Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Как цифровизация меняет карьер Нежданинского

4.11.2022

YKTIMES.RU – На Нежданинском горно-обогатительном комбинате внедрена автоматизированная система диспетчеризации «Полина» («Полиметаллу» – надежная автоматизация»), которая помогает управлять карьерной техникой, а также экономить ресурсы, сообщает пресс-служба АО “Полиметалл”.

Специалисты «Полиметалла» внедряли созданную ими с нуля систему в два этапа. Сначала бортовые устройства в тестовом режиме появились на двух большегрузных автомобилях, а затем к автоматизированной системе диспетчеризации (АСД) подключили все самосвалы и экскаваторы. Также программисты настроили сервер и произвели полную пуско-наладку оборудования.

Начальник отдела развития программных и аппаратных продуктов «Полиметалла» Дмитрий Черкашин поясняет, что «Полина» состоит из трёх главных элементов – ядра, размещенного на сервере, рабочего места диспетчера и бортовых компьютеров на горной технике.

«Серверы на Нежданинском месторождении включают механизмы мониторинга ситуации на карьере, передачи сведений на машины, сервисы для работы интерфейсов у диспетчера. Серверы резервируются, то есть, если возникнет какая-то проблема, данные удастся сохранить в полном объеме», – говорит он.

Рабочее место диспетчера – это обычный компьютер. Для того, чтобы войти в АСД, специальных приложений устанавливать не надо, достаточно открыть стандартную веб-страницу.

«Бортовые компьютеры самосвалов и экскаваторов с помощью внутренних шин данных связаны с сервером. На сенсорных панелях отображается вся необходимая оператору информация, включая производственное задание на вывоз горной массы. Кроме того, водитель или машинист может вводить сведения о простое, готовности техники к горным работам и так далее», – отмечает Дмитрий Черкашин.

На Нежданинское месторождение группа программистов из Санкт-Петербурга выезжала дважды – сначала для проведения тестового этапа, а затем – чтобы оснастить всю технику бортовыми устройствами и развернуть серверные мощности.

К каждой командировке специалисты готовились предельно тщательно, так как участок отдаленный и со сложной логистикой. Если бы вдруг понадобилась какая-то деталь, просто съездить в город и её купить было бы невозможно.

Дмитрий Черкашин признается, что в начале работ возникали сложности с удалённой настройкой системы из Санкт-Петербурга, так как интернет-соединение было только через спутник. В Якутии впервые подключили к системе технику Volvo, а также использовали сеть связи типа LTE.

«Для «Полины» LTE удобна: сеть покрывает всю территорию карьера, не оставляя зон с неустойчивой связью. Что касается Volvo, то с точки зрения получения данных машины эти довольно капризны, но удаётся справиться и с ними. В целом АСД работает стабильно. От коллег с ГОКа, за что им огромное спасибо, постоянно приходят запросы на доработку. Систему улучшаем, после чего заливаем программное обеспечение на бортовые компьютеры и на сервер», – подчеркивает начальник отдела развития программных и аппаратных продуктов «Полиметалла».

Якутянин Дмитрий Белолюбский, работающий на Нежданинском горным диспетчером, считает, что с появлением «Полины» объём получаемой им информации значительно увеличился.

«Автоматизированная система диспетчеризации (АСД) – это хороший инструмент. Она дает нам полную картину происходящего на участке открытых горных работ. Благодаря ей, мы отслеживаем все маршруты техники, знаем, кто управляет каждой машиной, скорость её движения, запас топлива, вес перевозимого в кузове груза», – отмечает Дмитрий.

По его словам, изменилось взаимодействие между водителем самосвала и машинистом экскаватора. Например, через установленные в кабинах сенсорные панели машинист видит, сколько горной массы он загрузил и может контролировать её объем. Таким образом, техника не перегружается, а также повышается эффективность каждого выполняемого самосвалом рейса.

«Движением машин по-прежнему управляем по радиосвязи, дублируя маршрут в АСД для его отображения на экранах бортовых компьютеров», – говорит Дмитрий Белолюбский.

Он уточняет, что на данном этапе «Полина» – это в большей степени именно инструмент. До момента её превращения в полноценно работающую систему, дополняющую функционал диспетчера или в каких-то моментах заменяющую его, создателям АСД – программистам «Полиметалла» – еще нужно поработать.

«Есть минусы – не всегда получаем корректную информацию с бортовых панелей. Кроме того, данные пока ещё невозможно применять в сменных отчетах. Обо всех неполадках в работе АСД сразу сообщаем разработчикам и местному инженеру автоматизированной системы диспетчеризации, получаем оперативную обратную связь. Понятно, что по объективным причинам не всё удается решить быстро. Уверен, что совместными усилиями с работающими на ГОКе специалистами, создателями системы добьёмся того, что «Полина» начнёт выполнять все поставленные задачи», – добавляет Дмитрий.

Вообще-то, «Полиметалл» применяет автоматизированные системы диспетчеризации давно, но раньше это были продукты сторонних разработчиков, что создавало определенные неудобства: какие-то сбои и проблемы решались долго, да и функционал в некоторых моментах перестал отвечать требованиям компании. Поэтому несколько лет назад в петербургском офисе сформировали группу, создавшую систему диспетчеризации с нуля.

Руководством «Полиметалла», подчеркивает Дмитрий Черкашин, поставлена цель вывести открытые горные работы на новый уровень цифровизации – не только отслеживать эффективность работы горной техники карьера, но и автоматизировать управление этой техникой.

«У нас нет такой задачи, чтобы система полностью заменила человека. «Полина» призвана помогать диспетчеру, а не конкурировать с ним. В дальнейшем мы намерены расширять её возможности. На Нежданинском планируем включить новый функционал – перевести АСД в уже опробованный на другом предприятии компании режим автоматического управления, чтобы система сама рассчитывала, к какому экскаватору должен подъехать водитель самосвала для начала погрузки», – говорит Дмитрий Черкашин.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question