Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Крещение Господне на страницах редких изданий Президентской библиотеки

19.01.2019

YKTIMES.RU – В дни Крещения Господня Президентская библиотека раскрывает историю возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей. В её электронном фонде можно найти многочисленные раритетные издания, исторические исследования, открытки и другие материалы на тему Крещения. А благодаря доступной на портале библиотеки кинохронике есть возможность увидеть, как отмечали этот праздник 80 лет назад, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки.

История новогодних и рождественских праздников представлена Президентской библиотекой в яркой и разнообразной коллекции «Новый год и Рождество в России». На портале открываются редкие светские и церковные книги, подробно раскрывающие историю зимних христианских праздников.

Про истоки Крещения рассказывает глава «Крещение Иоанново» в книге К. Победоносцева «Праздники Господни»: «Странная молва разнеслась по земле иудейской. Стали говорить, что в пустыне Иорданской появился человек Божий – живёт уединённо в подвижничестве, дому не имеет, одет в верблюжью шкуру с кожаным поясом, питается тем, что даёт ему пустыня, и всех, кого встречает, зовёт к покаянию и погружает в струях Иорданских, и всем говорит про какого-то нового пророка, который придёт вслед за ним и будет сильнее его и принесёт народу новое крещение».

С библейскими сюжетами о рождении и крещении Иисуса Христа и его крестном пути во искупление грехов человеческих можно ознакомиться в разных книгах на портале, включая «Рождество Христово: Служба на праздник рождества еже по плоти, господа бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», «Престольные и другие праздники в Иркутских церквях», «Рождество Христово» и др.

«Для того чтобы уготованное людям милостию Божиею спасение было принято ими, И. Христу надлежало явиться в мир, к людям, и сказать им о Самом Себе, о Своём посольстве от Бога Отца, надлежало поучить людей вере и доброму житию», – читаем в книге В. Никольского «Двунадесятые праздники Православной церкви, или Цветник церковного сада».

Автор отмечает: «Притом до вступления в служение роду человеческому И. Христу надлежало принять крещение; как безгрешному Ему не было нужды в крещении Самого Себя, но Он крестился в реке Иордан для того, чтобы положить начало нашему очищению от грехов… и своим прикосновением сообщить воде силу к очищению нашему».

По-своему размышляет о первоначальном смысле обряда и священной силе воды в этом сакральном действе И. Бухарев в книге «О праздниках православной церкви», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Именно вода может очищать, оживлять, возрождать; по представлениям современной науки, она является источником жизни.

Наши предки постигли это из слова Божия и пошли за тем, кто принёс им это слово, – за князем Владимиром, крестителем Руси: «Великий князь Владимир, по прибытии его из Корсуня в Киев, повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр: большие стояли в воде по грудь, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения…» – написано в многотомном труде А. Терещенко «Быт русского народа».

С тех самых пор верующие следуют обряду с некоторыми этнографическими и религиозными особенностями, присущими различным конфессиям, это описано в упоминавшемся выше труде Терещенко: «Православная церковь издревле употребляла крещение погружательное, в отличие от католиков, которые установили обливательное крещение». Среди многочисленных упоминаний о Крещении по-русски в книгах иностранцев, посетивших Россию, есть, в частности, впечатления Казановы, находившегося в Петербурге зимой, в день празднования: «Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорождённых не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».

После церковной реформы Петра Великого некоторые обряды были упразднены, но в целом на величии праздника, столь значимого для всех православных христиан, это мало отразилось, отмечает И. Божерянов в историческом очерке «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». В своей книге автор приводит историю, передававшуюся в столице из уст в уста: «Однажды император Павел, подходя с церемонии к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика. „У вас белый плюмаж!“ – сказал государь. Белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых в армии, по табели о рангах, соответствовал статским советникам. „По милости Божией, Ваше Величество!“ – ответил находчивый поручик. „Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя бригадиром“, – сказал государь, идя во дворец».

Пути проникновения, распространения и окончательного утверждения христианства на землях, вошедших в состав Российской империи, начиная с апостольских времён и заканчивая Крещением Руси, рассматриваются в сочинениях, представленных в коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви». В неё вошли фундаментальные труды, принадлежащие перу крупных церковных деятелей и историков Церкви: Филарета, Макария, современного богослова и историка Е. Е. Голубинского и др.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question