФК на другие – госучреждений и госкомпаний.

Новация 2023 – приток по Единому налоговому платежу (ЕНП) +9.2 трлн к 26 фев. ФНС фиксирует увеличение ФА по коду 01061201010000510, а потом распределяет по бюджетам в коде 01061201010000610. В бюджет поступит меньше на объем возмещения налогов (НДС, НП, акцизы).

Самая крупная операция за янв-фев 2023 – 3.1 трлн возмещения налогов. За весь 2022 сумма по коду – 5 трлн, и шла по разным ТОФК (1.4 УФК Москвы, 1.3 УФК СПб). В 2023 все идёт через УФК Тульской обл. Новый финансовый центр – Тула!

Можно верить словам министра А.Силуанова, что в бюджетную систему поступило за янв-фев.2023 более 5 трлн руб. налогов, что превышает уровень 2022 (тогда было 4.2 трлн доходов федерального и 7.2 трлн – консолидированного бюджета).

РАСХОДЫ федерального бюджета до 27 февраля – 5.4 трлн – много. В 2022 было 3.7 за два месяца. Но если посмотреть на структуру – 2 трлн приходится на госзакупки. План по ним выполнен на 36%, в сравнении с 12-16% по другим расходам. За весь 2022 госзакупок было на 5.8 трлн.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question