Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Анатомия развала Дальнего Востока: Лена, алмазы и мосты к правительству

2.05.2021

YKTIMES.RU – Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании объявил, что регионам будут выделяться инфраструктурные кредиты на строительство крупных объектов. Судя по реакции самих регионов, они очень обрадовались этой идее, пишет “Свободная Пресса“.

В частности, глава Якутии Айсен Николаев по итогам послания заявил, что «республика одной из первых подаст заявку на получение такого вида кредита для строительства нашего мегапроекта, который важен не только для Якутии, но и для всего северо-востока страны — Ленского моста».

Ленский мост — это крупный инфраструктурный проект, который предполагается построить в ближайшее время в Якутии через реку Лена. Когда он будет построен, по замыслу региона, столица республики — город Якутск, получит круглогодичное сообщение с правобережьем. Сейчас из-за отсутствия моста Якутия, можно сказать, делится на две части: западную и восточную. Зимой через реку Лена пробивают зимник, летом ходят паромы. Со всеми вытекающими из этой ситуации проблемами. Нужный проект? Очень нужный.

История строительства этого моста — это ни много, ни мало, история самой республики. Еще на заре становления Якутской автономной ССР был план строительства железной дороги до города Нижнего Бестяха (поселок-спутник Якутска, находящийся на правом берегу), а потом и совмещенного автомобильно-железнодорожного моста до Якутска. Этот план реализовался только к 2019 году — когда по линии Беркакит—Томмот—Нижний Бестях было запущено пассажирское движение. Грузовое начало функционировать немногим ранее. Так начала работать на полную мощь Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ), которая соединяется с БАМом.

Казалось бы, мечта века сбылась. Значит, теперь надо строить совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена, до города Якутска. И все — никакого разрыва республики, грузы потоком, развитие экономики, освоение месторождений Западной Якутии, мобильность граждан и так далее.

Так в принципе и планировалось. К 2010 году строительство такого моста было заложено в федеральных программах. Сначала нужно было достроить саму железную дорогу, а затем приступать к мосту.

Но после смены в 2010 году руководства республики ситуация поменялась кардинально. Сначала были сняты деньги на этот объект из федеральных программ, а затем пришли вообще к тому, что мост должен быть автомобильным. То есть железную дорогу довели до Нижнего Бестяха, а потом решили дальше ее не строить и переключиться на исключительно автомобильный мост. Вы видите в этом логику?

Вот и Счетная палата Российской Федерации ее не увидела. В своем отчете по результатам проверки строительства железной дороги «Томмот-Якутск (Нижний Бестях)» аудиторы пришли к выводу, что она не помогла связать крупнейший город Республики Саха (Якутия) с другими регионами России. Потому что основная цель, которая была заявлена при строительстве АЯМа, — это повышение транспортной доступности. Но задача эта выполнена не в полной мере.

Изначально, отметил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Но в 2016 году от него отказались и даже исключили из ФЦП «Развитие транспортной системы.

«Это, — пояснил аудитор, — привело к тому, что цели проекта не достигнуты: круглогодичной транспортной доступности нет».

Аудитор не просто так переживает за судьбу якутского моста — на строительство якутской железной дороги было потрачено немало средств из федерального бюджета — 28 млрд. рублей, и из республиканского — 16,7 млрд., плюс средства из внебюджетных источников.

Это очень немаленькие деньги даже для федерального бюджета, не говоря уже о бюджете субъекта. А что же получилось? На что они пошли? На то, образно говоря, что для людей построили баню, но только на другом берегу реки. Парьтесь, как хотите. И теперь жители столицы республики Якутска (где, на минуточку, проживает почти половина всего населения региона) вынуждены в любое время года сначала пересекать реку Лена, затем еще час ехать до станции «Нижний Бестях», и только потом, изможденные, садиться в поезд. Тоже самое происходит с грузами. Их довозят до Нижнего Бестяха, потом перегружают на машины и, допустим летом, отправляют с помощью паромов в столицу. Ну, не маразм ли все это?!

Абсолютный. Но в Якутии по совершенно непонятным причинам решили строить только автомобильный мост, причем за счет бюджета республики в вроде бы как средств инвестора и нашли для этого компанию, ВИС называется. Но поскольку стоимость моста, даже в автомобильном варианте, очень высокая (как сказал в своем недавнем интервью глава Минвостокразвития Российской Федерации Алексей Чекунков, она составляет 90 млрд. рублей), регион очень надеется на федеральный грант. Гранта этого нет до сих пор. Федеральная власть то одно говорит, то другое.

Последнее заявление вице-премьера правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина по этому поводу — мы готовы предусмотреть до 50 процентов в федеральном бюджете на строительство моста. Но при условии, что оставшуюся часть денег республика найдет сама.

История с федеральным грантом на мост длится довольно давно. Будут ли деньги, достоверно непонятно до сих пор. Но республика уже начинает вкладываться в этот дорогостоящий проект, залезая в кредиты.

