Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Минфин Валерий Жондоров выступил на круглом столе по актуальным вопросам МСУ

29.01.2021

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 28 января 2021 года идет круглый стол на тему: «Актуальные вопросы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)», сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Первым вопросом по повестке министр финансов РС(Я) Валерий Жондоров выступил с докладом «О бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2021 год».

Министр финансов РС(Я) Валерий Жондоров проинформировал, что из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году были предоставлены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общей сумме 1 млрд. 913 млн. рублей. Дотации на сбалансированность выделены бюджетам муниципальных районов и городских округов в сумме 1 млрд. 688 млн. рублей, городских и сельских поселений в размере 225 млн. рублей.

Как сообщил министр финансов, в 2020 году была создана межведомственная рабочая группа с привлечением исполнительных органов государственной власти и представителей муниципальных образований по внедрению методики расчета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по принципу «модельного бюджета».

По муниципальным районам и городским округам методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности была изменена в 2019 году и в течение 2020 года по предложениям муниципальных районов также были внесены изменения. Например, о сохранении в местном бюджете экономии, полученной в результате реализации мероприятий по повышению эффективности муниципальных расходов и другим вопросам.

Далее Валерий Жондоров на слайдах представил информацию о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности. Например, в 2021 году видно, что уменьшились расходы по проезду в отпуск, льготному питанию школьников (за счет федеральных субсидий), прочим расходам, коммунальным услугам. По остальным расходам идет рост, а также увеличивается и доходный потенциал муниципалитетов. При этом по заявкам муниципалитетов также происходит увеличение расходов.

В целом рост дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) произошел по 22 муниципальным районам и городским округам из 33-х дотационных районов и округов, снижение наблюдается у 11 муниципальных районов: из них за счет снижения контрактов и тарифов по коммунальным услугам – 7 районов, уменьшения расходов по проезду в отпуск – 4, льготному питанию – 5, роста доходного потенциала – 4 района.

Как подчеркнул Валерий Жондоров, по районам, где идет снижение дотации, будет проведен анализ сбалансированности местных бюджетов, при необходимости оказана дополнительная помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Так, в 2020 году по заявкам 24 муниципальных районов была оказана дополнительная финансовая поддержка.

Далее министр рассказал о законе РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений». Начиная с 2008 года, муниципальные районы наделены полномочиями по расчету распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между поселениями внутри района. В настоящее время в республике осуществлен полный переход к распределению дотации с использованием исполнения расходных обязательств муниципальных образований, т.е. «модельного бюджета»: по муниципальным районам и городским округам с 2020 года, по городским и сельским поселениям с 2021 года.

Как сообщил министр, анализ, проведенный народными депутатами, членами постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, а также постоянного комитета по вопросам местного самоуправления показал существенные отличия между фактическими и нормативными расходами поселений. Правительству РС(Я) было рекомендовано провести оценку расходных обязательств местных бюджетов на основе их инвентаризации в целях пересмотра действующих нормативов минимальных финансовых затрат с учетом реальной экономической ситуации.

Далее министр рассказал о методике расчета субвенции из государственного бюджета РС(Я) в бюджеты муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также методику расчета дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Распределение субвенции между бюджетами муниципальных районов производится по консолидированным бюджетам сельских и городских поселений.

Применяются повышающие коэффициенты в связи:

  • – с наличием в поселении 2 и более населенных пунктов с численностью населения более 100 человек,
  • – при выполнении функций местной администрации поселения местной администрацией района,
  • – на административные центры муниципальных районов.

Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района производится с учетом достижения критерия выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, размер которого устанавливается решением о бюджете муниципального района, но не ниже уровня, установленного на текущий год.

Оценка модельных расходов производится по 5 видам расходов: это фонд оплаты труда, который определяется с учетом штатных единиц, согласованных министерствами и ведомствами.

На 2021 год сумма учтенных при распределении субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений доходного потенциала составила 3 млрд. 250 млн. рублей, в том числе неналоговые доходы составили 77,4 млн. рублей.

Методические рекомендации по принятию Порядка расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района были доведены Министерством финансов 16 ноября 2020 года. В целях оказания методической помощи после принятия закона Министерством финансов 14-15 декабря 2020 года проведены 17 рабочих совещаний с руководителями финансовых органов по вопросам распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между поселениями района, выявлены проблемные вопросы, даны разъяснения методики распределения дотации, расчета корректирующих коэффициентов, а также формирования местных бюджетов.

По субвенции на выполнение переданных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в 21 районах из 34-х произошел рост объемов субвенции в сравнении с 2020 годом, снижение наблюдается в 13 районах: Верхневилюйском, Верхоянском, Горном, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нижнеколымском, Нюрбинском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Чурапчинском районах.

Основной причиной снижения является снижение тарифов на коммунальные услуги, рост доходного потенциала, снижение объемов модельных расходов по другим расходам и отдельным направлениям расходных обязательств.

Валерий Жондоров подчеркнул, на 2021 год перед Министерством финансов РС (Я) и муниципальными районами предстоит задача по проведению анализа распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и оценки расходных обязательств, для решения вопросов местного значения.

Также по итогам представления информации по принятым бюджетам муниципальных образований будет проведен анализ сбалансированности местных бюджетов. При этом будут проверены условия предоставления дотации. При необходимости, будет оказана финансовая помощь.

Народные депутаты Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева, Виктор Губарев, Андрей Находкин, Андрей Николаев, Елена Голомарева, Иван Данилов, Петр Аммосов, Нюргуяна Захарова задали уточняющие вопросы докладчику об обсуждении с муниципалитетами нововведений по «модельному бюджету», выравнивании бюджетной обеспеченности районов и поселений, методике распределения дотаций, возможности в заявочном порядке получить дополнительные средства на сбалансированность бюджетов, повышении доходного потенциала муниципалитетов, учете неналоговых доходов при распределении дотаций, причинах не освоения средств муниципалитетами и другое.

В частности, Антонина Григорьева предложила рассмотреть вопрос передачи налогов на самозанятость на муниципальный уровень, создать в республике фонд для стимулирования поселений, а также утвердить критерии оценки работы муниципалитетов для их поощрения за наилучшие достижения. Министр финансов отметил, что поддерживает данное предложение о налоге на самозанятость и для этого необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс РФ. По вопросу о создании фонда Валерий Жондоров ответил, что данный вопрос изучается и будет обсужден в правительстве.

Отвечая на вопрос Петр Аммосова, Председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко поддержал предложение о необходимости направления средств в муниципалитеты для их развития и отметил, что «нам всем необходимо научиться работать и научиться зарабатывать».

«Я езжу по районам, многие главы – молодцы. Они заинтересованы в создании производственного кластера, в развитии сельского хозяйства. Наша задача найти деньги на развитие, найти баланс, по которому все будут развиваться, чтобы в каждый поселок был удовлетворен, были построены больницы, школы», – сказал премьер.

Нюргуяна Захарова подчеркнула, что в основном главы поднимают вопрос об инвестиционной составляющей муниципальных бюджетов. По ее мнению, на текущий момент все затраты муниципалитетов заложены в бюджете, Минфином проведена огромная работа и рабочая группа будет совершенствовать методику обеспечения сбалансированности бюджетов. Парламентарий задала вопрос Председателю Правительства РС(Я) о возможностях увеличения доходов в местный бюджет. Андрей Тарасенко ответил, что необходимо привлекать капитал для создания высокорентабельного продукта в республике, чтобы появились другие компании, которые влияют на доходность налогового потенциала всего республиканского бюджета.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question