Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Варвара Иванова: минфин ежегодно проводит в среднем 500 контрольных мероприятий

14.01.2023

YKTIMES.RU – Республика Саха (Якутия) в 2022 году отметила свой столетний юбилей. Наряду с этим, свой вековой юбилей отметил одно из старейших министерств – Министерство финансов Республики Саха (Якутия). Сегодня с уверенностью можно сказать, что Министерство финансов РС (Я) это уже состоявшийся высокопрофессиональный коллектив, способный ответственно и эффективно решать задачи любой сложности, сообщает пресс-служба министерства.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по итогам VI Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», проведенного в конце 2022 года среди всех субъектов Российской Федерации, награждено дипломом 3 степени.

Подробнее об этом нам расскажет заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Варвара Иванова.

– Варвара Петровна, поздравляем с победой, расскажите нам про конкурс, по каким критериям, показателям осуществлялась оценка?

– Конкурс проводится журналом «Финконтроль» совместно с Союзом развития государственных финансов под патронажем Министерства финансов Российской Федерации.

В состязании приняли участие органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля регионов и муниципалитетов.

Оценка деятельности осуществлена по итогам работы за 2021 год по следующим 4м направлениям:

• укомплектованность кадрами;

• системность и охват контрольными мероприятиями;

• результативность и эффективность деятельности;

• открытость и прозрачность деятельности организации и осуществления контроля.

Рассматривались многие показатели, такие как количество, качество и результативность проверок, объем проверенных средств, итоги реализации материалов контрольных мероприятий, производство по делам об административных правонарушениях, взаимодействие с другими органами, автоматизация деятельности по контролю, новации в работе, обобщение правоприменительной практики, нормотворческая деятельность, наличие предложений о необходимости совершенствования нормативных правовых актов в области внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, разъяснительная работа с объектами контроля и другие показатели.

Это вторая победа команды ревизоров Министерства финансов Республики Саха (Якутия). По итогам IV Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в 2020 году Министерство финансов Республики Саха (Якутия) заняло 1 место и было признано лучшим органом внутреннего государственного финансового контроля.

– Какие полномочия осуществляет Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по контролю?

– Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет следующие полномочия по контролю:

  • внутренний государственный финансовый контроль;
  • контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (процедурный контроль);
  • контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 № 44-ФЗ.

Проводятся плановые и внеплановые проверки, по процедурному контролю в сфере закупок – осуществляется согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); рассмотрение уведомления при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

– Объекты контроля органа внутреннего государственного финансового контроля и в сфере закупок…

– В соответствии со статьей 266.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
  • финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные трансферты;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;
  • хозяйственные товарищества и общества;
  • юридические лица, в том числе исполнители, поставщики, подрядчики
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • кредитные организации.

Объектами контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг являются закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществленные в соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг:

  • органами исполнительной власти;
  • государственными казенными и бюджетными учреждениями;
  • получателями субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

– Каким образом организована работа по определению объекта контроля? По каким направлениям будут проводиться контрольные мероприятия в 2023 году?

– В республике насчитывается более 11 тысяч объектов контроля, из них: более 400 государственных учреждений и органов государственной власти, 445 администраций муниципальных образований, более 2 тысяч муниципальных учреждений и более 8 тысяч юридических лиц – получателей субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Министерством ежегодно проводится в среднем 500 контрольных мероприятий. Ежегодно помимо объектов республиканского уровня, комплексными контрольными мероприятиями охватываются по 16 муниципальных районов.

Сплошной контроль всех объектов контроля невозможен, поэтому при планировании контрольных мероприятий Министерство финансов Республики Саха (Якутия) применяет риск-ориентированный подход, учитываются такие показатели, как:

  • объем финансирования,
  • давность проведения контрольных мероприятий,
  • установленные предыдущими проверками нарушения,
  • исполнение объектами контроля предписаний, представлений, направленных по итогам предыдущих контрольных мероприятий.

Приоритетной задачей Глава Республики Саха (Якутия) Николаев Айсен Сергеевич обозначил контроль за использованием расходов при реализации национальных проектов. Таким образом, особое внимание уделяется проверкам средств, выделяемых на реализацию национальных и федеральных проектов.

Также, приоритетными направлениями являются, в основном, такие значимые для социально-экономического развития республики сферы как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, строительство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Риск-ориентированный подход предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом, он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.

С планом контрольных мероприятий на 2023 год можно ознакомиться на официальном сайте Министерства. С планом проверок в сфере закупок можно ознакомиться еще в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru

Кроме того, министерство проводит внеплановые контрольные мероприятия на основании информации о нарушениях законодательства, поступающей от правоохранительных органов, иных органов, юридических лиц и граждан, по контролю в сфере закупок – поступление обращения о согласовании заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

– Какие вопросы рассматриваются при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях? В государственных учреждениях?

В муниципальных образованиях осуществляется проверка:

  • проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе при реализации национальных проектов (при наличии));
  • проверка соблюдения условий предоставления бюджетных кредитов;
  • проверка устранения нарушений, выявленных по результатам предыдущей проверки;
  • проверка соблюдения сроков предоставления годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета.

В государственных учреждениях в зависимости от типа организационно-правовой формы:

в казенных учреждениях:

  • осуществление расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном учете и отчетности,
  • соблюдение законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия).

