Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Социально ориентированный бюджет сократит финансирование социальной сферы

30.10.2021

YKTIMES.RU – Перед каждым принятием бюджета в правительстве и Кремле особо подчеркивают, что одна из крупнейших статей расходов – социальная сфера, пишет “Независимая газета”. И это преподносится как прорыв. Но в социальном государстве – а Россия, по Конституции, социальное государство – бюджет и должен быть социально ориентированным. Другой вопрос: почему в социальном государстве до сих пор главные проблемы – это низкие пенсии, стагнация доходов граждан, бедность, недофинансирование здравоохранения и образования? Многие проанализированные «НГ» экспертные заключения на проект бюджета содержат призыв вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам, требуют обосновать, почему за три года расходы на пенсионную сферу будут урезаны, фиксируют противоречия в подходах к социальной политике.

Госдума (ГД) в четверг приняла проект федерального бюджета на 2022–2024 годы в первом чтении. «За» проголосовали 338 депутатов, «против» – 82, один воздержался. Второе чтение запланировано на двадцатые числа ноября. «Главный приоритет бюджетной политики – содействие достижению национальных целей, – сообщил глава Минфина Антон Силуанов. – Все задачи, реализуемые в рамках национальных проектов, Послания президента, обеспечены в полном объеме финансированием». Среди поставленных президентом задач, напомним, снижение уровня бедности в два раза к 2030 году, обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и т.д.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что в проекте бюджета на 2022–2024 годы растут расходы на здравоохранение, образование и социальную поддержку, передает его слова официальный портал ГД. При этом, как говорил президент Владимир Путин, крупнейшая бюджетная статья – социальная политика.

Федеральный бюджет, как следует из пояснительной записки к проекту, направит на социальную политику за трехлетку почти 18,5 трлн руб., на национальную оборону – около 10,9 трлн руб., на национальную экономику – примерно 10,6 трлн руб., на нацбезопасность и правоохранительную деятельность – 8,7 трлн руб., на образование – около 3,8 трлн руб., на здравоохранение – около 3,7 трлн руб.

Одновременно с этим, как показал анализ «НГ» экспертных заключений на проект бюджета, большинство из них содержат критику подходов либо в целом к социальной сфере, либо к ее отдельным компонентам и фиксируют существенные противоречия.

Например, в экспертном заключении экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова сообщается: «До сих пор не преодолены проблемы нехватки внутреннего платежеспособного потребительского спроса по широкому спектру производимых в России товаров и услуг. Очевидно, что негативная динамика доходов населения в течение последнего десятилетия – главный сдерживающий фактор экономического подъема в настоящий момент, и из представленного законопроекта и сопутствующих документов совершенно неясно, каким образом бюджетно-налоговая политика будет участвовать в переломе данной тенденции в будущем (особенно с учетом повышенного инфляционного фона)».

Как отмечают эксперты МГУ, ссылаясь также на Бюджетный прогноз до 2036 года, интерес представляет «сокращение запланированных расходов Пенсионного фонда России (ПФР) с 7,8% ВВП в 2021 году до 5,9% ВВП в 2036-м».

Однако, по уточнению авторов этого заключения, в текстовой части Бюджетного прогноза не раскрываются причины сокращения расходов. На ситуацию с пенсионными расходами обратили внимание также авторы заключения от Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова. «В анализируемом бюджетном цикле в 2022 году наблюдается снижение размера трансферта (федерального бюджета. – «НГ») на обязательное пенсионное страхование (на 49,8%) в сравнении с его объемом, утвержденным федеральным законом № 385 (385-ФЗ; О федеральном бюджете на 2021–2023 годы. – «НГ»), что обусловило снижение доли межбюджетных трансфертов в совокупных доходах ПФР с 41% в 2021 году до 34% в 2024-м».

По мнению РЭУ, это может быть связано со снижением численности получателей пенсий в связи с повышением пенсионного возраста, а также ростом смертности пенсионеров от новой коронавирусной инфекции. «Однако ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в сопроводительных материалах к проекту бюджета ПФР нет никакого обоснования», – уточнили авторы заключения.

