Сегодня: 25.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Кризис отрасли из-за России: значение АЛРОСА

3.03.2023

YKTIMES.RU – Алмазный рынок еще не ощутил в полной мере последствия военных действий на Украине. Первоначальные прогнозы указывали на потенциальный дефицит предложения, который может возникнуть из-за того, что уйдет с рынка АЛРОСА с ее значительной долей в мировом объеме производства алмазов. Однако этот дефицит существенно не проявился, пишет Ави Кравиц на отраслевом портале rapaport.com.

Это может быть связано с тем, что отрасль все-таки приспосабливается к влиянию санкций США, наложенных на АЛРОСА, поскольку 24 февраля исполняется год с начала военной операции России на Украине. Мы выделяем три области, в которых торговля была или будет затронута:

1. Снижение спроса, поскольку военный конфликт вызывает глобальную экономическую неопределенность;

2. Снижение объема предложения алмазного сырья из-за санкций, наложенных США на компанию АЛРОСА;

3. Разделение рынка по мере разделения отрасли на два потока: на алмазы и бриллианты, полученные из этических источников, и алмазную продукцию, которая таковой не является.

Среди этих факторов отрасль наиболее остро ощутила влияние военного конфликта на мировой спрос в 2022 году. Торговля замедлилась из-за этого, наряду с уже существующей экономической неопределенностью, а конфликт подпитывал высокую инфляцию. Цены на бриллианты достигли пика через неделю после ввода войск и с тех пор имеют тенденцию к снижению.

Влияние войны на глобальный экономический рост ослабевает. Перспективы для США остаются осторожными из-за сохраняющейся инфляции, более высоких процентных ставок и неизбежного спада после значительного восстановления после пандемии.

Между тем, в Китае появляется некоторый оптимизм в отношении восстановления, поскольку правительство открыло границы страны после отмены своей политики нулевой терпимости к Covid-19.

Хотя все это происходит, торговля теперь сосредоточена на втором и третьем факторах, связанных с Россией, которые не полностью проявили свое влияние в 2022 году. Они связаны с тем, как санкции в отношении АЛРОСА повлияют на предложение и подтолкнут рынок к демонстрации своей репутации отрасли, обеспечивающей ответственное происхождение сырья.

Этот отчет является первым из серии, состоящей из трех частей, которые Rapaport опубликует о кризисе алмазной отрасли в России. В этом выпуске мы стремимся понять позицию АЛРОСА на рынке и последствия исключения крупнейшего производителя из основного алмазопровода. Вторая часть будет посвящена санкциям и их реальному значению для отрасли. В третьем отчете будет представлен прогноз того, как может выглядеть разделенный рынок, с изложением вариантов действий отрасли по отслеживанию поставок и предоставлением гарантий потребителям в том, что их бриллианты получены с соблюдением этических норм и законным путем.

Лиса в норе

Легенда гласит, что лиса привела геологов на место, где были найдены первые алмазы в российской Республике Якутия. Точнее говоря, обнаружив сходство геологического ландшафта с кимберлитовыми рудными формациями в Южной Африке, геологи в послевоенной России отправились в Якутию, обширную территорию площадью 1,2 млн кв. миль, находящуюся примерно в 3 000 миль к востоку от Москвы, тщательно изучая берега реки Вилюй на наличие вулканических трубок. Весной 1955 года геолог Юрий Хабардин обрадовался, обнаружив в длинном овраге лисью нору, которая обнажала синюю землю, что указывало на высокое содержание алмазов.

Многое было поставлено на карту, поскольку директива о поиске алмазов исходила от самых высоких уровней. Иосиф Сталин осознавал потребность в технических алмазах для восстановления России после войны и знал, что не может полагаться на алмазы компании De Beers, опасаясь, что поставки в Советский Союз могут бойкотироваться.

После этого первоначального открытия месторождения «Мир» Якутия стала, пожалуй, самым алмазоносным регионом в мире. Обладая огромными ресурсами, российское правительство согласилось продавать свою продукцию через De Beers, что позволило тогдашней южноафриканской алмазодобывающей компании сохранить контроль над алмазным рынком.

Хотя с годами менялся объем товаров, продаваемых компании De Beers, соглашение было расторгнуто только в 2009 году после того, как Европейская комиссия постановила, что соглашение нарушает ее законы о конкуренции.

