Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Как правильно: ООО или ОПС «АЯМ»?

29.06.2022

YKTIMES.RU – Известно, что за морем телушка – полушка, да рупь перевоз. Лучше всех это знают жители Дальнего Востока России. То, что «на материке» стоит копейки, в Хабаровске или во Владивостоке купишь за полновесный рубль. А на в Чукотке, в Якутии или Магадане за это же заплатишь пятерку, не меньше. А то и червонец выложишь, пишет telegram-канал “Такой Дальний Восток“.

Государство в меру своих сил и разумения пытается облегчить жизнь дальневосточников, сокращая транспортную составляющую в конечной стоимости продукта. Для того и развивают Северный морской путь, строят и расширяют железные дороги, и федеральные автотрассы. Сил у России много, а вот с разумением у чиновников, на которых многое возложено, не совсем хорошо. Да и слаб человек, и страстям подвержен.

Вот Якутия. Чтобы людям жилось здесь легче, построили Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль (АЯМ) протяженностью в 1200 километров. Ее эксплуатация поручена АК «Железные дороги Якутии», в быту – АК «ЖДЯ». В ней 50% акций принадлежат Российской Федерации, а остальные 50% – Республике Саха (Якутия). То есть, это – государственная корпорация в чистом виде. Строительство дороги обошлось в копеечку и федеральному и региональному бюджетам. Но цель – благая, и потому за ценой не постояли. Предполагалось, что «железка» дойдет до крупнейшего города Северо-востока России – Якутска, и цены там рухнут. Конечно, никто не ждал, что они сравнятся с ценами в Центральной России или Новосибирске, но все же. Однако в ходе реализации проекта оказалось, что железнодорожный мостовой переход через крупнейшую в мире реку Лена экономически невыгоден и решили остановиться на берегу, в поселке Нижний Бестях.

Отступление 1. Злые языки утверждают, что вообще-то река Лена течет здесь с сотворения мира. То, что она в числе крупнейших в мире, отражено на всех глобусах, картах и даже в Википедии. В то, что на вечной мерзлоте построят железнодорожный мост через такую водную артерию, не верили даже сами разработчики проекта. Но идея была так хороша, что под неё и денег не жаль.

Станцию в пос. Нижний Бестях сдали в эксплуатацию в 2019 году. С тех пор она работает в проектном режиме, как и остальные шесть станций АЯМ. Отразилось ли это на ценах для жителей центральной части Якутии? Никак. Почему? Ответ – ниже.

За 2021 год АК «ЖДЯ» перевезла сотни тысяч тонн грузов на общую сумму 8,1 млрд рублей, заработала 227 миллионов рублей прибыли. Честь и хвала железнодорожникам (численность персонала компании – 1302 человека) и их генеральному директору В.В.Шимохину. Все цифры здесь и ниже, если нет отдельной сноски, взяты из открытого источника – агрегатора RUSPROFILE, который, в свою очередь, опирается на данные отчетов самих предприятий в федеральную налоговую службу (ФНС).

Привезти грузы на станцию – мало, их надо доставить конечному потребителю. Очень грубо схема выглядит так: отправитель собирает грузы в Москве или в Новосибирске (крупнейшие логистические центры), комплектует контейнеры. Сначала РЖД, а затем ЖДЯ перевозят эти контейнеры на станцию Нижний Бестях. Далее АК ЖДЯ распихивает состав по железнодорожным путям необщего пользования, в быту – по тупикам, и умывает руки. С этих тупиков контейнеры перегружаются на автотранспорт и доставляются на склады, откуда растекаются непосредственным потребителям.

