Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Железная дорога не обеспечила г. Якутску круглогодичную транспортную доступность

8.05.2020

YKTIMES.RU – Железная дорога «Томмот-Якутск (Нижний Бестях)» не помогла связать крупнейший город Республики Саха (Якутия) с другими регионами России. Спустя 15 лет с начала реализации, Проект был завершен весной 2019 года, когда трассу ввели в постоянную эксплуатацию. Однако его основная цель – повысить транспортную доступность – выполнена не в полной мере, говорится в сообщении на сайте Счетной палаты РФ.

Такой вывод озвучил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов и рассказал о причинах неполного достижения цели.

«Изначально Проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Но в 2016 году от него отказались и даже исключили из ФЦП «Развитие транспортной системы». Это, – пояснил аудитор, – привело к тому, что цели Проекта не достигнуты: круглогодичной транспортной доступности нет».

Мост для региона – это еще и экономическая связь со всей страной. Круглогодичная переправа может подстегнуть развитие города Якутск как перспективного центра экономического роста и дать новый импульс в разработке месторождений полезных ископаемых. В его отсутствие железная дорога «Томмот-Нижний Бестях» не обеспечила решение этих задач, констатировал Валерий Богомолов.

Говоря о финансовой составляющей, он отметил, что Проект обошелся в 48,7 млрд рублей. Почти две трети из них (28 млрд рублей) предоставил федеральный бюджет, еще 16,7 млрд рублей – республиканский, остальное – средства внебюджетных источников. Итогом этих инвестиций стала однопутная железная дорога протяженностью 439 км с 5 станциями, 63 мостами и вокзалом. Также на пусковом комплексе построен 21 невостребованный объект.

«На всю излишнюю инфраструктуру затрачено около 1 млрд рублей федеральных средств. Кроме того, в составе незавершенного строительства числятся свыше 500 млн рублей, потраченных на разработку проектной документации на строительство мостового перехода и на выполнение работы по обеспечению подходов к мостовому переходу через реку Лена. Это свидетельствует о неэффективном использовании имущества и ресурсов, созданных в основном за счет средств федерального бюджета. Несмотря на ввод пускового комплекса в эксплуатацию, затраты на него до сих пор учитываются в составе незавершенного строительства», – констатировал Валерий Богомолов.

Что касается выхода на проектную мощность железнодорожной трассы, то на это понадобятся годы. «Объем перевезенных грузов по железнодорожной линии составил в 2019 году 757 тыс. тонн. При сохранении существующих темпов роста проектная мощность будет достигнута через 16 лет», – сообщил аудитор.

Также он указал на препятствие в государственной регистрации пускового комплекса. Участники Проекта (Росжелдор, Правительство Якутии и ОАО «РЖД») еще не определили способ выделения долей и распределения прав на имущество пускового комплекса.

На Коллегии присутствовал руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец. Он согласился с выводами контрольного ведомства и заверил Коллегию в том, что замечания будут устранены.

«Мы разработали план мероприятий. Совместно с «Якутскими железными дорогами» и Правительством Якутии определили, что сегодня находится в пусковом комплексе, подготовили проекты правоустанавливающих документов», – сообщил он.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question