Представляется, что при определении объема бюджетных ассигнований по направлению пенсионной системы «не в полной мере учтено увеличение контингента получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению», обратили внимание авторы заключения от Финансового университета при правительстве. «Кроме того, повышение пенсионного возраста объяснялось необходимостью увеличения общего уровня пенсионного обеспечения при том же уровне финансирования. Вместе с тем даже в абсолютном выражении трансферт федерального бюджета бюджету ПФР снижается», – указали в Финансовом университете.

Как следует из законопроекта, несмотря на индексацию, страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров «будут последовательно снижаться по отношению к прожиточному минимуму пенсионера со 180% в 2022 году до 169% в 2024-м», уточнили в РЭУ. И это совершенно не соответствует задаче по обеспечению среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера, поставленной в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года, отметили эксперты.

«А размер социальной пенсии в 2023–2024 годах будет даже ниже прожиточного минимума пенсионера», – добавили авторы заключения Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Такая негативная динамика размеров пенсий «будет сдерживать рост реальных денежных доходов населения и ограничит возможности по снижению уровня бедности в два раза к 2030 году», предупредили в академии. «В связи с этим целесообразно возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и зарезервировать средства для проведения дополнительной индексации пенсий», – призывают в РАНХиГС.

Средства на индексацию пенсий работающих пенсионеров в проекте не предусмотрены. Но, по мнению участников общественной экспертизы, «такая индексация важна как с точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения соблюдения принципа равенства всех перед законом», уточняет в своем заключении Общественная палата (ОП). Вопрос требует обсуждения. Об этом же сказано и в заключении Торгово-промышленной палаты. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) в своем заключении настаивает, что конституционная гарантия индексации пенсий не подразумевает деления на какие-либо категории, а распространяется на всех пенсионеров.

Кроме того, ОП указывает, что «отмечается неоправданное уменьшение финансирования важнейших национальных проектов социального блока – здравоохранения и образования»: «Недостаточность финансирования оценивается участниками общественной экспертизы не только по плановым показателям, но и по результатам реализации проектов на местах».

«Несмотря на то что в номинальном выражении расходы из бюджетов бюджетной системы РФ на образование, культуру и здравоохранение растут, обращает на себя внимание отрицательная динамика показателей этих расходов по отношению к ВВП», – отмечается в заключении ФНПР.

В 2022-м в федеральном бюджете ряд социальных статей по сравнению с прогнозируемым показателем текущего года будет урезан даже в абсолютном выражении, обращают внимание авторы заключения от Института экономики РАН. Они привели примеры: расходы на медицину уменьшатся за указанный период почти на 117 млрд руб., на социальную политику – на 371 млрд руб., на национальную экономику – на 152 млрд руб. «Такое урезание на социальных статьях позволит «сэкономить» около 640 млрд рублей», – подсчитали в РАН результат для 2022 года.

В заключении Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) уточняется, что если провести расчеты в постоянных ценах, то «расходы федерального бюджета в целом в 2022 году сократятся по сравнению с 2021-м на 2,8%, при этом расходы на национальную безопасность вырастут на 13%, на охрану окружающей среды – на 21%, на образование – на 3,7%, на СМИ – на 0,6%, на обслуживание госдолга – на 16,6%». Одновременно с этим, по данным ВШЭ, «самые существенные сокращения намечены по здравоохранению и социальной политике – соответственно на 12% и 10% в реальном выражении».

Хотя в заключении ВШЭ указано, что при сокращении доли расходов на социальную политику в процентах ВВП в проект бюджета включен ряд новых расходов, ориентированных на сокращение бедности, продление продолжительности жизни, увеличение трудовых доходов в низкооплачиваемом сегменте экономики.

Наконец, как обратили внимание, например, в МГУ, «каждый седьмой рубль в бюджете (всего – 3,7 трлн руб., или практически на полтриллиона больше, чем в 2021-м) тратится по закрытым от налогоплательщика статьям». «Это беспрецедентное для мировой практики засекречивание расходов», – считают эксперты.

На некоторые дискуссионные вопросы в Минфине уже дали ответ. «Мы ресурсы, которые есть в бюджете, сейчас концентрируем в первую очередь на поддержке семей с детьми и решении вопросов бедности. Поэтому это для нас самый главный приоритет. Второй приоритет – поддержка неработающих пенсионеров, которые не имеют дохода», – пояснил в четверг Силуанов.

Анастасия Башкатова, заместитель заведующего отделом экономики “Независимой газеты”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question