Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Минфин изымет из экономики 2 триллиона рублей

12.03.2021

YKTIMES.RU – Из-за прошлогодних проблем с доходами бюджета в этом году пополнять Фонд национального благосостояния (ФНБ) в буквальном смысле нечем, сообщила Счетная палата (СП). Следующее перечисление средств в фонд можно ожидать только в 2022 году. В правительстве уже подсчитали, какую сумму условных нефтегазовых сверхдоходов изымут из экономики в течение года, чтобы направить в резервы, – более 2 трлн руб., пишет “Независимая газета”. Похоже, ведомство не смущает, что экспорт нефти пока продолжает сокращаться на десятки процентов. При этом Минфин все же пообещал вложить часть резервных средств в инвестиционные проекты, но за один государственный рубль он хочет привлечь пять частных.

Экспорт нефти из РФ пока продолжает сокращаться, следует из данных Федеральной таможенной службы. В январе в натуральном выражении он сократился на 27%, а в стоимостном – на 43% по отношению к тому же месяцу 2020-го. По итогам прошлого года падение составляло в натуральном выражении около 11%, а в стоимостном – почти 41%.

Из-за прошлогодних проблем с доходами бюджета и вызванного пандемией кризиса в этом году ФНБ пополняться не будет, следует из отчета Счетной палаты. «В 2021 году пополнения ФНБ не ожидается из-за возникших в 2020 году недополученных нефтегазовых доходов… При этом средства в иностранной валюте, приобретенные за счет дополнительных нефтегазовых доходов в первом квартале минувшего года, были полностью использованы в 2020 году», – пояснил аудитор Алексей Саватюгин.

«Согласно данным на сайте Минфина, расчетная сумма дополнительных нефтегазовых доходов за январь–март 2020 года составила 570 млрд руб. А объем проданной к августу валюты… достиг 646 млрд руб. В результате к концу лета на счетах Федерального казначейства, куда зачисляется иностранная валюта, купленная за счет дополнительных нефтегазовых доходов, не осталось средств», – поясняется в материалах на сайте СП.

В ведомстве Алексея Кудрина добавили, что теперь «дополнительные нефтегазовые доходы 2021 года могут быть направлены на пополнение ФНБ только в 2022 году».

В правительстве уже подсчитали, на какую сумму условных сверхдоходов можно будет рассчитывать в этом году. Сначала ориентир обозначил вице-премьер Александр Новак. Средняя цена нефти Brent с начала года – около 60 долл. за баррель. «Мы ожидаем, что дополнительные поступления в ФНБ могут составить в 2021 году около 2,5 трлн руб. при среднегодовых ценах в 60 долл. за баррель», – сообщил вице-премьер.

Он указал на позитивный эффект сделки ОПЕК+ и восстановление спроса. В прошлом году спрос в мире падал на 20–22 млн барр. в сутки (б/с), затем он восстановился примерно на 15–17 млн б/с, напомнил вице-премьер. «В этом году мы ожидаем, что общее восстановление спроса будет где-то 5,5 млн б/с. Окончательное восстановление докризисного спроса ожидается в 2022 году», – добавил Новак.

В свою очередь, Минфин сообщил, что «при сохранении текущих уровней нефтяных котировок и валютного курса рубля дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2021 году превысят 2 трлн руб.». И по итогам года эти средства будут перечислены в ФНБ.

По данным Минфина, в январе ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета должен был составить 73,5 млрд руб., в феврале – около 47 млрд руб., в марте – почти 117 млрд руб. Хотя изначально в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021 год Минфин сверхдоходов, судя по всему, не ожидал. «Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2021 год прогнозируется в объеме 5987,2 млрд руб. Объем базовых нефтегазовых доходов в 2021 году будет определяться без учета снижения объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и составит 6078,3 млрд руб. Таким образом, в 2021 году образуются недополученные нефтегазовые доходы в объеме 91,1 млрд руб.», – отмечалось в пояснительной записке.

Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании цены отсечения 43,3 долл. за баррель в 2021 году, 44,2 долл. за баррель в 2022-м и 45 долл. за баррель в 2023-м. Нефтегазовые доходы, полученные сверх этой планки, признаются дополнительными и направляются в резервы.

Правда, обвал нефтяного экспорта в том числе в натуральном выражении ставит под сомнение эффективность и оправданность бюджетного правила: при сокращающихся по факту поступлениях в экономику из нее изымаются средства, которые Минфин решил назвать сверхдоходом, причем вернуть эти средства в экономику крайне сложно.

