Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Александр Кугаевский: Наука – это рабочая лошадь

15.04.2023

YKTIMES.RU – Вообще, интересно все как-то переплетается.

Недавно Председатель Правительства России Михаил Мишустин, говоря о главной причине, почему люди уезжают с Дальнего Востока, назвал недостаток инфраструктуры – по жилью, по транспортной доступности.

А если говорить про недостаток конкретно транспортной инфраструктуры – то это, как часто повторяет Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, в первую очередь проблема отсутствия в стране опорной сети железных и автомобильных дорог.

В последнее время все вынужденно развернулись на Восток. И тут же возникла огромная проблема с пропускной способностью БАМа и Транссиба. Есть масса других инфраструктурных сложностей.

А тем временем интеграция со странами АТР только нарастает. По словам профессора Сергея Глазьева, идет взрывной рост торговли с Индией и Китаем. В 2021 году по сравнению с 2020 годом на 131,7 и 132,2 процента соответственно, а в первом полугодии 2022 года — на 146 процентов с Индией и на 150,7 процента с КНР.

Дальше – больше. Мишустин в своем недавнем отчете в Госдуме заявил, что Правительство России утвердит План-2030, который «будет включать все магистральные направления совместной работы с нашими китайскими партнёрами». То есть наши транспортные взаимосвязи с Китаем, да и не только, будут усиливаться.

А меж тем в Якутии еще в далеком 2004 году была утверждена Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия), где было очень многое расписано. Причем, этот документ является действующим до сих пор.

Эта региональная стратегия появилась раньше, чем федеральная, но она была полностью согласована с федеральным министерством транспорта.

Стержнем Транспортной стратегии Якутии являлась и является железная дорога Беркакит—Томмот—Якутск (что было сделано) с мостовым совмещенным авто и жд переходом через реку Лена (по какой-то причине теперь вопреки действующему документу решено строить только автомобильный мост).

Тогдашний президент Якутии Вячеслав Штыров называл республику «транспортно обреченной» — более 85% территории республики имело сезонную транспортную доступность.

Поэтому в Транспортной стратегии был сделан упор на комплексный подход: строительство железной дороги до Якутска, развитие сети магистральных автомобильных дорог, модерни¬зация речного и автомобильного транспорта рассматривались как единая задача, с учетом влияния одного вида транспорта на другой.

Многое из запланированного в Транспортной стратегии Якутии было сделано. Так, на недавнем семинаре по экономической географии Республики Саха (Якутия) кандидат экономических наук Александр Кугаевский представил карту, где указано, что до начала действия документа транспортная доступность (территория по зонам) составляла 8,2 %, а стала (с учетом строительства железных и автомобильных дорог) – 47,5 %.

Хотя, по словам Александра Андреевича, было очень много тех, кто сопротивлялся, например, строительству железной дороги. «Сопротивление было большое у речников, моряков, так как железная дорога снимала с них порядка 2 – 2,5 млн тонн грузов». «Но мы во главе со Штыровым должны были добить эту дорогу кровь из носа».

В принципе, по его словам, что-то делается. Автодорога «Вилюй» еще в середине 2000-х перешла в федеральную собственность и теперь она активно строится на федеральные средства. Если будет построен мост через реку Алдан, то федеральная автодорога «Колыма» станет круглогодичной. Автомагистраль «Лена» уже почти в идеальном состоянии. По части речного транспорта тоже есть сдвиги – например, идет строительство Жатайской судоверфи.

Однако при этом есть одно большое НО.

Если раньше по части развития производительных сил республики, транспортного, энергетического комплекса проводилась серьезная научная работа, то сейчас этого нет. От слова «совсем».

Александр Кугаевский привел слайд, где видно невооруженным глазом, что научное обоснование активно реализовывалось в республике с 2004 по 2010 годы. Дальше — практически все. А ведь по мнению Александра Андреевича нужно создавать Алгоритм исследования перспективной схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) до 2030 года; разрабатывать методологические принципы исследования развития региональных транспортно-логистических систем и так далее. Но ничего этого нет даже в планах.

«Ни нами, ни москвичами не делаются такие научные исследования, что особенно ярко проявилось во время разработки проекта федерального закона «О северном завозе», — убежден Кугаевский.

«Причина – люди не понимают, что такое наука и куда ее присоединить. А заниматься наукой необходимо. И не потому что, как есть такое дурацкое выражение – «нужно поддержать науку». Я понимаю, бабушку, переходящую дорогу, можно поддержать под ручки, чтобы она не упала. А наука – должна тянуть всю тяжелую работу как ломовая лошадь, наука должна вносить здравый смысл и подсказывать, куда двигаться», — Кугаевский.

То есть у Якутии есть прекрасный опыт разработки Транспортной стратегии, транспортного строительства, есть научные кадры, готовые трудиться на этом поле, но ни мы, ни другие этим опытом не пользуются.

Вот так. Хотя именно сейчас, при таком резком усилении взаимосвязей внутри страны, со странами АТР нужно же взглянуть на этот вопрос комплексно и именно с этой позиции заняться, наконец, развитием инфраструктуры Дальнего Востока.

Маргарита Нифонтова.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question