Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Аналитическая записка к проекту бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год

12.10.2021

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 12 октября 2021 года состоятся публичные слушания по проекту закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». К публичным слушаниям аналитическое управление Аппарата Госсобрания (Ил Тумэн) подготовило аналитическую записку к проекту закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Представляем выдержки из аналитического материала, опубликованные пресс-службой Ил Тумэна .

Основные тенденции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до конца 2021 года и прогноза на 2022-2024 годы

Принятые в республике антикризисные меры в 2020 году позволили стабилизировать ситуацию в экономике и социальной сфере, выйти на позитивную динамику макроэкономических показателей за январе-июль текущего года. Так, ВРП за январь-август 2021 г. оценочно вырос на 14,8 процента в сопоставимых ценах к январю-августу 2020 года (за январь-август 2020 года – 88,6 процента). Базовые сектора экономики республики, формирующие основные источники бюджетных доходов – промышленность, транспорт и торговля восстановили уровень допандеймийного периода.

Индекс промышленного производства в январе-августе 2021 года составил – 124,8% (за январь-август 2020 года – 89,0%). Рост промышленного производства связан с наращиванием добычи алмазов (в 2,1 раза), угля (в 1,7 раза), природного газа (в 2,2 раза), нефти (106,8%) и золота (101,2%). На 2021 год индекс промышленного производства оценивается в 114,9%.

Индекс физического объема ВРП на 2021 год оценивается на уровне 110,1 процента к 2020 году, что превышает российское значение (оценка) – 103,8 процента. В первую очередь, рост обусловлен вкладом промышленности – прирост составит 14,9 процента (в РФ – 2,0 процента). Вклад в увеличение ожидается и от инвестиций в основной капитал и оборота розничной торговли – на 26,9% и 6% в сопоставимых ценах, соответственно.

Объем инвестиций в основной капитал в январе – августе 2021 года сложился в сумме 174,1 млрд руб., что выше на 35,0% уровня января – августа 2020 года в сопоставимых ценах, за счет вложений крупных предприятий (ООО «Газпром Инвест», ПАО «Сургутнефтегаз», АО ГОК «Инаглинский» и др.). Объем инвестиций в основной капитал на 2021 год оценивается в 292,0 млрд руб., что в сопоставимых ценах к 2020 году составляет 126,9%.

В январе-августе 2021 года введено 141,5 тыс. кв. метров жилья (с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства) или 70,7% к январю-августу 2020 года. Индивидуальными застройщиками построено 83,2 тыс. кв. метров жилья или 69,3% к январю-августу 2020 г. На 2021 год планируется ввести 570 тыс. кв. метров жилья с ростом на 7,5% к 2020 году.

Валовая продукция сельского хозяйства в январе-августе 2021 года составила 11 678,5 млн рублей, снижение на 1,7% в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом 2020 года за счет снижения объемов производства продукции растениеводства (валовой сбор зерна, картофеля, овощей, кормовых культур) и животноводства (валовой надой молока). На 2021 год валовая продукция сельского хозяйства оценивается с ростом на 0,5% к 2020 году.

Оборот розничной торговли за январь-июль 2021 года составил 140,1 млрд. рублей, с ростом на 14,4% в сравнении с январем-июлем 2020 года, за счет всех категорий хозяйствующих субъектов.

Объем платных услуг населению за январь-август 2021 года составил 58 424,2 млн. рублей, с ростом на 16,9% в сравнении с январем-августом 2020 года, в связи с улучшением эпидемиологической обстановки в республике.

Перевезено грузов всеми видами транспорта (без учета железнодорожного транспорта и участка трубопровода, принадлежащего ОАО АК «Транснефть», ПАО «Газпром») за январь-август 2021 года – 16,8 млн. тонн (на 18,1% больше, чем в январе-августе 2020 года).

Перевезено пассажиров всеми видами транспорта общего пользования (без учета данных ОАО «РЖД») за январь-август 2021 года 44,5 млн. человек (на 43,6% больше, чем в январе-августе 2020 года).

Объем перевозок грузов по оценке 2021 года увеличится на 4,3 процента к прошлому году, грузооборота – на 3,8 процента. Рост перевозок пассажиров оценивается в 3,6 процента к 2020 году.

Значение ИПЦ в январе-августе 2021 года составило 105,3% к январю-августу 2020 года. В 2021 году инфляция оценивается в 5,1 процента к 2020 году.

