Сегодня: 03.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Новогодний стол для россиян в 2023 году подорожает минимум на 7%

5.12.2023

YKTIMES.RU – Forbes совместно с консалтинговой компанией Petrova Five Consulting подсчитал, как в этом году изменится стоимость новогоднего фуршета для россиян. Как оказалось, усредненный набор из традиционных закусок для семьи из четырех человек обойдется минимум на 6,7% дороже, чем накануне предыдущего Нового года, пишет Forbes. Как и какие именно продукты подорожали?

Для того чтобы определить, как подорожает новогодний стол в 2023 году, Forbes с помощью консалтинговой компании Petrova Five Consulting составил усредненное меню для семьи из четырех человек, состоящее из закусок, сладостей и алкоголя. Все чаще россияне при праздновании Нового года отдают предпочтение не исторически любимым салатам с так называемым банкетным меню, а переходят к фуршетному варианту, отмечает генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова. Вкусы и представления о том, какие именно продукты идеально подходят для новогоднего стола, сильно отличаются, однако для читателей мы выбрали самые популярные из них.

По оценке Petrova Five Consulting, основанной на данных Росстата и собственном мониторинге розничных сетей, легкий фуршет, состоящий из овощной, мясной и рыбной нарезки, деликатесной сырной тарелки, фруктов, сладостей и алкогольных напитков, обойдется семье из четырех человек в 4355 рублей, что на 6,7% дороже прошлогоднего показателя. При этом мы сравнивали цены декабря 2022 года с ценами на конец октября 2023-го — более свежих данных нет. А значит, декабрьский фуршет обойдется еще дороже. Недавно Банк России сообщил, что по итогам 2023 года инфляция в России, скорее всего, приблизится к верней границе диапазона 7-7,5%.

Алкогольные напитки в структуре затрат на новогодний стол являются самой весомой категорией и занимают почти 30%, если рассчитывать на бутылку шампанского, бутылку вина, 250 гр водки и 250 гр коньяка. Цены на шампанское за год выросли на 7,3%, на вино — на 3,9%.

Рыбная нарезка заняла 20% в общей структуре затрат при подготовке новогоднего фуршета. Цены на нее к концу октября выросли скромнее всего — всего на 1,6%. Следом идет сырная тарелка (моцарелла, тильзитер, пармезан, маасдам, сыры с белой и голубой плесенью, а также виноград и немного меда), на долю которой приходится 17% от общей стоимости новогоднего стола. Цены именно на сыры увеличились в среднем на 3,4%. Колбасы и мясные деликатесы подорожали в среднем на 4,6% (в составе мясной нарезки мы учитывали сырокопченую и варено-копченую колбасы, вареный язык, ветчину и грудинку).

Самый существенный рост цен пришелся на фрукты — всего 45%. Больше всего подорожали цитрусовые (мандарины и апельсины) — всего на 60%, следом идут бананы (рост на 40%) и виноград (30%). «Зато овощная нарезка стала более доступной для россиян за счет снижения розничных цен на огурцы на 38,6%. Хотя стоимость помидоров и зелени возросла на 18% и 11% соответственно», — добавляет Петрова.

В расчетах не учитывались салаты и горячие блюда. Но, как подсчитали в Petrova Five Consulting, четыре порции салата оливье увеличат стоимость фуршета на 628 рублей (рост на 5,7% к декабрю 2022-го). Сельдь под шубой обойдется в 314 рублей (рост на 3,1% к прошлому году), а запеченная курица с картофелем в качестве гарнира — в 364 рубля, ее стоимость с прошлого декабря выросла сразу на 25,6%.

Инфляция и скидки

Объем потребительских затрат в преддверии Нового года невероятно возрастает, говорит директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов. В прошлом декабре без учета алкоголя, фруктов и овощей россияне потратили на продукты питания на 24% больше, чем в ноябре 2022 года. По оценкам компании «INFOLine-Аналитика», набор продуктов для новогоднего стола в этом году к началу декабря уже подорожал в среднем на 5-15%.

«Мы видим, что наибольшему росту цен сейчас подвержены биржевые товары (commodities), в которые заложена небольшая маржа. Учитывая разрыв производственных цепочек, трудности с привлечением персонала, увеличение различных платежей, удорожание этих товаров неминуемо», — комментирует генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Иван Федяков.

Например, на курицу, макароны наблюдается увеличение стоимости на 10-15%. На картофель, свинину, муку рост меньше, но тоже достаточно весомый — до 10%. Для тех, у кого именно эти товары являются основными в продуктовой корзине, ощущение повышения цен будет выражено сильнее.

А те, у кого есть возможность покупать более дорогостоящее мясо (например, говядину вместо свинины), больше использовать фруктов и овощей, не так сильно почувствуют рост цен — на уровне 10%, полагает Федяков.

«Производители и поставщики прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию, многие опасаются заводить на рынок дорогостоящие продукты. Мы отслеживаем запуск новинок, которые представляют российские производители, и даже у новинок цены ниже, чем у тех товаров, что уже представлены на полках», — делится эксперт.

Производители все больше и больше фокусируются на выпуске продуктов экономкласса, это во многом сдерживает рост цен, потому что используется другой формат упаковки, более простая рецептура, альтернативные каналы поставок.

Ретейлу, кстати, вообще не всегда удается заработать на праздничном ажиотаже, говорит Ардалионов:

«Розничной торговле, казалось бы, грех не воспользоваться возможностью и, подняв цены, получить солидный объем дополнительной маржи. Но глобально этого не происходит. В прошлом году, даже если такие попытки и были, они разбились об умение наших соотечественников находить в магазине акционные ценники и грамотно пользоваться дискаунтерами».

В ближайшее время инфляция будет ускоряться, считает Иван Федяков, это характерно для российского рынка в осенний период. Хотя рисовать фатальную картину пока рано, успокаивает он:

«В прошлом году и так был очень высокий рост цен — на продукты питания он составил 15%. Если мы увидим, что к концу этого года рост составит сопоставимые величины, это будет означать, что за 2,5 года продукты подорожали примерно на треть. Это существенно больше, чем индексация заработных плат и пенсий».

При таком раскладе население будет просто не в состоянии оплачивать такой динамичный рост и сократит объемы потребления — это понимают и производители, и ретейлеры, поэтому, по словам Федякова, они стараются выходить на рынок с вполне доступными предложениями, чтобы не снижать объемы производства и продаж.

Алена Белая.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question