Машиностроители сокращают рабочую неделю из-за падения объемов производства
YKTIMES.RU – В России широкий резонанс вызвало предложение о введении шестидневной рабочей недели, с которым выступила некая организация “бизнес-патриотизма” “Аванти”, пишет telegram-канал “МЭФ. Экономика для людей“. Там считают, что именно так стране удастся достичь технологического прорыва. Однако ряд предприятий реального сектора в это время задумываются о четырехдневке, и не ради красивого эксперимента, о котором когда-то мечтал Дмитрий Медведев, а вынужденно, из-за падения объемов производства. Козырять словом “патриотизм” сейчас модно, но как только доходит до дела, так часто у властей патриотизм и рядом не стоял, особенно если речь идет про экономику и конкурентное положение отечественного производителя.
Сельхозмашиностроение — высокотехнологичная и динамично развивавшаяся в последние годы отрасль, испытывает серьезные проблемы на фоне постоянного продления “зерновой сделки”. По итогам 2022 года, при рекордном урожае, в стране было произведено на 23% меньше комбайнов и на 1% меньше тракторов, чем годом ранее, а за первые два месяца 2023-го производство начало падать уже в денежном выражении — на 11%. Заводы по производству сельхозтехники зависят от аграриев, а они столкнулись со снижением доходов из-за низких цен на сельхозпродукцию, экспортных пошлин и роста затрат на семена, удобрения, перевозки.
Алексей Барбалат, гендиректор АО “Ногинский завод топливной аппаратуры” и член ассоциации “Росспецмаш”, отмечает:
“Ситуация очень сложная. Мы вынуждены были 1-15 мая отправить рабочих в отпуск и думаем, что делать дальше. В июле-августе будет корпоративный отпуск, но все равно прогнозируемые объемы производства не позволят обеспечить полную загрузку, поэтому, возможно, придется [в июне] переходить на четырехдневку”. На предприятии работают 450 человек, в вынужденный отпуск в мае ушли 350 сотрудников — все те, кто заняты в производстве.
Критическая ситуация сложилась почти по всей отрасли, и если раньше сельхозмашиностроение было в числе передовых, то сегодня выхода из застоя не видно. Главных причин можно выделить две.
1️. Ситуация с зерном. В прошлом году для России оказался заблокирован экспорт 50 млн т зерна, невостребованных на внутреннем рынке, из общего рекордного урожая в 150 млн. Условиями “зерновой сделки” с нашей стороны значилась разблокировка экспорта, но “партнеры” каждый раз нас обманывали. Государство могло бы помочь в решении проблемы закупками в интервенционный фонд, но эти объемы составили лишь символические 3 млн т, которые на рынок никак не повлияли. Так что красивые рапорты об урожаях сейчас лакируют огромную проблему с дешевым зерном, которое не позволяет предприятиям АПК не то что обновляться и развиваться, а даже прокормить себя (и хлеб на прилавках для граждан от этого тоже не дешевеет). Поэтому страдают все смежные заводы “по цепочке”.
2️. Еще один фактор — наша дружба с Китаем, которая перерастает во вседозволенность работы китайских продавцов техники и комплектующих на российском рынке. К нам хлынул поток не просто дешевой китайской продукции, но продукции очень низкого качества. А конкурировать с Китаем российские предприятия не могут, потому что у КНР есть эффект масштаба производства, который позволяет буквально “укатывать” наши компании.
Поэтому пора понять, что бизнес-патриотизм — это в первую очередь протекционизм, а не прокукарекать про шестидневку, и там хоть не рассветай. Без протекционизма не будет ни реальной загрузки предприятий, ни технологического суверенитета, о чем столько разговоров. Уже сейчас плачевные последствия видны для многих заводов целой отрасли сельхозмашиностроения и занятых на них рабочих, более того, сводится на нет вся господдержка, которая имела место в предыдущие периоды, говорит Алексей Барбалат. Программы поддержки прописывали обязательства по объемам выпуска и реализации продукции, для выполнения этих обязательств нужен рынок, а он тает, несмотря на рекордные урожаи и расцветающий лишь на словах, а не на деле, экономический патриотизм.
Также вас может заинтересовать:
- В России поднимут цены за коммуналку на 9,8% (23.09.2023)