Уровень общей безработицы за январь – август 2021 года составил 6,9 процента (январь-август 2020 года – 7,4 процента). Снижение уровня обусловлено ростом численности занятых в возрасте 15 лет и старше в январе-июле 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. на 0,8% (на 3,9 тыс. человек) и снижением числа безработных на 6,3% (на 2,3 тыс. человек). Уровень безработицы по оценке на 2021 год составит 6,9 процента рабочей силы (в 2020 году – 7,4 процента).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-июле 2021 года повысилась по сравнению январем-июлем 2020 года на 7,9% и составила 80 062,4 рублей, за счет: добычи полезных ископаемых (доля в общей численности работников республики 13,3%), строительства (10,3%) и образования (17,4%). Реальная заработная плата в январе-июле 2021 года повысилась на 2,6%. Рост на 2,6% обусловлен превышением темпа роста номинальной заработной платы 107,9% над индексом потребительских цен 105,2%. По оценке в 2021 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составит 82 838,0 руб, реальная заработная плата увеличится на 2,1% к уровню 2020 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения повысятся на 3,5%.

Сальдированный финансовый результат организаций республики за январь-июль 2021 года составил 177,5 млрд рублей или в 2,1 раза больше по сравнению с январем-июлем прошлого года. В 2021 году сальдированный финансовый результат оценивается в 208,8 млрд руб., с ростом на 6,4% к уровню 2019 года и со снижением на 7% к 2020 году, за счет снижения прибыли предприятий топливно-энергетического комплекса.

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) в прогнозном периоде направлено на формирование конкурентоспособной экономики, ориентированной на реализацию человеческого потенциала.

Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов – базовый сценарий (вариант 1) и консервативный сценарий (вариант 2).

Базовый сценарий предполагает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. В 2022 году предполагается формирование среднегодовой цены на нефть Urals на уровне 64,8$ при умеренно низких темпах роста мировой экономики. Курс доллара в среднем составит 73,2 рубля.

Инфляция на период 2022 – 2024 годов составит 103,0-103,6 процента.

Среднегодовые темпы роста ВРП по данному сценарию будут определяться динамикой производства в добывающих отраслях и прогнозируются на уровне 105,3-106,8 процента на 2022 – 2024 годы.

Индекс цен на алмазы на мировом рынке с начала года вернулся к допандемийным показателям, спрос на сырье стабильно высокий. Если средняя контрактная цена в 2020 году снизилась до 112 долл./кар., то на период 2021 – 2024 годов прогнозируемая цена на алмазы составит в пределах 133-141 долл./кар.

Стоимость золота упала в первом полугодии 2021 года на 7 процентов, при этом за июнь металл потерял в стоимости 7,3 процента. Прогнозы относительно мировых цен на золото до конца 2021 года – 1771 долл. США за тройскую унцию. На период 2022 – 2024 годов цена на золото прогнозируется в пределах 1525-1600 долл. США за тройскую унцию.

В среднесрочной перспективе цены на энергетический уголь будут удерживаться на приемлемых уровнях ($76-80 за тонну). До 2024 года консенсус-прогнозы сходятся в диапазоне $70-80 за тонну.

Консервативный сценарий основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики, структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Инфляция на период 2022 – 2024 годов составит 104,0 процента.

Основные параметры государственного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годы

По информации Минфина РС(Я) параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов будут уточняться по итогам рассмотрения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», в том числе при окончательном определении Министерством финансов РФ объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Анализ доходов

Основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по доходам сформированы на основе «базового» варианта проекта прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022-2024 годы.

По информации Минфина РС(Я) при расчете прогнозируемого объема доходов бюджета учитывались изменения законодательства:

– продление централизации налога на прибыль организаций до 2025 года;

– окончание действия пониженной ставки в размере 13,5% и переход с 1 января 2022 года на ставку 17% в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), для организаций, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Саха (Якутия) и основным видом деятельности которых является добыча сырой нефти;

– действие с 01 января 2021 года пониженной ставки в размере 10% для участников региональных инвестиционных проектов в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10.11.2020 2263-З N 437-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» и отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)»;

– прекращение действия института КГН с 01 января 2023 года в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

– в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок оценки стоимости добытых драгоценных камней при определении налоговой базы по НДПИ.

– в соответствии с Федеральным законом 01.07.2021 г. №247-ФЗ норматив зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2022-2024 гг. сохранен на уровне 2021 г. в размере 74,9%. Ранее норматив был установлен на 2022 г. в размере 83,3%, на 2023 г. – 91,6%, с 2024 г. – 100%.

– ежегодное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты, устанавливаемых статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации.

– Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 2023 года продлено действие пониженной ставки налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры в размере 1,6%.

Налоговые доходы. В целом объем налоговых доходов на 2022 год прогнозируется выше на 3 916,4 млн. рублей, или на 3,2% от плановых показателей на 2021 год и составит 124 081,4 млн. рублей.

