Сегодня: 22.02.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Минфин РФ: санкции на алмазы приведут к замещению природных камней синтетикой

15.11.2023

YKTIMES.RU – На сайте Минфина РФ опубликован комментарий заместителя министра финансов Алексея Моисеева по итогам пленарной сессии Кимберлийского процесса 2023 и санкционным инициативам G7 и ЕС.

***
Впервые за всю историю Кимберлийского процесса (КП) страны-участники не смогли согласовать финальное коммюнике по итогам зимбабвийского председательства в 2023 года. Это беспрецедентное событие было спровоцировано западными странами, до последнего пытавшимися включить в проект коммюнике украинский сюжет.

Мы неоднократно предупреждали оппонентов о недопустимости политизации КП и размывания его мандата, очерченного существующими правилами и процедурами. Призыв России к прекращению нападок на отечественную алмазодобычу и попыток ввести необоснованные ограничения на торговлю российскими алмазами был поддержан большинством алмазодобывающих стран Африки. Ни один участник вне западного блока не высказался в поддержку агрессивной риторики Запада, более того, многие выступили за немедленное прекращение попыток политизировать форум и против сознательного подрыва оголтелым меньшинством устоев работы КП в ущерб содержательным вопросам повестки председательства дружественной нам Зимбабве.

А таких вопросов было немало, это и запуск работы постоянно действующего секретариата КП в Ботсване, это и обсуждение практических шагов по имплементации принятой в период российского председательства «Декларации о поддержке принципов ответственных цепочек поставок алмазов в качестве наилучших практик («Рамочные принципы 7»)», это и снятие эмбарго, наложенного на экспорт алмазов из ЦАР, это и избрание Беларуси вице-председателем КП на 2024 г., и многие другие практические и организационные вопросы, важные для обеспечения устойчивого развития мировой алмазной отрасли и ее регулирования.

К сожалению, для мировой алмазной отрасли, страны Запада не нашли в себе мужества прислушаться к голосу разума и сорвали принятие финального коммюнике, как мы и предупреждали в нашем письме в адрес всех участников КП. Это лишь доказывает наши опасения о том, что западные страны стремятся размыть сферу компетенции КП, исказить ее соответствующие цели и задачи, а также подогнать существующие правила и процедуры под свои односторонние интересы за счет других. Это напрямую угрожает подлинной работе КП, осуществляемой на благо государств-участников, местных сообществ и всей алмазной отрасли.

Дискредитация КП является составной частью продвижения Западом своих односторонних санкционных инициатив против российского сегмента отрасли, явно призванных ограничить рыночную конкуренцию. Дискриминационные меры G7 нуждаются, с их точки зрения, в легимизации через принижение успехов и последовательный подрыв работы КП как единственного универсального механизма контроля за международной торговлей алмазами. Внедрение инициативы G7, по сути, является формированием структуры, параллельной КП и неподконтрольной алмазодобывающим странам, которая должна заменить однозначные и равные для всех параметры регулирования алмазной отрасли своим собственным ограничительным механизмом, основанным на предвзятом политическом подходе.

Односторонние нерыночные и политически мотивированные действия способны только нанести существенной ущерб отрасли во всем мире. Как мы всегда отмечали, введение ограничительных мер в отношении крупнейшего мирового поставщика неизбежно приведет к масштабным искажениям рынка, которые сильнее всего ударят по наиболее уязвимым.

Для многих стран и местных сообществ достижения, достигнутые благодаря КП, будут перечеркнуты. Беспрецедентно агрессивное вмешательство будет означать распространение жестких практик «дикого капитализма» с непредсказуемыми последствиями. Западные страны играют с ящиком Пандоры – им это дается легко, поскольку на карту поставлено процветание и благополучие стран глобального Юга. Это было четко заявлено многими нашими коллегами-производителями алмазов из африканских стран в ходе дебатов на Пленарном заседании. Для них, как и для нас, очевидно, что преднамеренное искажение мирового алмазного рынка и последовательный подрыв КП в сочетании с развитием ограничивающих рынок геополитических практик и их экономическими последствиями могут повлечь за собой рост социальных волнений и мятежей в определенных регионах, принося страдания местным сообществам в развивающихся странах, добывающих и гранящих алмазы.

