Ситуация с российским бюджетом весьма тяжелая
YKTIMES.RU – Сжатие доходов при экстремальных темпах роста расходов. Беспрецедентный объем расходов федерального правительства с декабря 2022 по февраль 2023 – 12.6 трлн по сравнению с 8.5 трлн в 2022 и 7.2 трлн в 2021 г., сообщает telegram-канал “Spydell_finance“.
По итогам двух месяцев 2023 доходы упали на 25% г/г, составив 3.16 трлн vs 4.2 трлн годом ранее, а расходы резко выросли на 52% (5.74 трлн vs 3.79 трлн в 2022). Данные за 2022 были пересмотрены с 3.67 до 3.79 трлн.
В итоге дефицит составил 2.6 трлн (1.82 трлн в январе и 760 млрд в феврале) по сравнению с профицитом 415 млрд за январь-февраль 2022 (537 млрд до пересмотра) и дефицитом в 536 млрд в 2021.
Нефтегазовые доходы минус 46% г/г, а ненефтегазовые минус 9%. Минфин объясняет это сокращением налога на прибыль и НДС после январского ускоренного возмещения.
Ненефтегазовые доходы действительно восстановились в феврале, увеличившись на 12% г/г, что эквивалентно инфляции.
Однако, основным источником увеличения дефицита – это расходы. Минфин это объясняет ускоренным авансированием госконтрактов, где на госзакупки было потрачено 2.1 трлн vs 654 млрд в 2022 за первые два месяца.
В январе расходы были аномальными, а в феврале высокие темпы расходов продолжились. Если исключить декабрь, с марта по ноябрь 2022 после начала СВО среднемесячные расходы были 2.3 трлн, а в феврале 2023 уже 2.6 трлн, что за счет календарного эффекта может вывести расходы на 2.8-2.9 трлн в марте 2023.
Не стоит рассчитывать, что +52% темп роста расходов сохранится, но более разумно ставить на 16-18% по итогам года, что выведет расходы, как минимум на 36 трлн против 31 трлн в 2022.
Нефтегазовые доходы могут снизиться до 5.3-5.5 трлн в 2023 против 11.6 трлн в 2022, а ненефтегазовые доходы должны восстановиться до 16.5-16.8 трлн (+4% г/г). Слабые звенья – налог на прибыль, сборы с импорта и провал по дивидендам.
По итогам 2023 доходы могут составить 22-23 трлн, а расходы 36 трлн, что выводит на дефицит в 13-14 трлн. Видимо придется резать расходы в ущерб экономической устойчивости.
Официальная предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2023 года, опубликованная на сайте Минфина РФ
По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 3 163 млрд рублей, что на 25% ниже объема поступления доходов в январе-феврале 2022 года:
Нефтегазовые доходы составили 947 млрд рублей и снизились на 46% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.
С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Юралс в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть механизм определения налоговой базы соответствующих налогов был уточнен в феврале. Принятые изменения в налоговое законодательство будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года.
Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Ненефтегазовые доходы составили 2 217 млрд рублей и снизились на 9% г/г преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль, что главным образом связано с единовременным возмещением в январе 2023 г. переплат налога за предшествующие периоды.
Динамика поступления оборотных налогов (и внутреннего НДС в частности) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием ускоренного порядка возмещения НДС.
В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 5 744 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 52%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Таким образом, предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе-феврале текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. Это в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
Также вас может заинтересовать:
- За весну цена на газ в Европе уменьшилась вдвое (7.06.2023)
- Угольный кризис продлится еще год-полтора (7.06.2023)