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), на 2022 год прогнозируется в сумме 45 833,4 млн. рублей, в том числе:

– крупные и средние предприятия Республики Саха (Якутия) в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), обособленные подразделения предприятий и прочие налогоплательщики (организации, за исключением КГН) – 39 221,3 млн. рублей или 86% от общего объема налога на прибыль;

– участники консолидированных групп налогоплательщиков – 6 612,1 млн. рублей или 14% от общего объема налога на прибыль.

Увеличения прогноза по организациям, за исключением КГН, обусловлено переходом от нулевой ставки на пониженную ставку (в размере 10%) по резидентам ТОСЭР, окончанием действия пониженной ставки (в размере 13,5%) для организаций вида деятельности добыча сырой нефти и ростом прогноза прибыли рентабельных предприятий по алмазодобывающей (на 31%) и угледобывающей (на 75%) отраслям в связи с прогнозируемым ростом спроса на алмазно-бриллиантовую продукцию и объемов добычи угля. При этом прогнозируется снижение прибыли рентабельных предприятий отрасли «добыча сырой нефти и природного газа» (на 59%) по причине роста налоговой нагрузки по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет (НДПИ на нефть и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья).

Снижение прогноза поступления налога от участников КГН связано со снижением цены и объемов реализации газа в Дальнее зарубежье, а также увеличением убытков от курсовых разниц и ростом налоговой нагрузки по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет (НДПИ на нефть и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья).

Налог на доходы физических лиц на 2022 год, подлежащий зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), прогнозируется в сумме 29 243,9 млн. рублей. Прогнозируемое поступление в 2022 году налога на доходы физических лиц превысит бюджетные назначения 2021 года на 1 113,4 млн. рублей или на 4,0%.

Доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год от поступлений налога на имущество организаций прогнозируются в сумме 18 742,1 млн. рублей, что больше прогноза поступления налога в 2021 году на 3 162,3 млн. рублей.

Прогноз поступления транспортного налога в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2022 год составляет 1 173,5 млн. рублей с ростом к прогнозу 2021 года на 68,2 млн. рублей (на 6,2%).

Прогноз поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2022 год рассчитан в сумме 20 071,6 млн. рублей, в т.ч. по алмазам – 14 720,8 млн. рублей, углю – 808,3 млн. рублей, прочим полезным ископаемым – 4 542,5 млн. рублей.

По сравнению с бюджетным назначением на 2021 год прогнозируется рост на 959,3 млн. рублей (на 5%).

Прогноз неналоговых доходов на 2022 год составит 14 217,2 млн. рублей, по сравнению с утвержденным планом 2021 года снизился на 10 624,2 млн. рублей.

Согласно оценке ожидаемого исполнения бюджета на 2021 год поступление неналоговых доходов ожидается в размере 39 643,6 млн. рублей. Соответственно снижение показателей поступления от неналоговых доходов на 2022 год прогнозируется ниже текущего года на 25 426,4 млн. рублей, или сократятся почти в 3 раза.

Основною долю неналоговых доходов составляют доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям – 71,8% от общего объема неналоговых доходов.

На 2022 годы данные доходы спрогнозированы в размере 9 999,9 млн. рублей, что меньше прогноза поступления налога в 2021 году на 23 397,3 млн. рублей (более чем в 3 раза).

Прогноз поступления доходов от платежей при пользовании природными ресурсами на 2022 год установлен в размере 1 395,3 млн. рублей (прогноз поступления налога в 2021 году – 3 577,7 млн. рублей), из них:

– плата за негативное воздействие на окружающую среду – 76,6 млн. рублей (прогноз поступления налога в 2021 году – 121,7 млн. рублей);

– платежи за пользование недрами – 1 272,6 млн. рублей (прогноз поступления налога в 2021 году – 3 412,1 млн. рублей).

Таким образом, поступление платежей при пользовании природными ресурсами в 2022 году будет ниже текущих в 2,6 раза.

Безвозмездные поступления в 2022 году планируются в сумме 93 945,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета в сумме 83 707,4 млн. рублей в соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в том числе:

  • дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – 52 579,4 млн. рублей или с увеличением на 981,4 млн. рублей в сравнении с 2021 годом;
  • субсидии – 22 085,7 млн. рублей;
  • субвенции – 6 930,0 млн. рублей;
  • иные межбюджетные трансферты – 2 112,3 млн. рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета дополнительно будут уточнены в соответствии с проектом Закона РФ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Безвозмездные поступления от государственных организаций на 2022 год планируются в сумме 10 142,0 млн. рублей, в соответствии с решением Правления Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 27.10.2020 № 1019 об увеличении в 2020-2024 годах лимитов предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части, касающейся средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций планируются на 2022 год в сумме 95,8 млн. рублей в соответствии с Соглашением от 19.09.2018 № 69/03/2018 между Правительством Республики Саха (Якутия) и АО «РИК Плюс» на строительство объекта «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)».


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question