Как я уже отметил, такие шаги нацелены на легитимизацию политических целей G7 через создание экономически необоснованных, искусственных барьеров для торговли алмазами. Подобные попытки страны Запада предпринимают не впервые. Мировой рынок в свое время уже сталкивался с попытками ограничить развитие алмазных отраслей в ряде стран Африки – Анголе, Зимбабве, ДР Конго, ЦАР.

Однако сейчас мы видим поставленную цель на создание устойчивого санкционного механизма, условного картельного КП-2 (инцициатива стран G7 и ЕС по введению прямого запрета на импорт российских необработанных алмазов на рынки этих стран за счет внедрения механизма сертификации всех партий алмазов через AWDC или GIA), по закрытию рынков потребления ЮБИ (ювелирно-бриллиантовые изделия) для политически неугодных стран и компаний.

Искусственное же ограничение предложения алмазов на мировых рынках в масштабах российского производства не может быть компенсировано из других источников ввиду их отсутствия. В результате возможный краткосрочный ажиотажный спрос на алмазы оставшихся производителей смениться резким снижением предложения и обвалом стоимости алмазов, ускоренным замещением природных камней более доступной по цене синтетикой, которая, кстати, может производиться в неограниченных объемах. Это явно спровоцирует политику ценовой конкуренции на выживание и, как следствие, откровенно уязвимое положение всех участников рынка природных камней. Ответственные участники отрасли от добычи до огранки и производства ювелирных украшений в очень короткое время рискуют потерять свой бизнес, а алмазодобывающие страны Африки – жизненно важную для социально-экономического развития целых регионов отрасль, обеспечивающую благополучие местных сообществ в регионах добычи.

Российская Федерация приложит все усилия, чтобы смягчить разрушительное воздействие необдуманных действий Запада. Мы, как ведущая алмазодобывающая страна в мире, прекрасно понимаем, что если попытки западных стран фактически уничтожить КП увенчаются успехом, то алмазное сообщество безвозвратно потеряет тот уникальный многосторонний механизм регулирования, к которому оно привыкло и который справедливо ценит, пытаясь развивать и совершенствовать. Мы продолжим объединять с усилия с дружественными участниками процесса по поддержанию эффективной деятельности КП в интересах наших государств и регионов алмазодобычи, а также всего алмазного рынка – алмазодобытчиков, огранщиков, торговцев и потребителей, которые ценят драгоценные камни, соответствующие самым высоким отраслевым стандартам.

До конца года мы, безусловно, постараемся найти способ утвердить решения, одобренные участниками КП консенсусом в ходе Пленарной встречи в Зимбабве, в целях обеспечения эффективного функционирования КП и сохранения достижений Председателя в 2023 г. Также рассчитываем на взвешенную позицию вступающих в права Председателя в 2024 г. ОАЭ, уверены, что при поддержке абсолютного большинства алмазодобывающих стран России и Африки Дубай, как ведущий центр мировой алмазной торговли, сможет вернуть КП в формат работы в интересах отрасли и решения практических задач, стоящих перед форумом; обеспечит решение организационных вопросов развития структуры функционирования КП, в том числе запуск работы Секретариата КП и избрание Председателя КП на 2025 г. Более того, в рамках выполнения наших обязательств в рамках Схемы сертификации КП готовимся к проведению обзорного визита КП в Россию в следующем году.

Справочно:

Кимберлийский процесс — постоянно действующая межгосударственная конференция, нацеленная на исключение так называемых «конфликтных алмазов» из каналов международной торговли. Такие алмазы добываются нелегально, а полученные средства используются мятежными движениями или их союзниками для финансирования конфликтов с целью подорвать законные правительства.

Кимберлийский процесс был создан в 2000 году и назван по имени города Кимберли в Южной Африке, где прошла первая международная конференция по борьбе с конфликтными алмазами.

Инициатива получила поддержку ООН и мандат ВТО.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question