Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Хватит опекать ФАПК «Якутия»

21.07.2016

YKTIMES.RU – К теме «государственного малого бизнеса» в последнее время приковано сильное внимание СМИ. В частности, резонанс вызвали публикации Якутия.Инфо и «Якутска вечернего» о деятельности государственного предприятия ФАПК «Якутия». Причем он возымел эффект: 19 июля на Координационном совете по предпринимательству при главе Якутска деятельность предприятия рассмотрели отдельным вопросом, пишет YAKUTIA.INFO.

Вкратце о сути проблемы: в Якутии, как и в России в целом, наблюдается опасная тенденция излишнего «огосудаствления» экономики. Особенно опасно то, что власти вместо создания бизнес-среды и нормального регулирования рынка сами начинают лезть в бизнес.

Официально это делается из благих побуждений – с лозунгами в духе «поддержим старейшее предприятие республики», «напоим якутским квасом, пивом и газировкой Якутию, Сибирь и Китай» и т. д. На деле же чиновники своими действиями — всевозможными преференциями, вливаниями, налоговыми льготами и прочими мерами поддержки для «своих компаний» — ломают и без того насыщенный рынок той же воды и газировки. И при этом выкачивают из государства ресурсы на свои «хотелки».

Представитель одного из частников, работающих без всякой господдержки, – директор компании «Азбука вкуса» Александр Федорчук озвучил любопытные расчеты. Они основаны на данных американской маркетинговой компании Nielsen Holdings N.V. («Нильсен Холдингс»).

Свой доклад бизнесмен разбил на две части: по так называемой «белой» (чистой бутилированной) воде и по так называемой «сладкой» воде (всевозможные газировки).

Начнем с первой. По данным «Нильсен», россияне, а значит, и якутяне, потребляют в среднем 35 литров «белой» воды в бутылках объемом от 0,5 до 6 литров в год. Умножаем эту цифру на 1 млн жителей республики и получаем примерно 35 млн «белой» в год.

Теперь сравним полученную цифру с данными по производству этой продукции.

В одном только Якутске и пригородах такую воду из частников делают ИП «Плетнер», ИП «Сивцев», ИП «Шнидман», «Производственный комбинат №1» и «Даймонд». По собранным данным Федорчука, эти производители в состоянии обеспечить потребителей «белой» водой в вышеуказанной таре объемом 60 млн литров в год.

Но и это не все. Есть еще Ассоциация производителей воды Якутска, куда входят такие компании, как «Чистая вода», «Ледовица» и ряд других. Помимо 19-литровых бутылок, они также выпускают «белую воду» в таре от 0,5 до 6 литров. По информации ассоциации, ее представители могут делать до 30 млн литров воды в год в указанной таре.

Итого мы имеем фактически 90 млн литров «белой» воды в год против реального потребляемого якутянами объема – 35 млн литров воды в год. При этом Федорчук не включил в свой доклад цифры по производству воду в районах – Нижнем Куранахе, Мирном, Олекминске, Нерюнгри и Нижнем Бестяхе.

Перейдем к цифрам по так называемой «сладкой воде». «Сладкую» в России пьют примерно столько же, сколько «белую» – около 35 литров на человека в год. То есть, по самым грубым прикидкам, в Якутии выпивают все те же 35 миллионов «сладкой» в год.

Но тут одно большое отличие: по данным «Нильсен», компании «Пепси-Кола» и «Кока-Кола» занимают примерно половину якутского рынка. Остальную половину легко покрывают и даже перекрывают местные производители. По данным Федорчука, те же ИП «Плетнер», ИП «Сивцев», ИП «Шнидман» могут производить до 40 млн литров «сладкой» в год.

В общем, не будем перегружать читателя цифрами. Ему наверняка стало ясно: якутский рынок перенасыщен местной водой – как «белой», так и «сладкой». Причем даже с учетом того, что выпускать ее будут только частники.

И вот в прошлом году на этот и без того перенасыщенный рынок «белой» и «сладкой» приходит государственная корпорация ФАПК «Якутия». Со своими государственными мощностями, новым оборудованием именно под эту продукцию, а также всевозможными мерами господдержки. Которая одну только «сладкую» воду может производить в объеме до 30 млн литров в год. Компания ранее специализировалась на ликеро-водочной продукции и пиве. Но то ли там что-то не срастается, то ли что другое.

«Конечно, каждый хочет укусить долю от той же «Кока-колы», но это нереально, – заявил Федорчук. – Но при этом учтите, что мы вкладываем в производство свои деньги, а вы — государственные. Мы не боимся конкуренции, но если вы пришли на рынок, давайте конкурировать честно. А вообще государство должно не лезть в бизнес, а обеспечивать для предпринимателей условия для добросовестного труда».

