Сегодня: 24.09.20 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Счетная Палата РФ рекомендует строить совмещенный мост через Лену

8.05.2020

YKTIMES.RU – До настоящего времени на федеральном и региональном уровнях не скоординированы мероприятия, направленные на круглогодичную транспортную доступность Республики Саха (Якутия), говорится в отчете Счетной Палаты РФ.

Так, федеральными органами исполнительной власти рассматривается вопрос о возможности строительства автомобильного моста через р. Лену. Согласно протоколу Правительственной комиссии по транспорту21 проект «Строительство мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска» включен в перечень мероприятий развития и жизнеобеспечения, поддержанных к включению в федеральные проекты Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в случае определения дополнительных источников финансирования. Планируемый объем финансирования определен в размере 72 895,6 млн рублей, том числе за счет федерального бюджета – 47 824,1 млн рублей, или 65,6 %.

При этом схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения предусматривается строительство совмещенного (автомобильно-железнодорожного) мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска.

В феврале 2020 года Правительством Республики Саха (Якутия) заключено концессионное соглашение по строительству автомобильного моста через р. Лену, предусматривающее финансирование концедентом части расходов в сумме 54 296,7 млн рублей.

При этом в федеральном бюджете на 2020–2022 годы расходы на софинансирование указанного мероприятия не предусмотрены.

Кроме того, за счет средств инвесторов (ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (далее – АО «АК «ЖДЯ»), основным акционером которых является Правительство Республики Саха (Якутия) (доля участия в уставном капитале – 51 % и 50 % соответственно), реализуются проекты по развитию инфраструктуры речного терминала на правом берегу р. Лены в районе станции Нижний Бестях и строительству железнодорожных подходов к нему, направленные в том числе на обеспечение транспортной связи с г. Якутском.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о наличии рисков необеспечения прогнозных показателей функционирования (загруженности) проектов транспортной инфраструктуры, что, как следствие, приведет к излишнему расходованию средств бюджетной системы Российской Федерации на достижение установленных результатов.

Учитывая изложенное, требуется выработка единой скоординированной позиции Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по определению механизма обеспечения круглогодичной транспортной доступности региона.

Существуют риски недостижения проектной мощности Пускового комплекса в запланированные сроки.

При реализации решения о строительстве автомобильного мостового перехода через р. Лену существует риск снижения грузооборота по железной дороге на участке Томмот – Нижний Бестях.

Это связано с возможным отказом грузоотправителей от указанного маршрута, обусловленного появлением альтернативного варианта перевозки по федеральной автомобильной дороге А-360 «Лена», проходящей параллельно железнодорожной линии, который может быть экономически более целесообразен.

Кроме того, существующий способ перевозки груза по железной дороге между станцией Томмот и г. Якутском требует его перевалки на автомобильный и речной транспорт, что увеличивает время и стоимость услуг по транспортировке.

Проезд инспекторов Счетной палаты Российской Федерации по железнодорожной линии от станции Нижний Бестях до станции Томмот и по автомобильной трассе «Лена» в обратном направлении показал, что организация пассажирского движения по построенному Пусковому комплексу имеет ряд недостатков.

В частности, отправление поездов от станции Нижний Бестях и обратно (от станции Томмот) осуществляется с большими интервалами (один раз в два дня), что снижает транспортную доступность и удобство для населения. Длительность поездки по построенному участку Пускового комплекса протяженностью 439,1 км (между станциями Томмот и Нижний Бестях) в зимний и летний периоды с учетом переправы составляет около 12 часов при том, что продолжительность поездки автомобильным транспортом по указанному маршруту не превышает шести часов.

***

На разработку невостребованной проектной документации по строительству совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска с подходами до станции Кердем и Якутского речного порта в Республике Саха (Якутия) израсходовано 503,4 млн рублей на основании инвестиционного соглашения № 224д51, в том числе за счет средств федерального бюджета – 238,1 млн рублей, средств Республики Саха (Якутия) – 238,1 млн рублей, средств внебюджетных источников – 27,2 млн рублей.

Также в рамках строительства Пускового комплекса за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы в сумме 12,2 млн рублей на оплату работ по вырубке леса, корчеванию пней и земляным работам под железнодорожные съезды от станции Правая Лена до границы мостового перехода через р. Лену, которые при принятом решении об отказе от строительства мостового перехода через р. Лену оказались невостребованными.

Таким образом, решение об отказе от строительства железнодорожного мостового перехода через р. Лену привело к тому, что имущество, ресурсы и отдельные работы, созданные и выполненные в ходе реализации Инвестиционного проекта, с затратами в общей сумме 1 520 млн рублей, в настоящее время не используются и, при отсутствии продолжения строительства останутся невостребованными.

***

Рекомендации Счетной палаты Российской Федерации Правительству Российской Федерации

• Проработать вопрос о продолжении строительства железнодорожной линии до Якутска с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности региона и эффективного использования построенной железнодорожной инфраструктуры на станции Нижний Бестях;

• поручить Министерству транспорта Российской Федерации определить совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «РЖД» способ выделения долей и распределения прав на имущество Пускового комплекса.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question