Сегодня: 16.08.22 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Субсидии на развитие птицеводства в Якутии раздают кому и как попало

3.08.2021

YKTIMES.RU – Счетная Палата Якутии провела проверку законности и результативности использования средств госбюджета республики, направленных на поддержку промышленного птицеводства в рамках глспрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы».

Палата проверила как расходовались средства за 2019-2020 годы, текущий период 2021 года (при необходимости более ранние периоды).

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения. Как сказано в акте:

В проверяемом периоде на поддержку птицеводства на промышленной основе, предоставлено субсидий на сумму 1 342 478,3 тыс. рублей, в том числе в 2019 году – 470 317,6 тыс. рублей, в 2020 году – 501 837,6 тыс. рублей, в 2021 году – 374 231,1 тыс. рублей.

Фактическое освоение составило в 2019 году – 466 409,6 тыс. рублей или 99,2 %, в 2020 году – 449 860,6 тыс. рублей или 89,6%, на 01.06.2021 – 374 231,1 тыс. рублей, или 100 %.

Проверкой законности использования субсидий, направленных на поддержку промышленного птицеводства, установлено нарушений и недостатков на общую сумму 370 669,0 тыс. рублей, в том числе нарушений – 205 169,0 тыс. рублей (10 случаев) и недостатков – 165 500 тыс. рублей (2 случая), в том числе:

– В нарушение Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ, Закона РС (Я) 1619-З № 791-V, Указа Президента РС (Я) № 934 Министерством в 2019 году субсидия на возмещение части затрат в связи с производством и реализацией продукции птицеводства на сумму 38 584,5 тыс. рублей СП СВХ «Новый» АК «Алроса» предоставлена неправомерно.

Государственная политика в области сельского хозяйства направлена на оказание государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» получателями субсидии могут являться только юридические лица – производители товаров, работ, услуг, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями

В соответствии с п. 1.4 приложения № 15 Порядка № 54 получателями субсидии являются подсобные хозяйства юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 Закона РС (Я) 1619-З № 791-V подсобные хозяйства юридических лиц – это структурные подразделения юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством.

При этом в соответствии с п. 1.4 приложения № 15 Порядка № 54 получателями субсидии являются подсобные хозяйства юридических лиц. Порядком № 54 не конкретизировано, что юридические лица должны заниматься сельскохозяйственным производством, как требует ст. 2 Закон РС (Я) 1619-З № 791-V.

Принятый Министерством Порядок предоставления субсидий № 54 противоречит ст. 2 Закона РС (Я) 1619-З № 791-V.

Совхоз «Новый» является структурным подразделением АК «Алроса» (ПАО), в 2019 году на момент предоставления субсидии не являлся отдельным юридическим лицом с самостоятельным балансом. Основным видом деятельности АК «Алроса» (ПАО) в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является добыча алмазов.

Таким образом, АК «Алроса» не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, определенным ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон № 264-ФЗ).

Предоставление государственной поддержки лицам, не являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, нарушает принципы Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ, Закона РС (Я) 1619-З № 791-V и Указа Президента РС (Я) 07.10.2011 № 934 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» (далее – Указ Президента РС (Я) № 934).

– В нарушение пп. «а» п. 2.22 Порядка № 110 Министерством, при наличии просроченной задолженности АО «Сахаплемобъединение» перед бюджетом по возврату субсидий за прошлые годы, в 2020 году предоставлена субсидия на финансовое обеспечение части затрат в связи с производством и реализацией продукции птицеводства на промышленной основе на сумму 58 740,7 тыс. рублей, тем самым нарушены условия и порядок ее предоставления.

– В нарушение п. 2.20 Порядка № 54 Министерством неверно произведен расчет размера субсидии. 

В соответствии с п. 2.20 приложения № 21 Порядка № 54 размер субсидии предоставляемой АО «Нюрбинская птицефабрика» на финансовое обеспечение части затрат по строительству склада приема и хранения на 720,0 тыс. штук яиц, приобретению и установке технологического оборудования с учетом транспортных расходов составляет 80% от фактических расходов. Получатель субсидии предоставил договор подряда по строительству склада на сумму 12 873,8 тыс. рублей. Следовательно, размер субсидии должен составить 10 299,0 тыс. рублей, (12 873,8 х 80% = 10 299,0 тыс. рублей). При этом размер предоставленной субсидии АО «Нюрбинская птицефабрика» составил 6 000,0 тыс. рублей. Сумма занижения при расчете размера субсидии в 2019 году составила 4 299,0 тыс. рублей.

В нарушение п. 3.2. Порядка № 210 Министерством субсидия на финансовое обеспечение части затрат по приобретению молодняка птиц яичного направления, включая транспортные расходы, предоставлена с нарушением условий и порядка ее предоставления на сумму 18 000,0 тыс. рублей.

При предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по приобретению молодняка птиц яичного направления в 2021 году Министерством неверно произведен расчет размера субсидии АО «Нюрбинская птицефабрика». Субсидия предоставлена по максимально предельному уровню, установленному Порядком № 210, а не по предусмотренному проценту возмещения. При этом согласно требованиям Порядка № 210 субсидии предоставляются на финансовое обеспечение части затрат без учета налога на добавленную стоимость. Данный факт Министерством при расчете размера субсидии не учтен. Сумма превышения при расчете размера субсидии в 2021 году составила 3 970,4 тыс. рублей.

– В нарушение пп. «б» п. 1.7 Порядка № 93 от 20.02.2017, Министерством субсидия на финансовое обеспечение части затрат в связи с производством и реализацией продукции птицеводства на сумму 54 874,2 тыс. рублей для АО «Нерюнгринская птицефабрика» предоставлена с нарушением условий и порядка ее предоставления.

Так, между Министерством и АО «Нерюнгринская птицефабрика» подписано Соглашение № С-192/07 от 29.03.2017 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат в связи с производством и реализацией продукции птицеводства на промышленной основе на сумму 54 874,2 тыс. рублей. Субсидия перечислялась получателю в 3 этапа:

– п/п № 392 от 29.03.2017 на сумму 44 000,0 тыс. рублей;

– п/п № 991 от 26.04.2017 на сумму 7 300,0 тыс. рублей;

– п/п № 2388 от 26.10.2017 на сумму 3 574,0 тыс. рублей.

На момент подачи заявления на участие в отборе и на момент получения субсидии ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» имела просроченную задолженность по возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) субсидий на сумму 5 744,9 тыс. рублей.

В июле 2017 года в соответствии с определением Арбитражного суда РС (Я) от 10.07.2017 дело № А58-4661/2017 АО «Нерюнгринская птицефабрика» признана несостоятельной (банкротом). При этом последняя часть субсидии в размере 3 574,0 тыс. рублей предоставлена в соответствии с приказом Министерства № 744 от 25.09.2017 об утверждении объемов бюджетных ассигнований, т.е. после вынесения определения Арбитражного суда РС (Я) о несостоятельности АО «Нерюнгринская птицефабрика».

В нарушение пп. «в» п. 1.7 Порядка № 93 от 20.02.2017 Министерством субсидия на сумму 3 574,0 тыс. рублей АО «Нерюнгринская птицефабрика» предоставлена неправомерно.

Согласно информации, представленной Министерством, основной причиной несостоятельности (банкротства) является реализация инвестиционного проекта «Расширение и реконструкция Нерюнгринской птицефабрики». Проверкой установлено, что в 2013 году инвестиционный проект «Расширение и реконструкция Нерюнгринской птицефабрики» не был включен в Инвестиционную программу РС (Я). При этом Министерством в 2013 году была предоставлена субсидия на возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования на сумму 80 000,0 тыс. рублей. В 2014 году Министерством предоставлена субсидия на строительство (модернизацию) производственных мощностей птицефабрики на сумму 85 500,0 тыс. рублей.

В сентябре 2020 года управляющая компания ФАПК «Туймаада», при выездной проверке в структурное подразделение Нерюнгринская птицефабрика, выявила огромное количество нового неустановленного оборудования, приобретенного, в том числе за счет средств субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). По настоящее время указанное оборудование АО «Нерюнгринская птицефабрика» не эксплуатируется и простаивает.

Таким образом, АО «Нерюнгринская птицефабрика» допущено неэффективное использование бюджетных средств, определенных ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, на сумму 165 500,0 тыс. рублей и, как следствие, созданы риски нанесения ущерба государственному бюджету Республики Саха (Якутия).

С сентября 2017 года получателем субсидий, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку птицеводства на промышленной основе, является АО «Сайсары», так как в соответствии с распоряжением МИЗО от 19.06.2017 № Р-1164 «О решении внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» и на основании договора о передаче полномочий от 20.06.2017 года, полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» с 21.06.2017 г переданы управляющей компании ОАО «Сайсары».

В 2019 году в соответствии с распоряжением МИЗО от 30.04.2019 № Р-795 «О решении внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Сайсары» и на основании договора от 30.04.2019 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Сайсары» переданы управляющей компании ФАПК «Туймаада» сроком на 3 года.

АО «Сайсары» занимается производством бройлерного мяса и производством пищевых яиц с декабря 2017 года на базе Нерюнгринской птицефабрики на условиях аренды производственных мощностей, земельных участков и здания в соответствии с договорами аренды имущества, заключенными между АО «Сайсары» и АО «Нерюнгринская птицефабрика».