Из информации на сайте ООО «Ассоциация строителей АЯМ» следует, что из семи грузовых станций АК ЖДЯ только три – Алдан, Томмот и Нижний Бестях – работают в общедоступном режиме. Нерюнгри-грузовая – стартовая станция, остальные три работают в интересах угле- и золотодобывающих предприятий, вроде ГОК «Денисовский» или АО «Полюс Золото». На трех станциях семь тупиков работают в общедоступном режиме обслуживания перевозки товаров народного потребления. Остальные девять – специализированные. На них направляют грузы взрывчатых веществ, топливо, грузы для золотодобытчиков, металлолом. Из семи тупиков четыре принадлежат ООО «Ассоциация строителей АЯМ». Оставшиеся три – АО «Госснабсбыт Якутии», причем только на станции Нижний Бестях.

***
За 2021 год ООО «Ассоциация строителей АЯМ» заработала на своих тупиках 4 млрд. рублей дохода, и получила прибыль в 530 (!) миллионов рублей. Предприятие с уставным капиталом 100 тысяч рублей и персоналом из одного(!) человека, заработало полмиллиарда рублей чистой прибыли на «оказании комплексной транспортной услуги по переработке и доставке народно-хозяйственных и опасных грузов на железнодорожных станциях Алдан, Нижний Бестях» (цитата c сайта предприятия https://аям.рф/about/).

Получается, что компания, арендующая четыре тупика у АК «ЖДЯ» получила прибыль в два с лишним раза больше, чем сама АК ЖДЯ! Зачем обслуживать тысячу с лишним километров путей, содержать почти полторы тысячи человек персонала, если можно просто арендовать часть государственного имущества и иметь при этом гешефт в разы больше? Выходит, государство строило эти пути, вкладывала сотни миллиардов казенных денег, чтобы сливки снимала ООО «Ассоциация строителей АЯМ»? И каждый житель центральной Якутии, которых наберется 500 тысяч, платит из своего кармана тысячу рублей ежегодно, обеспечивая прибыль этого предприятия и райскую жизнь его руководству и учредителям. А, может, не все так просто?…

Давайте разбираться. ООО «Ассоциация строителей АЯМ» является преемником ЗАО «Ассоциация АЯМ» и создана в 2004 году. Уставный капитал 100 000 рублей. Юридически компания находится в Москве, на ул. Горбунова, д. 2, стр. 3, офис пом. II ком.4 каб..3. А раньше компания базировалась в Республике Саха /Якутия/, в Алдане, на ул. Космачева, 3. Основной вид деятельности по кодам ОКВЭД – 52.24 «Транспортная обработка грузов». Руководителем с 26 мая 2017 года числится исполнительный директор Егор Алексеевич Фролов (ИНН 246309195163). Он же – единственный сотрудник по состоянию на 2021 год. Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО «Ассоциация Строителей АЯМ» являются 1 российское юридическое лицо и 1 физическое лицо: ООО «УК «Аям» (Доля: 99 000 руб. (99%)) и Фролов Владимир Иванович (Доля: 1 000 руб. (1%)). Сам директор предприятия Егор Фролов получил в 2021 году зарплату в размере 3 миллиона рублей (250 тыс. рублей в месяц) и эта сумма, понятно, в прибыли руководимого им предприятия не отражается.

С прибылью вообще все интересно. Точнее, с тем, куда она исчезает. Уставный капитал предприятия не увеличился ни на рубль. Значит, прибыль должна быть распределена между учредителями. Согласно данным RUSPROFILE, ООО «Управляющая компания «АЯМ» зарегистрирована 12.12.2008 г. по адресу: 121596, город Москва, ул. Горбунова, д. 2 стр. 3, офис пом. II ком.4 каб.3. По тому же адресу, и даже в том же самом кабинете, что и ООО «Ассоциация строителей АЯМ». Руководителем ООО «УК АЯМ» с 18 мая 2015 г. в должности генерального директора является Якимчук Юрий Васильевич (ИНН 773105126708). По ОКВЭД (70.10 ) предприятие занято деятельностью головных офисов. В 2021 году в штате числились 7 сотрудников.

Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями ООО «УК АЯМ» являются одно российское юридическое лицо и одно лицо физическое: ООО «Проект Полюс» с долей в 9 900 руб. (99%) и некто Анатолий Михайлович Медведев с долей в 100 руб. (1%). Уставный капитал – минимальный, 10 тысяч рублей. При этом выручка ООО «Управляющая компания «АЯМ» в 2021 году составила 12 млн руб.. Прибыль – 9,7 млн руб. Но это совсем не 530 миллионов прибыли строителей АЯМ! Где же деньги? Ведь выручка в 12 миллионов рублей – это ровно в 44(!) раза меньше предполагаемых дивидендов от учредительства ООО «Ассоциация строителей АЯМ».

***
Не менее интересно и то, что владелец-распорядитель трех тупиков на станции Нижний Бестях – АО «Госснабсбыт Якутии» – закончил прошлый год с убытком в 4,5 миллиона рублей при общей выручке в 168 миллионов. Хотя там работали 16 человек персонала против одного в ООО «Ассоциация строителей АЯМ».

Управляет АО «Госснабсбыт» ООО УК «Инициатива», генеральным директором которого является Константин Васильевич Лукьянов. В свою очередь, ООО УК «Инициатива» учредило просто ООО «Инициатива», основателем которого является некое ООО «Северная логистическая компания». Угадаете, кто стоит за этой структурой? Все тот же Константин Васильевич Лукьянов. Одно слово – бизнес-ас.

Быть генеральным директором фирмы, учрежденной учрежденным тобою же единолично предприятием – это впечатляет. Но наводит на смутные сомнения. Которые, увы, оправдываются. Ведь ООО «УК АЯМ» является крупнейшим собственником (45% уставного капитала) ООО «Якутское контейнерное агентство». А сам г-н Лукьянов благополучно совмещает генерал-директорство в управляющей компании АО «Госснабсбыт Якутии» и работу в ООО «Якутское контейнерное агентство». Со стороны – бизнес, конкуренция, и все, как положено. А на деле – хозяин, как и карман – один.

Мало того, злые языки утверждают, что АО «Госснабсбыт Якутии» приобретено в качестве «запасного аэродрома» на случай сложностей с ООО «Ассоциация строителей АЯМ» у ГК «Старвей», связанной с сыновьями бывшего генпрокурора Чайки. Формальный хозяин у обеих компаний один – ООО «УК АЯМ».

А вот собственником ООО «УК АЯМ» выступает ООО «Проект Полюс», учрежденное в 2002 году в Москве по адресу ул. Рябиновая, д. 26 стр. 1, ком. 1 (8 этаж).

Руководит предприятием, где в 2021 году числилось 17 сотрудников, генеральный директор Геннадий Иванович Витушинский. По общероссийскому каталогу видов экономической деятельности (ОКВЭД) компания занимается арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом (68.20). Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО «Проект Полюс» являются два физических лица: Иванов Олег Владиславович и Тарасенко Виталий Васильевич. Выручка их детища за 2021 год составила 159 млн. рублей при убытке в 58 млн руб. Вот только согласно налоговым декларациям, ни предприятие, ни его учредители к сверхприбылям ООО «Ассоциация строителей АЯМ» не имеют.

Значит, ищем дальше. Так у кого же арендуют имущество и успешно им управляют эти господа?

В хитросплетениях вокруг тупиков станций АК ЖДЯ немудрено заблудиться. Только учредителей и руководителей созданных вокруг якутской «железки» набирается порядка десяти человек. Есть ли что-то, что их связывает? Оказывается – есть. Их объединяет или отношение к строительству Амуро-Якутской магистрали, или связи с группой компаний «Балтийская строительная компания» (БСК). И есть некто, кто возглавлял и Ассоциацию предприятий строительства АЯМ и БСК-19. Это – генеральный директор АК ЖДЯ Василий Шимохин.