По словам заместителя гендиректора ФАПК «Якутия» Туяры Алексеевой, «коллектив компании очень удивлен тем, что, оказывается, ущемляет права предпринимателей».

«Наши объемы далеки от тех объемов, которые вы производите. Вы говорите, что не можете конкурировать с «Кока-колой». Тем не менее, мы ставим перед собой совсем другую задачу. Например, мы конкурируем с такими привозными напитками, как «Родники Кавказа», «Боржоми», «Черноголовка». Также мы попробуем вытеснить продукцию «Кока-колы».  Никакого демпинга у нас не производится. Если сравнивать цены, то они у нас даже выше, чем у других производителей. Мы конкурируем за счет вкуса. Главной проблемой местных производителей является то, что они плохо представлены на рынке.

По нашим данным, привозная продукция занимает не 50 процентов, как вы говорите, а 70. Поэтому мы считаем, что местные производители должны не воевать друг с другом, а конкурировать с привозной продукцией», – были ее слова.

По итогам выступлений обоих докладчиков члены Координационного совета высказали разные мнения. Так, представитель «ОПОРЫ России» Трофим Иванов предложил приватизировать предприятие, чтобы оно на равных условиях конкурировало с другими производителями. Пусть руководство выкупит его (естественно, на свои собственные, а не на околобюджетные деньги) и доказывает свою конкурентоспособность в равных условиях.

Предприниматель Юрий Малтугуев предложил следующее:

«Здесь вопрос не в плоскости конкурирующих предприятий. Вопрос в том, оправдано ли использование налоговых льгот и бюджетных вливаний в это предприятие. Предлагаю ФАПК «Якутия» предоставить на следующее заседание КС аналитическую записку по имуществу, помещениям, доходам, налоговым отчислениям в бюджет и выплат учредителю».

Отметим, что учредителями ФАПК выступают администрация Якутска и Комдрагмет Якутии.

Замглавы Якутска Петр Ефремов, как бывший гендиректор ФАПК, высказался в духе Кота Леопольда:

«Местные производители должны не воевать друг с другом, а поставить перед собой цель создать одну ассоциацию. Чтобы обеспечить население республики качественной местной продукцией».

Журналист, заместитель главного редактора газеты «Якутск вечерний» Виталий Обедин повторил мысли озвученные ранее:

«ФАПК «Якутия» – это пример государственного малого предпринимательства, наделенного площадями, налогами, административными мерами поддержки и налоговыми режимами, иногда субсидируемого из бюджетов разных уровней, с навязыванием продукции в качестве обязательной зависимым от бюджета структурам. В то время как этот рынок вполне может развиваться сам, не затрагивая государственные ресурсы.

Мы в свое время направляли соответствующее письмо на имя главы республики с вопросом: зачем в структуру, которая способна самофинансироваться и сама себе создавать условия, вкладывать государственные средства? Это не государственная политика».

Обедин напомнил, что сейчас в Ил Тумэне разрабатывается законопроект о промышленной политике.

«Этот бездарный законопроект, по сути, должен заменить закон о государственно-частном партнерстве, который на самом деле сводился к отношениям властей с околобюджетными структурами. Предлагаю подключиться к его рассмотрению и сделать так, чтобы закон о промышленной политике соответствовал своей сути. А именно: чтобы по требованию этого закона государственные предприятия не вмешивались в самодостаточные рынки», – сказал журналист.

Обедин также вспомнил одну из любимых поговорок главы Якутии о том, что «государство — неэффективный собственник».

«Какие дивиденды мы получили от ФАПК «Якутия»? И есть ли смысл держать пакет акций этой компании, или ее будет проще продать? Пусть развивается в свободном рынке, без оглядки на муниципальный бюджет и поддержку», – заявил он.

Председатель Координационного совета по предпринимательству при главе Якутска Сергей Черных предложил создать рабочую группу по выдвинутым предложениям. А также озвучить вопрос в целом по проблеме «государственного малого бизнеса» на одном из заседаний Координационного совета по предпринимательству при главе Якутии.

А зампредседателя КС Ирина Котенко предложила поднять эту проблему на форуме предпринимателей Якутска. Котенко добавила, что на форуме будет поднята в целом проблема излишнего присутствия государства в бизнесе. В том числе присутствия в виде госкомпаний, которые декларативно создаются для «динамичного развития республики», а на деле этот процесс, наоборот, тормозят.

Проведение форума намечено на август этого года.

Денис АДАМОВ.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question