Сегодня: 31.07.21 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Топливо к концу года может подорожать почти на 30%

24.06.2021

YKTIMES.RU – Во многих российских регионах цены на автозаправках растут со скоростью около 1% в неделю. При сохранении этой тенденции российский бензин может подорожать к концу года почти на 30%, пишет “Независимая газета”. Рост внутренних цен провоцируют высокая доходность экспорта, а также ущербный механизм государственного регулирования. Подъем розничных цен на топливо пока сопоставим со средней инфляцией. Однако оптовые цены на бензин выросли на 25%, на дизельное топливо – на 20%. Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке чиновники готовят заморозку оптовых цен и запрет вывоза топлива из страны.

В Хабаровске цены на заправках все больше приближаются к психологической отметке в 50 руб. Годовая инфляция в Южном федеральном округе (ЮФО) выросла до 6,3% в мае 2021 года с 5,9% в апреле, сообщает в среду Южное ГУ Центробанка. При этом годовой прирост цен в сегменте непродовольственных товаров в регионах ЮФО за месяц повысился до 5,66% в мае по сравнению с 5,29% в апреле. Одна из причин – ускорение подорожания бензина.

Рост цен на топливо зафиксирован в 67 субъектах РФ, сообщал Росстат. При этом в целом по РФ средние розничные цены на автомобильный бензин в период с 7 по 15 июня выросли на 8 коп., до 48,01 руб. за литр. Стоимость дизельного топлива увеличилась на 7 коп., до 49,77 руб. за литр. Более всего он подорожал за неделю в Иванове – на 1,1%, Салехарде – на 1% и Чите – на 0,7%. При этом в среднем в рознице с начала года бензин марки АИ-92 подорожал на 4,4%, бензин марки АИ-95 – на 4,1%, а марка АИ-98 – на 4,2%. Дизельное топливо повысилось в цене на 2,3%. В свою очередь, в опте рост цен составил более 25% для всех марок бензина и более 20% для дизельного топлива.

В результате столь стремительного роста цен власти РФ теперь не исключают вероятности регулирования еще и цен на бензин. Так, Минэнерго РФ обещает рассмотреть целесообразность временного запрета экспорта бензина и необходимость заключения соглашений с нефтяниками о максимумах региональных оптовых цен. Об этом, в частности, говорится в сообщении правительства по итогам совещания вице-премьера РФ Александра Новака с представителями нефтегазовых компаний по ценам на нефтепродукты.

Вице-премьер отметил необходимость дополнительно проработать меры по стабилизации цен на оптовом рынке. По мнению чиновника, сейчас на внутренний рынок РФ давят растущие цены на нефть. «При этом цены на АЗС изменяются в рамках инфляции, компании выполняют свои обязательства. В то же время ситуация пока в полной мере не стабилизирована», – подчеркивает Новак.

К слову, нефть марки Brent в среду торговалась у отметки в 75,44 долл. за баррель. Как считается, нефтяные фьючерсы пошли в рост по причине обсуждения ОПЕК+ вопроса о повышении добычи нефти с августа. Страны – участницы соглашения уже возвращают на рынок 2,1 млн барр. в сутки с мая по июль в рамках плана постепенного ослабления рекордных прошлогодних ограничений добычи. Развертывание вакцинации против COVID-19 также подстегивает спрос.

Многие аналитики не исключают дальнейшего роста котировок черного золота. Так, в Bank of America прогнозируют цены на уровне 100 долл. за баррель в 2022 году.

Кроме того, Минэнерго совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) было поручено проработать вопрос об увеличении норматива продаж топлива на бирже на 1% в третьем квартале. Сообщается, что до 15 июля изменения в совместный приказ ведомств будут внесены в правительство. Помимо этого, Новак также поручил ФАС и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) подготовить изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами, варианты по увеличению интервала между размещением на бирже предложения о продаже и самой покупкой.

Примечательно, но ранее правительство исключало для себя вариант стабилизации цен на топливо. Так, в конце мая Александр Новак говорил, что необходимости в стабилизации цен в соглашениях с нефтяными компаниями по аналогии с теми, что заключались в 2018 году, нет. Тогда, в частности, в период резкого роста цен на АЗС с нефтяными компаниями было заключено соглашение о временной заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. С начала 2019 года в России заработал демпфирующий механизм, компенсирующий часть потерь нефтеперерабатывающим заводам при поставках топлива на внутренний рынок при высоких экспортных ценах на бензин. В обратном же случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Этот механизм функционирует и сейчас: в марте нефтяники получили 16,6 млрд руб из бюджета по демпферу и еще 46,9 млрд через обратный акциз.