Это поставило АЛРОСА на новый путь к обретению самостоятельности и влияния на алмазном рынке. Приближаясь к первичному публичному размещению акций (IPO), компания начала избавляться от своих непрофильных дочерних компаний, в том числе нефтегазовых, железорудных, гидроэнергетических, банковских, авиационных и гостиничных подразделений. К моменту листинга в 2013 году компания была сосредоточена на увеличении объема добычи алмазного сырья для стимулирования роста.

Хотя De Beers переключила внимание на брендинг, АЛРОСА укрепляла свою репутацию крупнейшего производителя алмазов. В последнее десятилетие компания добывала в среднем около 35 млн каратов в год, и, хотя в последние годы этот показатель немного снизился, в 2021 году АЛРОСА по-прежнему оставалась крупнейшим производителем по объему – чуть больше, чем De Beers. АЛРОСА прогнозировала добычу на уровне 33-34 млн каратов на 2022 год, хотя не публиковала свои результаты с начала военной операции.

Компания имеет около 20 рудников в пяти подразделениях, в том числе в Айхале, Мирном, Удачном, Нюрбе и на Ломоносовском ГОКе (Севералмаз), с впечатляющими запасами более 1 млрд каратов, согласно данным на ее веб-сайте. Они включают предприятия по добыче на кимберлитовых, аллювиальных месторождениях и на хвостохранилищах, и АЛРОСА вложила значительные средства для проведения подземной добычи на знаменитых месторождениях – кимберлитовых трубках «Интернациональная», «Айхал» и «Удачная». Затопление подземного рудника «Мир» в 2017 году вынудило закрыть его, а реконструкция должна была начаться в 2024 году.

В течение последнего десятилетия компания демонстрирует устойчивый рост. В 2021 году выручка подскочила на 51%, до 326,97 млрд рублей ($2,99 млрд), благодаря восстановлению после Covid-19, а чистая прибыль выросла до 91,32 млрд рублей ($834 млн), что почти втрое превышает показатель 2020 года, составлявший 32,25 млрд рублей ($297,3 млн).

Примерно 70% продаж осуществляется постоянным клиентам по контрактам на ежемесячных торговых сессиях через программу компании Alrosa Alliance, что аналогично системе сайтов компании De Beers, при этом она также проводит регулярные аукционы и тендеры, а также занимается спотовыми продажами индивидуальным клиентам. Продажи компании постепенно стали барометром для торговли, подобно сайтам De Beers, хотя, возможно, и менее влиятельным.

Открытие компании

Проведение IPO в октябре 2013 года принесло компании рыночную капитализацию в размере $8,12 млрд. Для отрасли еще важнее то, что это заставило алмазодобывающую компанию, которая ранее считалась скрытной, стать более прозрачной, поскольку теперь у нее был более широкий круг акционеров, перед которыми нужно было отчитываться, и она должна была соответствовать требованиям отчетности, предъявляемым Московской фондовой биржей.

В текущей структуре акционеров 33% принадлежат Российской Федерации, 25% – Республике Саха (Якутия), 8% – муниципальным образованиям в Якутии, а 33% обращаются на публичных рынках. Стремление к прозрачности привело к появлению ежеквартальных торговых обновлений информации, отчетов о доходах, ежемесячному раскрытию информации о продажах и к открытому диалогу об операциях компании.

Руководство также предприняло согласованные усилия по взаимодействию с отраслью, взяв на себя центральные роли в таких организациях, как Всемирный совет по алмазам (World Diamond Council, WDC), Совет по ответственной ювелирной практике (Responsible Jewellery Council, RJC), Алмазы творят добро (Diamonds Do Good, DDG) и Совет по природным алмазам (Natural Diamond Council, NDC), а также в других.

Кроме того, она повысила свою роль ответственной компании, внося свой вклад в проекты, ориентированные на интересы местного населения и охватывающие экологические, социальные и управленческие вопросы (environmental, social and governance, ESG), связанные с деятельностью ее предприятий.

Немного отклонившись от своего подхода, ориентированного на производство, алмазодобывающая компания также начала диверсифицировать свой портфель, создав крупное гранильное подразделение, которое было усилено приобретением смоленского «Кристалла» в 2019 году. Компания начала использовать свое подразделение по производству бриллиантов в качестве платформы для создания собственного капитала бренда с помощью таких инициатив, как «Коллекция Романовых» и ее недавние усилия по продвижению бриллиантов с флуоресценцией, поскольку процент таких товаров в ее продукции выше среднего.