Отступление 2. Любопытный нюанс, который может помочь в поисках бенефициара сверхприбыли ООО «Ассоциация строителей АЯМ». Некто Шимохина Анастасия Васильевна работает в ООО «УК АЯМ». Судя по фамилии и отчеству, она имеет непосредственное отношение к генеральному директору АК ЖДЯ Василию Шимохину. Проще говоря – это его дочь. Получается, что ближайший родственник генерального директора работает у учредителя предприятия, имеющего сверхдоходы от эксплуатации мощностей предприятия, руководимого этим самым генеральным директором. Но про конфликт интересов, там, видимо, не слышали.

***
Кого волнует, что ООО «Ассоциация строителей АЯМ» является правопреемницей ЗАО «Ассоциация АЯМ», входившего в Ассоциацию предприятий строительства Амуро-Якутской магистрали? И что ее генеральным директором с 1991 по 2000 год был Василий Владимирович Шимохин. Тот самый, что с 2000 по 2002 год – вплоть до назначения исполнительным директором АК «ЖДЯ» – работал директором ООО «БСК-19» в г. Тында Амурской области. Если сложить два и два, получится, что реальным хозяином и ,соответственно, реальным распорядителем сверхприбылей от эксплуатации тупиков АК «Железные дороги Якутии» является генеральный директор АК «ЖДЯ» Василий Владимирович Шимохин? Ответ могут дать только правоохранительные органы. Будем ждать.

Напоследок один и, видимо, самый серьезный вопрос. Коль скоро эксплуатация тупиков столь прибыльный бизнес, почему сама АК «ЖДЯ» не занимается этим делом? Получается, что железнодорожники Якутии выполняют самую трудную часть работы, а прибыль гребут частники. Дело в том, что АК «Железные дороги Якутии» является естественным монополистом, и её деятельность регулируется антимонопольным законодательством. Федеральная антимонопольная служба контролирует тарифы оказания услуг, не позволяя задирать их слишком высоко. Кроме этого, закон не позволяет ограничивать конкуренцию и доступ к тупикам получили бы все желающие перевозчики, сбивая цены друг у друга. В конечном счете, выигрывает конечный потребитель, получая товар существенно дешевле. Ровно настолько, насколько наваривается сейчас ООО «Ассоциация строителей АЯМ», то есть на полмиллиарда рублей в год.

Отступление 3. В 2020 году Василий Шимохин в интервью изданию «Тайгапост» сокрушался:

«Да, железная дорога до Бестяха выбила объемы у автоперевозчиков, они перешли в другие районы. Это был объективный процесс. Меня ругали, что я подрываю бизнес автоперевозчиков, но никуда от этого не деться, конкурировать грузовикам с железной дорогой сложно.…».

Но лукавит генеральный директор АК «ЖДЯ». А ООО «Ассоциация строителей АЯМ» – хвалится:

«Транспорт предприятия насчитывает свыше 250 автомобилей отечественного и зарубежного производства различного назначения и свыше 50 единиц тяжелой самоходной техники».

То есть, подорвали бизнес автоперевозчиков тем, что зашли в него сами и ограничили доступ посторонних на «свои» тупики.

Получение сверхприбылей от сдачи в аренду государственного имущества – это ноу-хау, разработанное даже не вчера. И отомрет оно точно не завтра – уж больно велик соблазн им воспользоваться. Вот только следователи за последние годы хорошо научились разбираться в кружевах, которые плетут ушлые менеджеры госсобственности.

Аппетит приходит во время еды. И Якутии доморощенным «бизнес-асам» уже мало, они присматриваются к соседним регионам. Строительство железнодорожного моста через реку Лена было признано нецелесообразным. Но пассионарные строители АЯМ придумали очередной ход: строительство железной дороги Якутск – Магадан через золотодобывающие регионы обоих регионов. Правда, проект этот не находит понимания у государства. Возможно, и по озвученным выше причинам. Или потому, что его инициаторы имеют все шансы попасть на колымские золотоносные месторождения не в качестве героических строителей, а по приговору суда. Ведь статью 210 Уголовного Кодекса РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» никто не отменял.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» указано, что преступное сообщество (преступная организация) отличается от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы, более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью.

Идеально подходит для нашего случая, не правда ли?


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question