В четверг министр финансов Антон Силуанов назвал условия. По его словам, сейчас конъюнктура позволяет воспользоваться средствами ФНБ. По состоянию на 1 марта объем ФНБ превысил 13,5 трлн руб., ликвидная часть фонда составила почти 8,7 трлн руб., или 7,5% прогнозируемого на текущий год ВВП. Предполагалось, что расходование средств фонда на инфраструктурные проекты станет возможно, когда ликвидная часть фонда превысит 7% ВВП. Правда, ранее уточнялось, что ликвидная часть должна превышать 7% ВВП на протяжении трех лет.

Но, похоже, в финансовом блоке решили, что уже сейчас можно подумать о некотором расходовании средств. «Мы предложили, чтобы на рубль ФНБ мы могли бы привлекать не менее 5 руб. частных инвестиций и более. И тогда это будет синергия, – пояснил на совещании у президента Силуанов. – И тогда, действительно, мы можем говорить о том, чтобы задействовать и частные инвестиции, и стимулировать новые проекты, новые рабочие места. И этот инструмент будет работать в этом году, мы уже готовы с ним работать».

«Прошу правительство в месячный срок представить конкретные предложения по инвестированию средств ФНБ, в том числе в инфраструктурные проекты», – дал поручение президент Владимир Путин.

«В условиях высоких цен на нефть и большого притока доходов бюджетное правило искусственно снижает возможности государства для финансирования различного рода проектов и социальных программ, – прокомментировал ситуацию главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. – Однако при падении цен это правило призвано стать источником финансирования выпадающих доходов, обязательств государства. Впрочем, в прошлом году значительного расходования средств ФНБ не было, помогли достаточно быстро восстановившиеся цены на нефть».

Но здесь, по его словам, возникает другая проблема: как долго может увеличиваться объем ФНБ? Если целевой ориентир по ликвидной части уже достигнут, то что делать с допдоходами от бюджетного правила, которые продолжают поступать в ФНБ? «Ответа пока от правительства нет. Дискуссии продолжаются», – отметил Тихомиров.

При этом, как признает руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, прогнозируемые 2 трлн руб. дополнительных доходов вполне можно назвать виртуальными. Во-первых, мы не знаем, как сложится конъюнктура мировых цен на нефть в течение года, а значит, реальные «сверхдоходы» теоретически могут быть как больше 2 трлн руб., так и существенно меньше, вплоть до полного отсутствия. Во-вторых, если все эти дополнительные доходы будут направлены в ФНБ, то для экономики они по факту так и останутся виртуальными, потому что в нее не попадут. А если попадут, то не все и только в избранные проекты.

Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина, «механизм бюджетных правил позволяет локализовать влияние нефтяной волатильности и таким образом обеспечивает устойчивость экономики к динамике цен на нефть».

В ведомстве напоминают: в первом полугодии 2020 года цены на нефть падали ниже 10 долл. за баррель, но последствия при этом, благодаря бюджетным правилам, не были драматичными, реакция курса рубля была сдержанной, риск-премия, процентные ставки, инфляция оставались стабильными.

Это позволило эффективно проводить контрциклическую политику. В 2020-м ФНБ, по уточнению Минфина, использовался на покрытие недополученных нефтегазовых доходов (с учетом покупки в первые три месяца, из ФНБ было использовано 289,7 млрд руб.).

«Что касается динамики добычи нефти, конечно, она оказывает влияние на поступления рентных доходов, но незначительное. По соглашению ОПЕК+, ограничение на добычу нефти составляет менее 10%, а сокращение нефтегазовых доходов в федеральный бюджет при базовой цене на нефть в 2021 году может составить 625 млрд руб., – отметили в пресс-службе ведомства. – Тем не менее ограничение на добычу нефти по соглашению ОПЕК+ – временное решение для поддержания сбалансированности мирового рынка нефти в условиях резкого сокращения спроса во время пандемии. Учитывая это, влияние сокращения добычи по сделке не учитывается при определении предельных расходов в 2021 году».

Таким образом, компенсируются выпадающие базовые нефтегазовые доходы, что позволяет минимизировать влияние временного ограничения добычи нефти как на уровень предельных расходов федерального бюджета, так и на российский ненефтегазовый сектор в целом, считает Минфин.

В итоге в министерстве ожидают, что в 2021 году – при сохранении текущих уровней нефтяных котировок и курса рубля – дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета могут превысить 2 трлн руб. «даже с учетом сделки ОПЕК+».

Анастасия Башкатова, заместитель заведующего отделом экономики “Независимой газеты”.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question