Алмазная промышленность справляется с падением цен на 20%
YKTIMES.RU – Падение цен на алмазы заставило отрасль беспокоиться о будущем, пишет журнал “Fortune”.
Когда в конце прошлого месяца в офис De Beers в Ботсване прибыли крупнейшие мировые покупатели алмазов, они получили редкое предложение от принимающей стороны: возможность вообще ничего не покупать.
De Beers продает свои необработанные алмазы в рамках серии жестко спланированных продаж, где тщательно отобранные покупатели, как правило, должны получить все свои контрактные квоты по цене, установленной De Beers, в противном случае они столкнутся с потенциальными штрафами в будущем. Но в условиях, когда цены находятся в свободном падении по всему миру, некогда алмазная монополия была вынуждена допускать все большую и большую гибкость, наконец, полностью снимая ограничения.
Эти уступки являются последними в серии все более отчаянных шагов по всей отрасли, направленных на то, чтобы остановить падение цен на алмазы в этом году после того, как замедление потребительского спроса привело к тому, что покупатели застряли с растущими запасами. Главный конкурент De Beers, российская горнодобывающая компания ПАО «Алроса», уже отменила все свои продажи на два месяца, в то время как рынок в Индии — доминирующем центре резки и торговли — самостоятельно приостановил импорт.
На недавней распродаже De Beers ее покупатели, в основном из Индии и Антверпена, ухватились за необычную гибкость, купив неограненные драгоценные камни всего на 80 миллионов долларов. Обычно De Beers рассчитывала бы получить от $400 млн до $500 млн при такой продаже. За исключением первых дней пандемии, когда продажи были полностью остановлены, компания не продавала так мало драгоценных камней с тех пор, как начала публиковать результаты в 2016 году.
Скорость и серьезность обвала цен на алмазы застали многих врасплох.
Отрасль стала одним из главных победителей глобальной пандемии, поскольку застрявшие дома покупатели обратились к ювелирным изделиям с бриллиантами и другим предметам роскоши. Но по мере того, как экономики открывались, спрос быстро охлаждался, в результате чего многие в отрасли держали слишком много акций, которые они купили за слишком большие деньги.
То, что выглядело как затишье, быстро превратилось в падение. Экономика США, безусловно, самый важный рынок отрасли, пошатнулась под растущим инфляционным давлением, в то время как ключевой растущий рынок Китай пострадал от кризиса на рынке недвижимости, который подорвал доверие потребителей. Что еще хуже, повстанческая индустрия выращенных в лаборатории алмазов начала добиваться значительных успехов в нескольких ключевых сегментах.
Несмотря на то, что существует множество различных категорий бриллиантов, в целом цены на оптовые бриллианты упали примерно на 20% в этом году, вызвав более резкое падение цен на необработанные или неограненные камни, которые упали на целых 35%, причем самое резкое снижение произошло в конце лета и начале осени.
Реакцией отрасли стало почти беспрецедентное перекрытие поставок, что, наконец, похоже, сработало.
Цены на некоторых небольших тендерах и аукционах выросли на 5-10% за последнюю неделю, поскольку начинает возникать нехватка некоторых камней. В связи с тем, что индийские фабрики должны открыться в следующем месяце после длительного закрытия Дивали, теперь появилась уверенность в том, что худшее уже позади.
«Алмазная промышленность успешно приняла меры по стабилизации ситуации», – сказал Аниш Аггарвал, партнер консалтинговой фирмы Gemdax, специализирующейся на алмазах. «Теперь это создает окно для восстановления доверия».
Падение цен на алмазы совпало со слабостью в сегменте роскоши. LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton SE, титан роскоши с 75 брендами, начиная от Christian Dior и заканчивая Bulgari, разочаровал инвесторов в этом году, поскольку восстановление экономики Китая не впечатлило, а спрос со стороны потребителей в США охладился, а акции потеряли более 100 миллиардов долларов в стоимости с середины апреля. В пятницу владелец Cartier Richemont сообщил о неожиданном снижении прибыли, поскольку доходы от роскошных часов неожиданно упали, а потребители высокого класса сократили расходы.
Тем не менее, в алмазной отрасли есть специфические особенности, которые делают ее более уязвимой к замедлению потребительского спроса. De Beers продает свои драгоценные камни через 10 продаж каждый год, в которых покупатели, известные как сайтхолдеры, обычно должны принять цену и предлагаемое количество.
Когда цены растут, как это происходило в течение большей части последних двух лет, эти покупатели часто стимулируются спекулировать, делая ставку на то, что плата за убыточные камни сейчас окупится, если цены продолжат расти. Покупатели также вознаграждаются за совершение крупных покупок, получая более крупные участки в будущем, известные в отрасли как «покупка на позицию».
Эти механизмы часто приводят к спекулятивным пузырям, которые лопаются, когда потребительский спрос замедляется, а запасы бриллиантов накапливаются.
В ответ АЛРОСА вообще прекратила продажу алмазов на два месяца, а индийский алмазный сектор ввел приостановку импорта, которая продлится до середины декабря. De Beers разрешила своим клиентам отказаться от всех покупок, не оказав при этом никакого влияния на будущие ассигнования по двум последним продажам в этом году.
В то время как две доминирующие алмазодобывающие компании имеют долгую историю сокращения предложения или позволяют покупателям отказываться от некоторых товаров, когда спрос ослабевает, скорость и масштаб совместных действий крайне необычны за исключением крупного кризиса, такого как вспышка пандемии.
Несмотря на то, что цены перестали падать, а в некоторых районах снова выросли, многое будет зависеть от решающего праздничного сезона, который простирается от Дня благодарения до китайского Нового года, и от того, как крупные горнодобывающие компании, накопившие большие запасы непроданных драгоценных камней, вернут их на рынок.
Кроме того, в отрасли сохраняется неопределенность в отношении того, в какой степени замедление обусловлено макроэкономической слабостью, а в какой – более тревожным сдвигом в потребительском выборе. Выращенные в лаборатории бриллианты добились быстрого прогресса в некоторых ключевых сегментах рынка, в то время как в отрасли сохраняются опасения по поводу того, смотрят ли потребители поколения Z на бриллианты так же, как предыдущие поколения.
“Мы ожидаем, что на алмазных рынках будет некоторое циклическое восстановление”, – сказал Кристофер Лафемина, аналитик Jefferies. «Но мы считаем, что здесь также есть структурные проблемы, которые могут привести к более слабому, чем ожидалось, спросу в долгосрочной перспективе».
ТОМАС БИШЕВЕЛЬ.
Также вас может заинтересовать:
- Rapaport: обзор рынка АБК от 7 ноября 2023 года (8.12.2023)