Сегодня: 27.07.21 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Денег на субсидирование авиабилетов до Москвы и Санкт-Петербурга нет

30.03.2021

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 30 марта в режиме видеоконференцсвязи состоялся круглый стол на тему «О мерах государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок», сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Мероприятие провел председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев.

Парламентарий в своем вступительном слове подчеркнул, что развитие региональных и местных авиаперевозок имеет стратегическое значение.

Председатель профильного комитета задал ряд вопросов гендиректору АК «Якутия» Владимиру Горбунову по механизму создания единой Дальневосточной авиакомпании, субсидировании компании из республиканского бюджета, текущем финансовом состоянии якутской авиакомпании.

Основным докладчиком выступила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Ольга Рафаилова.

Она проинформировала, что в целях обеспечения транспортной доступности для населения РС (Я) реализуются 4 программы субсидирования пассажирских авиаперевозок, 2 из федерального бюджета, по магистральным и межрегиональным направлениям и 2 из государственного бюджета РС (Я) по межулусным от районных центров Арктической зоны до узлового аэропорта Якутск и внутрирайонным направлениям.

Замминистра напомнила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.03.18 №215 осуществляются магистральные перевозки с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.

Программа действует круглогодично для граждан РФ – в возрасте до 23 лет, женщин в возрасте свыше 55 лет, мужчин в возрасте свыше 60 лет, инвалидов 1 группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалиды с детства II и III группы, многодетных родителей, а также с 2021 года для жителей Дальнего Востока.

По представленной информации, по данной программе фактически за 2020 год региональными авиаперевозчиками «Якутия» и «АЛРОСА» перевезено 97,9 тыс. пассажиров на сумму 813,8 млн рублей, в т.ч. из РС(Я) 92,7 тыс. пассажиров на сумму субсидии 793,2 млн рублей.

На 2021 год авиакомпаниями «Якутия», «АЛРОСА» заключены соглашения на сумму 1 млрд 137,6 млн рублей в т.ч. АК «Якутия» на сумму 688 млн рублей, с АК «АЛРОСА» на сумму 449,6 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ № 84 предусмотрено расширение субсидируемой программы для граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства на территории субъекта РФ, входящего в состав ДФО. Согласно приложению 5 настоящего постановления определен перечень субсидируемых маршрутов в количестве 21 маршрута с объемом финансирования в размере 5 млрд рублей.

В 2021 году по результатам проведенного Росавиацией отбора авиаперевозчиков без ограничения по возрасту субсидированные перелеты в города Дальнего Востока осуществляют шесть российских авиакомпаний по 11 из 21 маршрута – «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair, «Якутия» и «Алроса». Региональные авиакомпании «Якутия» и «Алроса» – из Москвы в Нерюнгри, Полярный и в Мирный. Из дополнительных 5 млрд рублей на республику выделено 396 млн рублей (из заявленной субсидии на сумму 753,3 млн рублей), заключены соглашения, в том числе с АК «Якутия» на сумму 81,1 млн рублей, АК «АЛРОСА» на сумму 314,9 млн рублей.

По причине нехватки бюджетных лимитов региональные авиакомпании «Якутия», «Алроса» не получили квоту по наиболее востребованным населением маршрутам из Москвы в Якутск и Санкт-Петербург, а также из Мирного в Санкт-Петербург. Ежегодно по указанным маршрутам осуществляется перевозки более 370 тыс. пассажиров, что составляет 39% от общего пассажиропотока (947 тыс. пасс.). Расчетный размер требуемой субсидии по указанным маршрутам составляет 233,2 млн рублей. (АК Якутия» – 200,1 млн руб., АК «Алроса» – 33,0 млн руб.).

Ольга Рафаилова подчеркнула, что Правительством РС (Я) по вопросу перераспределения направлены письма в федеральные органы исполнительной власти субсидии на маршруты Якутск-Москва, Якутск-Санкт-Петербург, Мирный-Санкт-Петербург.

По межрегиональным перевозкам докладчик сообщила, что фактически за 2020 год региональными авиаперевозчиками «Якутия» и «АЛРОСА» перевезено 6,3 тыс. пассажиров на сумму 100,8 млн рублей, в т.ч. из РС(Я) 3,7 тыс. пассажиров на сумму субсидии 67,4 млн рублей.

На 2021 год региональными авиакомпаниями «Якутия» и «АЛРОСА» заключены соглашения по 7 маршрутам на сумму 313,9 млн рублей, в т.ч. АК «Якутия» 289,2 млн рублей, АК «АЛРОСА» 24,7 млн рублей.

Замминистра проинформировала, что межулусным перевозкам по итогам 2020 года перевезено 4,5 тыс. пассажиров, освоена субсидия в размере 54 млн рублей.

Она напомнила, что программа субсидирования авиаперевозок пассажиров по льготным тарифам от населенных пунктов Арктической зоны РС (Я) до узлового аэропорта Якутск и в обратном направлении осуществляется по специальным тарифам. Авиаперевозки выполняются в период с 01 апреля по 31 октября и предусмотрены для граждан РФ в возрасте до 23 лет (включительно) и старше 55 лет. Квота субсидируемых мест составляет от 2-х до 3-х в одну сторону полета, на каждый регулярный рейс. Скидка на спецтарифы составляет 50% от экономических авиатарифов.

В среднем за последние 5 лет перевозится по специальным тарифам 34,7 тыс. пассажиров в год (12,6% от общего объема авиаперевозок на местных линиях), что обеспечивает мобильность на минимальном уровне. Уровень авиационной подвижности (на местных направлениях) на воздушном транспорте в республике в 4 раза ниже, чем по России.