Естественно, у жителей республики возникают вопросы — а почему такой сложный и дорогой проект должна тянуть сама Якутия? И почему вообще мост должен строиться за счет республиканского бюджета? Мы же все России живем — неужели на такие крупные инфраструктурные проекты денег нет?

У якутян такая ситуация вызывает раздражение. Республика богата алмазами, золотом, углем, газом, нефтью, редкоземельными металлами — да чего только нет! Уровень жизни в регионе невысокий, ветхого и аварийного жилья больше, чем в любом другом регионе Российской Федерации. А тут такой громадный проект, который пусть даже наполовину нужно оплатить из бюджета республики. Почему?

Увы, потому, что и федеральная, и республиканская власть подходят к решению инфраструктурных вопросов совершенно извращённым способом.

Федеральная власть считает — раз это региональный проект, какой-то мост в отдаленной Якутии, то почему федеральный бюджет должен вкладываться в это дело? И приводит всякие выкладки, что в этом мосте нет никакой экономики.

Вроде бы логично. Но, позвольте, разве развитие инфраструктуры, тем более в регионах Дальнего Востока, это не есть прямая государственная задача? Нет?

Вы решили выдать регионам инфраструктурные кредиты. Даже сумму определили — 500 млрд. рублей под 3%. А почему именно такая сумма? Что, сели, посчитали, сколько есть проектов и определили? Верится с большим трудом.

Видимо, как всегда, взяли цифру с потолка и кинули в народ. А регионы, подсаженные на дорогие кредиты, и обрадовались. А чему радоваться-то? Ведь это не просто какие-то субсидии, субвенции и так далее — это же кредиты, их отдавать нужно. Это что, такая большая радость?

А потом федеральное правительство удивляется — почему же у регионов такие огромные долги и что же с ними делать? Так с такой политикой субъекты и вовсе по миру пойдут. Рано или поздно.

То есть вместо прямого решения государственных задач, наше правительство занимается чем угодно, только не своим прямым делом. Как будто государство в принципе создано для чего-то другого, но не для решения тех проблем, которые есть у регионов и граждан.

Федеральному правительству уже их родная Счетная палата говорит — так нельзя, вы деньги на ветер выкинули, надо строить совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Лену. А им хоть бы хны. Выкинули, и, видимо, не жалко. Не свои же, бюджетные. И никаких наказаний, никакой ответственности за, по сути, разбазаривание народного имущества.

Что на этом фоне делает региональное правительство? Вместо того, чтобы взять как флаг отчет Счетной палаты и пойти с ним в правительство Российской Федерации, они договариваются с частными компаниями, берут кредиты и радуются «подарку» — инфраструктурным кредитам.

А ничего, что когда-то легко удавалось доказать, что мост через реку Лена — это совершенно не региональный проект. Это исключительно федеральный проект и с точки зрения экономики, и госбезопасности, и геополитики. Да что говорить — этот мост, даже в автомобильном варианте, является прямым продолжением федеральной автодороги «Колыма».

Эта автодорога начинается в Якутске и заканчивается в Магадане, и она федеральная. Даже зимниками через реку Лена занимается Росавтодор как составляющей федеральной дороги «Колыма». Так, значит, и мост должен строить Росавтодор, как часть подведомственной ему автодороги. Разве нет? Это же логика, которая лежит на поверхности.

Но нет — региональное правительство с упорством, достойным гораздо лучшего применения, продолжает тащить автомобильный мост, даже не имея на руках подтверждённого федерального финансирования.

О чем красноречиво говорит вся эта ситуация? О полном бардаке во всех уровнях власти. Счетная палата говорит об одном. Правительство Российской Федерации думает совершенно о другом. И развитие инфраструктуры, которое является прямым путем к развитию любой страны — для нашего государства стоит на последнем месте.

Регионы мечутся и нагребают на себя кредиты, из которых потом не знают, как вылезти. Каждый занят решением сиюминутных задач. Многие понимают, что делают мартышкин труд, но делают, по инерции, ибо выпасть из системы никто не хочет.

А все вместе это называется — российская действительность. Маразматическая, я бы сказала, действительность.

Можно было бы на этом поставить точку. Но хочется добавить вот еще что. Пока мы плещемся в своих лужах, не занимаясь реальным делом, другие государства активно развиваются.

Мы давно вылетели из ряда мощных сверхдержав и находимся в глубокой стагнации или даже регрессии. В конце концов — нас всего 140 с хвостиком миллионов человек на такую огромную территорию. И никакие меры не помогают увеличить рождаемость.

И на этом фоне, когда не осталось никаких заделов от советского наследия, наше государство продолжает вбрасывать в народ всякие дешевые подачки типа инфраструктурных кредитов, целых несколько тысяч рублей на ребенка и — о, чудо! — подведения газа до границ земельных участков граждан.

Нет, вы серьезно? И это называется государственным подходом? В этом и есть будущее России?

Юлия Орлова.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question