Дальний Восток в глухом тупике имени Трутнева
YKTIMES.RU – Вице-премьер Юрий Трутнев, ответственный за развитие Дальнего Востока, провел на днях совещание, на котором сообщил, что подведомственный ему макрорегион развивается и даже лучше, чем все другие территории страны.
Тут тебе и триллионы инвестиций, и новые предприятия, и рабочие места, и дальневосточные кварталы, гектары и ипотеки.
Но факт остается фактом – переломить тенденцию опустения Дальнего Востока за почти 10 лет «развития» макрорегиона не удается. А 10 лет, согласитесь, не такой уж и малый срок. Численность населения Дальнего Востока: 2014 год – 8 277 000 человек, 2022 год – 8 091 244 человек. Коэффициент естественного прироста населения на 1000 человек населения: 2014 год – плюс 1,4, январь-октябрь 2022 год – минус 3,2.
Но вместо осознания, что на людей вся проводимая политика по развитию никак не действует, ее решили, как говорится, расширить и углубить. Так, возникла идея создания единой ТОР на Дальнем Востоке.
Об этой инициативе, кстати говоря, на совещании Юрий Трутнев ничего не сказал, хотя ранее заявлял, что в январе будет обсуждать ее с федеральными министрами. Но произошло другое – в январе Правительство РФ приняло решение об объединении трех ТОР в Амурской области в одну. Зачем это делается? Что это даст? Об этом в соответствующем документе Правительства РФ ничего не сказано. А захотели, как говорится, и все тут!
При этом почему-то российское правительство мало задумывается о том, насколько вообще эти режимы территорий опережающего развития реально влияют на развитие территорий. Притом, что Счетная палата РФ дважды (!) проверила это и выяснила, что, вкратце,
1) не обеспечена взаимосвязь целей функционирования преференциальных режимов со стратегическими целями развития Российской Федерации,
2) управляющие компании особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития являются стабильно убыточными,
3) объем выручки от основных видов деятельности управляющих компаний крайне незначителен,
4) проблемы на рынке труда не решены и так далее.
И самое главное – преференциальные режимы, применяемые в стране, в том числе и ТОСЭРы, особого влияния на развитие территорий не оказывают.
И, к примеру, ТОР «Якутия» лишний раз подтверждает это.
Так, Счетная палата Якутии проверила эффективность использования бюджетных средств по созданию инфраструктуры для ТОР «Якутия» и выяснила, что всего за период с 2019 по 2022 год предусмотрено 334 млн, из них израсходовано всего 233 млн. Выявлено 10 фактов нарушений. Общий заявленный объем инвестиций резидентами ТОР – 14 265 млн рублей, а вложили – 5 752 млн рублей. Создали 2 100 рабочих мест – всего 30 процентов от плана. Налогов заплатили 28, 6 млн рублей, а выпадающие доходы бюджетов из-за этой ТОР составили – 144 млн рублей.
И это всего лишь одна маленькая якутская ТОР.
Так что создаваемые так называемые условия для развития Дальнего Востока – это, увы, на сегодня не работающие меры. Но этого упорно не хотят замечать. Вот же о чем надо говорить и менять наконец стратегию госполитики на Дальнем Востоке, а не победно отчитываться непонятно о чем!
Маргарита Нифонтова.
Также вас может заинтересовать:
- Уровень жизни в якутян снижается все быстрее (25.03.2023)
- Арктику и Дальний Восток китайцам под раздачу? (24.03.2023)