По ее словам, на 2021 год предусмотрена субсидия в размере 54 млн рублей на перевозку 4,6 тыс. пассажиров.

Замминистра отметила, что реализация программы субсидирования авиаперевозок внутри республики ввиду ограниченности средств республиканского бюджета невозможна в полном объеме без участия федерального бюджета.

В настоящее время, в соответствии с пунктом 4 поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 01.08.2019г. №ДМ-П16-45пр Минтрансом России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширения маршрутной сети местных воздушных перевозок».

Реализация проекта позволит обеспечить доступность перевозок воздушным транспортом населению без возрастных ограничений и сформировать устойчивый пассажиропоток до узловых аэропортов.

Правительством Республики Саха (Якутия) неоднократно ставился вопрос о необходимости софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при обеспечении доступности местных воздушных перевозок населению и расширения сети местных воздушных линий.

При условии субсидирования половины стоимости авиабилета, объем государственной поддержки по 35 маршрутам из аэропортов Якутск, Мирный, Полярный составит 2 млрд 721,4 млн рублей, с расчетным пассажиропотоком 255,7 тыс. человек в год.

Ольга Рафаилова отметила, что механизм субсидирования внутрирайонных авиаперевозок реализуется с 2002 года и позволяет снижать авиационные тарифы для всего населения без возрастных ограничений. Количество социально значимых маршрутов увеличено с 57 в 2002 году до 210 в 2020 году.

В настоящее время пассажирские перевозки выполняются в 23 районах республики (в т.ч. в 13 арктических и северных).

По информации министерства, по итогам 2020 года по социально значимым маршрутам РС(Я) выполнен 801 рейс на сумму субсидии 268,3 млн рублей. На 2021 год предусмотрена субсидия в размере 268,3 млн рублей на выполнение 788,5 рейсов в 23 районах.

Свои предложения озвучил председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

В своем выступлении он отметил необходимость внесения изменений в приказ МТ РФ №241 от 17.07.12 г. по распространению действия понижающего коэффициента 0,25% на все виды аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов с максимальной взлетной массой до 5,7 тонн.

Выступающий подчеркнул, что аэропортовые сборы и тарифы занимают значительную часть в расходах авиакомпаний Якутии, а в авиакомпаниях малой авиации они составляют до 30% себестоимости их услуг.

Иван Лукин подчеркнул, что для полноценного обеспечения транспортной доступности 629 насе-ленных пунктов РС(Я) необходимо появление других авиаперевозчиков, имеющих в своем парке легкие воздушные суда с максимальной взлетной массой до 5,7 тонн (до класса Ан 2).

Он предложил 3 варианта решения проблемы приобретения или обновления воздушных судов малой авиации республики: изменение вида лизинговых продуктов Акционерного общества «Республиканская лизинговая компания» с лизинга оборудования на лизинг легких воздушных судов, открыть льготную кредитную линию в «Алмазэргиэнбанке» для авиакомпаний малой авиации для приобретения или обновления легких воздушных судов, рассмотреть вопрос создания новой специализированной авиационной лизинговой компании «Сахааэролизинг».

Для снижения расходов на авиаГСМ Иван Лукин отметил необходимость возвращения к схеме централизованной закупки и доставки авиаГСМ в аэропорты республики акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» в качестве единого оператора.

По его словам, данная схема позволит сэкономить на цене авиатоплива вследствие оптовой закупки большого объема топлива единым оператором, чем мелкопартионная закупка отдельными авиакомпаниями, также даст значительную экономию по доставке этих объемов, вследствие их перевозки крупнотоннажными речными судами.

Депутат Госдумы РФ Федот Тумусов рассказал о работе, проводимой депутатами Госдумы РФ по вопросам госрегулирования и финансово-экономическим условиям деятельности малой авиации.

Он сообщил, что 10 февраля был проведен круглый стол по проблемам малой авиации, где присутствовало руководством Минтранспорта РФ. По его словам, по итогам круглого стола была отмечена избыточность государственного регулирования в сфере малой авиации. Федот Тумусов проинформировал, что на сегодняшний день ведется работа по изменению Федеральных авиационных правил.

Депутат сообщил, что будут сокращаться сроки подготовки и обучения пилотов малой авиации до 1-1,5 лет. Он отметил, что данное решение сможет поспособствовать снижению дефицита кадров в малой авиации.

Федот Тумусов отметил высокую стоимость авиабилетов и грузоперевозок в сфере малой авиации. По его словам, по данной проблеме рассматривается ряд вариантов решений, в том числе вопрос сокращения аэропортовых сборов, внесения налоговых льгот, субсидирование.

Он подчеркнул необходимость поддержки профессионалов в формулировке проблем и постановке задач для решения вопросов, стоящих перед малой авиацией. Депутат выразил готовность совместно работать для развития региональных и местных авиаперевозок.

Гендиректор АК «Якутия» Владимир Горбунов сообщил, что в связи с закрытием авиапорта города Нерюнгри с июля по октябрь будет рассматриваться вопрос перераспределения части средств в размере 60 млн рублей, выделенных на субсидирование маршрута «Нерюнгри – Москва», на маршруты «Якутск – Москва», «Якутск – Санкт-Петербург».

Виктор Губарев задал вопрос о сегодняшней ситуации с авиаплощадками в районах республики, а также о планах по закупке новых воздушных судов в республике.

В ходе круглого стола также выступили гендиректор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Волков, заместитель гендиректора «Аэропорта Якутска» Константин Сергеев.

Завершая мероприятие, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев резюмировал, что финансовая нагрузка на авиакомпании, осуществляющие региональные и местные перевозки, в настоящее время может быть снижена в первую очередь за счет государственной поддержки данного вида перевозок.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question