Сегодня: 03.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В бедных регионах не хватит денег на повышение зарплат бюджетников

24.10.2023

YKTIMES.RU – Бюджеты бедных регионов могут не справиться самостоятельно с ростом расходов на повышение зарплат бюджетников, указали в комитете Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению в отзыве на проект федерального бюджета. На зарплаты учителям, врачам, работникам культуры и различных казенных учреждений уходит до половины расходов региональных бюджетов. Если риски реализуются, то это может привести к увеличению федеральных дотаций в течение 2024 года, пишет Forbes.

Власти бедных регионов и муниципалитетов могут не найти достаточных собственных средств для повышения зарплат работникам бюджетных учреждений, следует из заключения комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению на проект федерального бюджета на ближайшие три года.

Расходы на зарплаты бюджетников — весомая часть трат регионов и муниципалитетов, заявил Forbes председатель думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко.

«Есть риски, что регионам и муниципалитетам с низкой бюджетной обеспеченностью может не хватить собственных доходов и дотаций из федерального бюджета на повышение зарплат бюджетников в связи с ростом МРОТ и инфляции, — предупредил он. — Мы попросили правительство дополнительно обосновать, хватит ли в федеральном бюджете средств финансовой поддержки субъектов в 2024 году».

Депутаты попросили правительство представить расчеты, достаточно ли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на частичную компенсацию расходов на повышение зарплат бюджетников, следует из отзыва комитета на бюджет.

С 2024 года МРОТ вырастет на 3000 рублей, до 19 242 рублей в месяц. Правительство ожидает, что это позволит увеличить зарплаты 5,8 млн работников. «Минималку» в России повышают опережающими темпами — только за 2022 год МРОТ индексировали дважды. К этому показателю привязаны зарплаты некоторых бюджетников. Кроме того, с 1 октября правительство повысило зарплаты военных и силовиков на 10,5%, на 5,5% — зарплаты работников федеральных госорганов без статуса госслужащих: кассиров, заведующих канцелярией, стенографистов, экспедиторов, комендантов и т. д.

В среднем на зарплаты бюджетников уходит до половины региональных бюджетов, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Опасения депутатов весьма обоснованы, считает он. Когда правительство повышает зарплаты работникам федеральных учреждений, те, кто работает в региональных, «оказываются в проигрыше».

«Хотя формально регионы не обязаны повышать зарплаты работникам региональных учреждений вслед за решением правительства проиндексировать зарплаты работникам федеральных учреждений (финансируются из федерального бюджета. — Forbes), на регионы «сваливается» скрытый мандат — повысить зарплаты остальным, чтобы не оставить их в ущемленном положении», — объясняет эксперт.

Кроме того, у регионов сохраняются обязательства по майскому указу президента 2012 года. Он требует поддерживать доходы бюджетников в пропорции к среднему уровню региона. Так, зарплаты школьных учителей, педагогов детских садов, преподавателей колледжей и работников учреждений культуры должны составлять 100% средней зарплаты по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников — не менее 200% средней зарплаты по региону.

С 2024 года финансовая поддержка регионов из федерального бюджета резко сократится, отмечает Климанов. Трансферты из федерального бюджета в региональные снизятся на 16% в 2024-м и на 13% в 2025 году, следует из проекта бюджета. Хотя Минфин прогнозирует прирост собственных доходов регионов на 9% в 2024-м и на 5-6% в 2025-2026 годах, такие оценки, особенно для 2024 года, значительно завышены, отмечал в отзыве на бюджет Институт народохозяйственного прогнозирования РАН: прирост собственных доходов региональных бюджетов, по оценкам ИНП, в следующем году не превысит 6% в годовом выражении. При этом бюджет предполагает повышение доли расходов за счет региональных бюджетов в первую очередь на национальную экономику, ЖКХ, образование и здравоохранение.

В 2022-м количество регионов с дефицитом бюджета выросло до 50 с 19 в 2021 году, а профицитных — наоборот, снизилось до 36 после 66 в год до начала «спецоперации»* и ужесточения санкций. Отношение дефицита к собственным доходам выше всего в Дагестане — 35,9%, Тыве — 26,8%, Чукотском АО — 23,9%, Мурманской области — 23,8%, Чечне — 22,4%, Белгородской — 21,8% и Тюменской области — 20,9%, сообщала Счетная палата. В 44 регионах расходы росли быстрее доходов (среди них — Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Мурманская, Тюменская, Челябинская области).

Если риски нехватки средств реализуются, «не исключено, что дотации регионам из федерального бюджета придется увеличивать в течение 2024 года, особенно учитывая данные президентом и правительством гарантии полного исполнения всех социальных обязательств», считает Диденко. Кроме того, у регионов есть возможность взять кредит у Федерального казначейства, привел пример он.

По мнению Климанова, если регионам не будет хватать денег, они будут брать кредиты и увеличивать госдолг. Хотя последнее время регионы замещают коммерческие кредиты у банков бюджетными, их все равно надо возвращать. Долги регионов по кредитам из федерального бюджета выросли на 44,4% — до 1,98 трлн рублей в 2022 году, сообщала Счетная палата.

«Сейчас бюджетные кредиты составляют уже более трех четвертей регионального госдолга: практически все субъекты теперь должны Федерации. И такая конструкция бюджетной системы не может не вызывать вопросы, как дальше будут складываться межбюджетные отношения», — добавил Климанов.

Ольга Агеева.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question