Компания нацелилась на США, крупнейший потребительский рынок ювелирных изделий с бриллиантами, чтобы повысить свою позицию как важного, этичного производителя разнообразной алмазной продукции.

Дьявол кроется в данных

Эти маркетинговые программы и участие компании в отраслевых делах прекратились, когда в феврале прошлого года началась военная операция, – в некоторых случаях спорным образом. Компания также прекратила публиковать отчеты о своих продажах и операциях.

Это создало пробел, затрудняющий оценку мирового объема производства, объемов продажи алмазов и их соотношения с рынком. Сообщается, что алмазодобывающая компания недавно изменила свой список клиентов компании Alrosa Alliance, сохранив бόльшую секретность в отношении его состава. Очень немногие признаются, что продолжают покупать алмазы у компании. А если и покупают, то тоже непонятно, как производят оплату, учитывая, что Россия заблокирована большинством международных систем денежных переводов.

Санкции США в отношении АЛРОСА и ограничения, наложенные на международные финансовые каналы поступлений в Россию, ограничили доступ к крупнейшему в мире производителю алмазов. Но в санкциях остались лазейки и санкции пересматриваются. Они ограничили только прямой импорт из России, но разрешили использовать алмазы, произведенные в России, но прошедшие огранку и полировку в других центрах. (Мы более подробно рассмотрим механику действия санкций в следующей части).

Кроме того, другие страны не ввели санкции, в частности, Бельгия, бывшая крупнейшим торговым центром для алмазов АЛРОСА до начала военной операции; Индия, которая обычно производит их огранку и полировку; и Дубай, который облегчает торговлю алмазной продукцией с Индией. У российских товаров еще есть пути на рынок, и они явно просачиваются на него.

Данные Национального банка Бельгии (National Bank of Belgium) свидетельствуют о том, что импорт нетехнических алмазов из России в страну за первые 10 месяцев 2022 года сократился на 8% в годовом исчислении, до 1,26 млрд евро ($1,35 млрд), и на 29% в натуральном выражении, до 2,6 млн каратов.

Между тем, согласно статистике Министерства торговли Индии, импорт алмазов ювелирного качества из России вырос на 23% в стоимостном выражении до $902 млн, за тот же 10-месячный период, а в физическом выражении объем увеличился на 14%, до 4,1 млн каратов. Индийский совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC), который отслеживает свои собственные данные на основе данных министерства, не ответил на запрос Rapaport дать объяснение этому увеличению на момент публикации этого материала.

Вполне вероятно, что некоторые объемы товара, которые потерял Антверпен, отправляются прямо в Сурат, тогда как они обычно останавливаются в Бельгии по пути в Индию даже тогда, когда рынок работает в нормальном режиме. За период с января по октябрь совокупный объем импорта из России для двух центров упал на 8% в годовом исчислении, до 6,7 млн каратов. Не было данных об объемах импорта по странам происхождения от других крупных центров торговли алмазами, в частности от Дубая, Израиля и Китая.

Более крупная проблема

В любом случае российские алмазы явно выходят на рынок, и АЛРОСА проявляет активность. И если предположить, что они не будут направляться в США, учитывая юридические и репутационные последствия торговли этими товарами, есть и другие направления, где таких проблем нет, а именно Китай и Индия.

Хотя на этих неамериканских рынках есть розничные магазины, которым поставщики могут продавать товар, более сложной задачей для дилеров и производителей бриллиантов является обеспечение того, чтобы бриллианты российского и нероссийского происхождения не смешивались на этапах торговли, огранки и полировки. Может ли торговля дать американским ювелирам гарантии того, что их поставки не происходят из запрещенного источника? Может ли компания отследить свои поставки, чтобы рассказать полную ESG-историю, которую должны рассказывать люксовые бренды и ювелиры?

Это станет большой проблемой для алмазной отрасли в 2023 году, поскольку кризис в России продолжается. Поставки АЛРОСА, вероятно, увеличатся в этом году. Торговым компаниям необходимо будет решить, как лучше всего раскрывать информацию об этих товарах.

Ави Кравиц.

Источник: Rough&Polished.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question