Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Лучше бы сократили штат ПФР, а не банкротили людей

21.08.2018

YKTIMES.RU – 19 июля 2018 года за законопроект, внесенный правительством в Государственную Думу РФ и предусматривающий повышение пенсионного возраста к 2028 году до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин, проголосовали 328 депутатов. Все они входят в партию «Единая Россия». Фракции КПРФ и «Справедливая Россия» посчитали данный законопроект противоречащим Конституции РФ, ЛДПР не увидела ни политических, ни экономических, ни нравственно-этических причин для повышения пенсионного возраста, поэтому входящие в них депутаты проголосовали против. Несмотря на их позицию, поправки в этот правительственный документ будут обсуждаться и вноситься до 24 сентября 2018 года, пишет “Свободная Пресса“.

О том, какие выводы можно сделать из первого этапа обсуждения правительственного законопроекта, поддержанного всего лишь одной фракцией в Государственной Думе, «СП» побеседовала с руководителем Центра экономической политики и бизнеса, экспертом по вопросам коррупции, доктором экономических наук Еленой Румянцевой.

Прежде всего эксперт обратила внимание на то, что проблема номер один в России — это системная коррупция.

— Мы, как известно, много лет живем в условиях чрезмерно кичливой, показушной, алчной и одновременно примитивной по своим поступкам коррупции, проведенной под широко рекламируемыми лозунгами либерализации, — отметила она. — Поэтому любая «фамусовщина», которая исходит из среды людей, поддерживающих за большие деньги власть и любые ее инициативы, должна по мере возможности всесторонне проходить проверку некоррумпированной частью общества, выдерживать общественный контроль.

Количество богатых граждан в России растет самыми быстрыми темпами в мире, а их активы достигли почти половины имущества всего населения страны. Почему каста «избранных» не может финансово помогать России? Люди устали от двойных стандартов, поэтому перевес общественного мнения по данному вопросу очевиден. Видимо, неслучайно Владимир Путин 20 июля сделал официальное президентское заявление, что ему никакой из вариантов пенсионной реформы не нравится и что «нужно слушать тех людей, которые … предлагают что-то вразумительное, здравое, руководствуются интересами страны и граждан»

«СП»: — Можете привести примеры двойных стандартов?

— Их уже накопилось очень много. Главное, конечно, — в неравенстве расходов бюджетных средств для разных категорий юридических и физических лиц и в целом в оплате труда в стране. Вот, например, пункт 3 статьи 37 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации., а также право на защиту от безработицы». А что мы видим на практике? Одни получают по 10−15 тысяч рублей, другие, в том числе и инициаторы пенсионной реформы, — по 2 миллиона в месяц. Эта разница установлена административным путем.

Или другой пример — обеспечение граждан квартирами, машинами, земельными участками, социальными путевками на лечение в санатории. Законодательно предусмотрено ежегодно предоставлять путевки. На местах делается все возможное, чтобы люди сами отказывались от получения путевок из-за барьеров их оформления и переходили на денежную компенсацию.

Формально, поверхностно все выглядит очень социально и нравственно, на деле — асоциально: коррумпированные слои посещают санатории в России и за рубежом за денежки государственного бюджета, бывает, и по три раза в год, а действительно нуждающиеся граждане — нуждающиеся в государственной помощи, не имея никаких шансов попасть в эти санатории, получают денежную компенсацию в размере 100 рублей в месяц! То есть даже в этом небольшом для богатых и чрезвычайно важном для бедных вопросе — дискриминация, фальшь и обман.

Можно ли на 1200 рублей в год платно пройти лечение хоть в каком-то санатории? А за «бесплатное» лечение государство платит по особым спискам, в которых состоят лица с высокими зарплатами, очень дорого. Я давно эту порочную практику с многочисленными и явными нарушениями отменила бы, проведя обычные проверки тех, кто под видом лечения просто комфортно отдыхает за счет государства вместо лечения действительно больных людей. И экономия сразу же бы образовалась существенная, как и на выплатах огромных зарплат и пенсий, установленных для очень ограниченного контингента привилегированных персон, не нуждающихся в таких баснословных вознаграждениях. Конечно, денег не будет хватать, если их по всем статьям затрат не экономить. Нужно смотреть на жизнь большинства россиян, начиная с получения ими образования. Куда они потом могут трудоустроиться и на какую зарплату? И с какими личными финансами они придут к предпенсионному и пенсионному возрасту?

«СП»: — По словам Председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, основная проблема, которую должно разрешить принятие данного законопроекта, — это «дыра» в Пенсионном фонде РФ, которая продолжает увеличиваться. По его мнению, «если сейчас за счет федерального бюджета в Пенсионный фонд перечисляется 3,336 триллиона рублей (около 40% объема Пенсионного фонда и 20% от расходов федерального бюджета), закрывая тем самым его дефицит, то уже в ближайшем будущем средств надо будет перечислять почти в 2 раза больше». То есть как бы создана безвыходная ситуация?

— Есть, по крайней мере, три критерия, по которым данное решение необходимо обсуждать. Это его социальный характер (соблюдение социальных гарантий государства), эффективность (нужно быть уверенным, что это решение — наилучшее из всех рассмотренных альтернатив) и коррупциогенность (что оно не способствует дальнейшему развитию коррупции в стране). Почему такие цифры? Почему они не стали тревожить правительство намного раньше, в том числе в связи с анализом многочисленных коррупционных скандалов в ПФР, являющимся одним из самых неэффективных в мире?

Огромный штат при значительных затратах на него не рассмотрен при вынесении законопроекта. То есть данное решение, отражающее новое перераспределение общественных финансов, проводится в условиях неэффективной работы ПФР как оператора и в условиях ухудшения жизни большинства россиян. Эти два момента, на мой взгляд, являются очень существенными контраргументами. Но это не означает, что ничего делать вообще не надо. Просто не надо дальше банкротить население.

«СП»: — Что тогда надо делать?

— Первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов в своем недавнем интервью сообщил, что не планируется менять действующие налоговые условия работы предприятий в ближайшие 6 лет. Но налоговая система России почти не менялась с середины 1990-х годов и многократно подвергнута острой критике в научных кругах.

Вместо социально значимых изменений постоянно меняется налоговая отчетность, хотя она должна была бы упрощаться, а не имитировать какие-то никому ненужные новации. Посмотрите, в Китае правительство для смягчения последствий кризиса постоянно работает в направлении снижения налогового бремени, в том числе по пути снижения ставки НДС. И экономика Китая постоянно растет.

А у нас? По многим направлениям, где созданы препятствия для развития российской экономики, тоже ничего пока не планируется делать и даже серьезно обсуждать — с цифрами, расчетами и деталями.

Не следует, на мой взгляд, принимать данное решение вне связки с реальной ситуацией на рынке труда, которая в целом характеризуется как патовая, вне связки с социальной дискриминацией, которая навязана административной коррупцией, вне связки с пакетом решений по интеграции богатой части населения, в пользу которой была перераспределена государственная собственность, и вне связки с противодействием административной коррупции, негативного вмешательства в жизнь людей которой сегодня очень много.

Андрей Захарченко.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question