В настоящий момент власти меняют этот механизм. На прошлой неделе Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон, меняющий регулирование цен на топливо в России. Инициированный правительством документ, в частности, вносит корректировки в параметры демпфера. Новая формула демпфера увеличит выплаты нефтяникам из бюджета на 350 млрд руб. в 2021–2023 годах, следует из пояснительной записки к закону. Для этого индикативная цена бензина, относительно которой рассчитываются выплаты, будет снижена на 4 тыс. руб. за тонну, до 52,3 тыс. руб. на текущий год; на 3,8 тыс. руб. – на следующий год (до 59 тыс. руб. за тонну) и на 4,1 тыс. руб. на 2023 год (до 62 тыс. руб. за тонну).

Кроме того, рассматривается возможность полного запрета на экспорт бензина и увеличение норматива продаж топлива на бирже, который сейчас составляет 11%.

Как сообщается, рассмотреть меры вплоть до заморозки цен Новак поручил после разговора с представителями Российского топливного союза, объединяющего более 20 ассоциаций АЗС и участников рынка. В РТС, в частности, подчеркивали, что за полгода биржевые цены на АИ-92 подскочили на 20,8%, а на АИ-95 – на 27,5%, в то время как розничные выросли только на 6 и 7% соответственно. «Весь розничный бизнес на топливном рынке – неважно, независимый он или интегрированный, – находится в убытках. Необходимы меры для снижения оптовых цен», – пояснял глава РТС Евгений Аркуша. По прогнозам союза, рынку грозит взлет цен на АЗС и дефицит топлива в летний сезон, когда ожидается скачок спроса еще на 10–20%.

Эксперты «НГ» новости о возможной заморозке цен на бензин вкупе с ограничением экспорта встретили настороженно. «Такая мера позволит направить на внутренний рынок все объемы, что может оказать давление на цены. Однако в ней могут быть и подводные камни, связанные с неоднородностью воздействия на частные сети и вертикально интегрированные компании, а также на независимые небольшие нефтеперегонные заводы (НПЗ)», – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Ценовое регулирование было бы логичнее осуществить с помощью отдельной экспортной пошлины, считает эксперт. «Ограничивать экспорт было логично в ситуации дефицита на внутреннем рынке. Но дефицита нет. А есть лишь следование внутренних цен за ценами на внешнем рынке, растущими на фоне восстановления спроса и сырьевого ралли», – указывает Александров.

Запрет на экспорт или введение индикативных цен для розницы в целом пока не является необходимым, так как механизм демпфирующей надбавки работает нормально, регулируя насыщение внутреннего рынка топливом, считает аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. «Это позволяет стабилизировать розничные цены полурыночными мерами, не прибегая к жестким запретам и директивам. Другой вопрос, что инфляция остается высокой, а удаленные от НПЗ регионы продолжают страдать от высоких цен», – продолжает она, не исключая, что в текущей ситуации предложения властей для стабилизации цен могут быть приняты.

Минэнерго готовится к войне, которой может и не быть, считает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «В третьем квартале будет сохраняться высокий сезонный спрос на бензин и дизель. Но НПЗ готовы к такому увеличению интереса покупателей. В сезонном закрытии ряда НПЗ на плановые ремонтные работы также нет никакого стресса для других производителей, это случается из года в год в одни и те же сроки», – сообщает она. «Россия располагает профицитным рынком бензина и дизельного топлива. Дефицит топлива возникает в периоды проведения ремонтных работ на НПЗ на региональном уровне на конкретные виды топлива или при сокращении объемов производства в результате отрицательной маржинальности», – добавляет доцент РАНХиГС Тамара Сафонова.

Ограничения экспорта любого из продуктов – это «ручное» управление рынком, которое ни к чему хорошему не приведет, отмечает Бодрова. «Ограничение почти всегда воспринимается как создание определенного вакуума предложения, и, если производителям запретят продавать за рубеж, совсем не факт, что они с радостью ринутся на внутренний рынок с его сложным спросом и спорными ценами. Здесь нужно искать схему взаимодействия с производителями, а не выстраивать противодействие», – говорит аналитик.

Ольга Соловьева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question