На основании договора купли-продажи от 30.06.2017 № б/н ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» передала в собственность поголовье птиц бройлера в количестве 260 566 голов на сумму 16 977,9 тыс. рублей. При этом в договоре купли-продажи не указано существенное условие – срок поставки, регламентированный в качестве обязательного условия договора согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

В 2019 году между Министерством и АО «Сайсары» заключено Соглашение от 27.03.2019 № С-148/07 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат на производство мяса бройлеров.

В соответствии с п. п. 1.2, 1.3 приложения № 16 Порядка № 54 субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат на производство мяса бройлеров и направляется на приобретение кормов и транспортные расходы по их перевозке.

При проверке отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых явилась субсидия предоставленного АО «Сайсары» установлено, что в качестве документов, подтверждающих расходы, представлены платежные документы на сумму 22 019,5 тыс. рублей по расходам, понесенным до заключения Соглашения от 27.03.2019 № С-148/07.

В соответствии с бюджетным законодательством финансовое обеспечение является авансированием предстоящих расходов, а возмещение части затрат – это оплата уже произведенных расходов.

Таким образом, в нарушение п. 1.2, 1.3 приложения № 16 Порядка № 54 согласно которым, субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат на производство мяса бройлеров и направляется на приобретение кормов и транспортные расходы по их перевозке, фактически направлена на возмещение раннее произведенных расходов.

При проверке отчетов об использовании средств субсидии в 2020 году представленных АО «Сайсары» в Министерство установлено, что АО «Сайсары» направил часть средств субсидии в размере 3 376,1 тыс. рублей поставщику комбикорма ООО «Амурагроцентр» на погашение кредиторской задолженности за 2019 год, в том числе: по п/п 597 от 23.03.2020 на сумму 1 552,3 тыс. рублей и по п/п № 598 от 23.03.2020 на сумму 1 823,8 тыс. рублей.

В соответствии с Порядком № 110 субсидии предоставляются на финансовое обеспечение части затрат, т.е. на авансирование предстоящих расходов. В соответствии с п. 1.3 Порядка № 110 направлением расходов является оплата по договорам купли продажи комбикормов, включая транспортные расходы и оплату основного долга по кредиту, полученному и направленному на оплату поставки.

Таким образом, в нарушение п. 1.3 Порядка № 110 и п. 3.2 Соглашений АО «Сайсары» направил средства субсидии в сумме 3 376,1 тыс. рублей на цели не соответствующие требованиям Порядка и условиям Соглашения, а именно, на погашение кредиторской задолженности за 2019 год.

Проверка и анализ достижения целей, задач и показателей результативности предоставления субсидий направленных на поддержку промышленного птицеводства показала:

Целевые индикаторы по мероприятию «Поддержка птицеводства на промышленной основе» госпрограммой не предусмотрены.

В нарушение приказа от 19.12.2019 № 929 «О Плане мероприятий по реализации государственной программы РС (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы» Министерством при заключении Соглашений плановые показатели результативности субсидий доведены не в полном объеме. В 2019 году плановые объемы реализации яиц доведены до получателей субсидии в объеме 112,7 млн. шт. яиц, против плановых 115,7 млн. штук. В 2020 году плановые объемы реализации яиц доведены до получателей в объеме 108,8 млн. шт. яиц, против плановых 119,3 млн. штук.

Согласно отчетам о достижении показателей результативности, плановые объемы по реализации яиц всеми получателями субсидии перевыполнены. Вместе с тем проверка отмечает, что в 2020 году доведенные плановые показатели по реализации яиц ниже достигнутых значений 2019 года, при этом объемы финансирования на финансовое обеспечение затрат в связи с производством и реализацией продукции птицеводства в 2020 году увеличены на 14 %.

Министерством в 2019 году по двум разным видам субсидий, предоставленным АО «Нюрбинская птицефабрика», доведены одинаковые показатели результативности, в 2020 году также по четырем разным видам субсидий, предоставленным АО «Якутская птицефабрика», доведены одинаковые показатели результативности.

Установление одинаковых показателей результативности по разным видам субсидий затрудняет определение эффективности оказываемой государственной поддержки, а так же приводит к отсутствию информативности о достижении цели той или иной субсидии.

Анализ и оценка осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств уполномоченными органами показали, что в нарушение ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» Министерством сельского хозяйства РС (Я) внутренний финансовый аудит, в части направления птицеводства на промышленной основе, в проверяемом периоде 2019-2021 годы не осуществлялся.

Материалы проверки переданы в прокуратуру для принятия мер.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question