в бюджетных учреждениях:

  • предоставление и (или) использование субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности,
  • соблюдение законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия);

в автономных учреждениях:

  • предоставление и (или) использование субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

– Основания для привлечения к административной ответственности юридических лиц, должностных лиц…

Стоит отметить, что в последние годы ужесточается административное производство в части расширения оснований для привлечения к административной ответственности.

На сегодня Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит около 100 оснований для привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Административная ответственность применяется, если действия виновных лиц не содержат уголовно наказуемого деяния. В случае уголовно наказуемого деяния материалы проверок передаются в правоохранительные органы и органы прокуратуры.

Наиболее часто встречающиеся административные правонарушения:

– нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). На него приходится 64 % всех вынесенных постановлений о назначении административных наказаний;

– нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ);

– нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

– невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

– несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

За нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ например по таким нарушениям как:

– выбор неверного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрен штраф статьей 7.29 КоАП РФ в размере от 30,0 до 50,0 тыс. руб.;

– не направление либо несвоевременное направление информации об исполнении контракта в реестр контрактов предусмотрен штраф статьей 7.31 КоАП РФ в размере 20,0 тыс. руб.;

– не направление либо несвоевременное направление уведомлений о заключении контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрен штраф статьей 19.7.2 КоАП РФ в размере 15,0 тыс. руб.;

– нарушение срока и порядка оплаты за товары (работы, услуги) по контрактам предусмотрен штраф в размере от 30,0 до 50,0 тыс. руб.

– невыполнение в срок предписания контрольного органа в сфере закупок предусмотрен штраф статьей 19.5 в размере 50,0 тыс. руб.

– Каким образом Республика участвует в нормотворчестве государственного финансового контроля?

С целью совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля при Министерстве финансов Российской Федерации действует Рабочая группа по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральным казначейством создан Совет органов внутреннего государственного финансового контроля, постоянными членами которых наряду с другими представителями субъектов Российской Федерации являются представители Министерства финансов Республики Саха (Якутия). В рамках деятельности Рабочей группы и Совета у нас налажено тесное взаимодействие с контрольными органами других субъектов, на постоянной основе осуществляется обмен опытом.

21 – 24 августа 2022 года в г. Якутске было проведено двадцать первое пленарное заседание Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля.

В заседании Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля присутствовали более 100 участников, в том числе 28 членов Рабочей группы из 17 субъектов Российской Федерации, представители экспертного сообщества журнала «Финконтроль», специалисты Министерства финансов Республики Саха (Якутия), а также в режиме видеоконференцсвязи 42 представителя органов муниципального финансового контроля органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

В рамках проведения заседания Рабочей группы состоялось обсуждение актуальных вопросов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, заслушали доклады представителей Министерства финансов РФ, Министерства финансов РС (Я), Ульяновской области, Счетной палаты РС (Я) и Управления Федерального казначейства по РС (Я).

– Какая работа должна быть проведена получателями бюджетных средств в целях предупреждения нарушений?

Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов в целом нужна, прежде всего, слаженная совместная работа всех участников бюджетного процесса.

Главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств должны проводить внутренний финансовый аудит в отношении себя и подведомственных им учреждений, как форму предупреждающего контроля. Главная задача внутреннего финансового аудита – работать на предупреждение нарушений, недостатков в работе, в том числе отчетности. Внутренний финансовый аудит должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, которые устанавливают определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита, полномочия участников бюджетного процесса по организации и проведению внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит может значительно помочь в эффективном и рациональном использовании финансовых ресурсов главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными им учреждениями, если проводить аудиторские мероприятия не для галочки.

Кроме того, исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) должен осуществляться на должном уровне ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия) в отношении подведомственных им заказчиков.

– Какие актуальные задачи стоят перед органами финансового контроля?

Цель деятельности контрольных органов выражается не в наказании, а в предупреждении, пресечении нарушений по использованию средств, эффективном расходовании бюджетных средств.

Главная цель контроля в сфере закупок заключается в обеспечении открытости, прозрачности, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективности осуществления закупок.

В целях недопущения нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок будет продолжена работа с министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований для дальнейшей работы с подведомственными учреждениями, будут проведены семинары с обзором типовых нарушений, направлены разъяснительные письма с обзором установленных нарушений.

Как обозначил Глава Республики Саха (Якутия) Николаев Айсен Сергеевич приоритетной задачей является контроль за использованием расходов при реализации национальных проектов.

К первоочередным задачам также следует отнести:

– координацию контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в Республике;

– усиление главными распорядителями бюджетных средств (распорядителями бюджетных средств) внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в рамках законодательства о контрактной системе.

В целях модернизации системы государственного финансового контроля необходимо перестраивать систему контроля. Будет создана прозрачная информационная система. Цифровая среда должна быть развита, вводится полностью электронный документооборот, нужно максимально уходить от взаимодействия с объектами контроля посредством бумажных носителей. Здесь следует обратиться к возможностям, заложенным в электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) по реализации процедур планирования, учета, отчетности, интеграции со смежными информационными системами, которые помогут переориентировать контроль на новый формат.

Необходимо на законодательном уровне закрепить новые форматы предварительного контроля, предупреждающего контроля, финансово-бюджетного руллинга.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question